Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области»




НазваниеДоклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области»
страница1/8
Дата публикации29.09.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДоклад
urist-edu.ru > Законы > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8


Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области «О реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения в Оренбургской области»

(далее – доклад)

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области».

Доклад составлен на основе анализа информации о состоянии и реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. В основе его лежат обобщение итогов рассмотрения поступивших обращений граждан, а также сведения, полученные по запросам Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области из органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Оренбургской области.

Доклад посвящен проблемам, связанным с реализацией государственной гарантии по внеочередному обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное получение жилья.


Оренбург 2012 г.

Введение
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, статья 18, часть 1 и часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Политика Российской Федерации предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище (статья 25 Всеобщей Декларации прав человека).

Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на орган государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

По опыту первых месяцев работы аппарата Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области выяснилось, что это право на жилище является одновременно и наименее реализуемым.

Среди категорий граждан, обладающих приоритетом в обеспечении жильем, следует выделить такую категорию, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).

В статье 20 Конвенции ООН о правах ребенка отмечается, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь. И это понятно. Дети-сироты лишены возможности получить помощь и поддержку родственников и остро нуждаются в помощи, прежде всего в обеспечении жильем. Жилье для детей-сирот – это больше, чем просто место жительства. Жилье в данной ситуации – это та отправная точка, которая определяет всю его дальнейшую самостоятельную жизнь.

Таким образом, защита жилищных прав детей-сирот является важнейшим направлением государственной социальной политики Российской Федерации, учитывая, что число детей-сирот неуклонно увеличивается.

В Российской Федерации принята и действует законодательная база, определяющая дополнительные гарантии детей-сирот по внеочередному обеспечению их жилыми помещениями. Однако складывающаяся правоприменительная практика серьезно отстает от уровня законодательных гарантий и не позволяет реализовать жилищные права молодым людям, изначально оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Обращения детей-сирот в удельном весе всех обращений граждан немногочисленны. Это объясняется в первую очередь тем, что дети-сироты обладают наименьшими возможностями для защиты своих прав.

Даже в суды по вопросу обеспечения детей-сирот жильем в подавляющем количестве случаев обращается прокурор, а не сам сирота. При этом число судебных решений об обеспечении детей-сирот жильем растет.

Учитывая важность рассматриваемой проблемы и в связи с поступающими обращениями, а также проанализировав вынесенные судебные решения, принятые меры прокурорского реагирования, публикации в средствах массовой информации, Уполномоченным по правам человека в соответствии с положениями статьи 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» было принято решение о подготовке специального доклада, направленного на устранение противоречий между нормативными гарантиями и реальной жизнью.
Цели подготовки специального доклада:

доведение до органов государственной власти и местного самоуправления результатов мониторинга реализации действующего законодательства в 2011 году;

определение проблем в реализации прав детей-сирот на получение жилого помещения;

предложения по возможным способам разрешения проблемных ситуаций.
Вопросы, рассматриваемые в настоящем докладе

1. Правовое регулирование правоотношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями детей-сирот по договору социального найма.

2. Анализ разных механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе посредством приобретения или строительства жилых помещений.

3. Обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами.

Доклад составлен на основе проведенного анализа законодательства, предусматривающего права детей-сирот на жилое помещение, мониторинга средств массовой информации, информационных материалов органов власти на территории Оренбургской области и общественных организаций, представленных органами прокуратуры Оренбургской области, результатов проверок, обобщения обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области и Уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области.

Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области выражает признательность прокуратуре Оренбургской области, главам муниципальных образований, министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерству образования Оренбургской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Уполномоченному по правам ребенка в Оренбургской области, общественным организациям и правозащитникам за участие в проведении мониторинга обеспеченности жильем детей-сирот и своевременно предоставленную информацию, необходимую для подготовки настоящего доклада.



Правовое регулирование правоотношений,

связанных с внеочередным обеспечением детей-сирот жилыми

помещениями по договору социального найма
Законодательство Российской Федерации

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением детей-сирот жильем на федеральном уровне, осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в развитие ее положений федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.

Дополнительные гарантии права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями определены пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет минимальный размер предоставляемого жилого помещения и субъекта предоставления жилых помещений – органы исполнительной власти по месту жительства или по месту временного пребывания.

Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом, Гражданским кодексом.

Расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203.

Тем самым федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые могут своими законами передать данное полномочие на муниципальный уровень с соответствующим финансовым обеспечением.
Законодательство Оренбургской области

Согласно Закону Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» определен порядок предоставления жилого помещения, в том числе и для детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Оренбургской области, осуществляющими государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по месту их жительства или пребывания.

Дети-сироты, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью 33 кв. метра.

Законом Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» переданы на муниципальный уровень полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Оренбургской области обязанность по обеспечению жильем детей-сирот возложена на органы местного самоуправления.

С этой целью органы местного самоуправления организуют проведение необходимых мероприятий по предоставлению жилой площади детям-сиротам, используя средства областного бюджета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот.

Правительством Оренбургской области принято постановление от 22 августа 2011 года № 770-пп «Об обеспечении жильем по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения в Оренбургской области», которым предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение сохранности закрепленного за детьми-сиротами жилья, постинтернатное сопровождение детей-сирот (создание социальных общежитий).

Главам городских округов и муниципальных районов области поручено осуществлять личный контроль реализации мер, направленных на освоение соответствующих субвенций, исполнение решений судов. Кроме этого, предписано усилить контроль за осуществлением учета детей-сирот, обеспечением сохранности закрепленного за ними жилья.

В данном документе обозначено приоритетное направление решения проблемы – главам муниципалитетов поручено организовать работу по строительству муниципального жилого фонда для обеспечения жильем детей-сирот.

Для выявления проблемных вопросов, связанных с исполнением судебных решений о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот, распоряжением Губернатора Оренбургской области от 19 октября 2011 года № 409-р создана рабочая группа, которой поручено осуществлять контроль за исполнением судебных решений о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот.

В целях оказания помощи выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в защите их прав и охраняемых законом интересов Правительством Оренбургской области принято постановление от 3 ноября 2011 года № 1077-п «О порядке постинтернатного сопровождения в Оренбургской области выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет». Данным постановлением определены следующие задачи постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет:

содействие указанным категориям граждан в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;

обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;

содействие созданию семьи и обеспечение ее жильем;

создание реестра выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 5 декабря 2011 года № 1184-п «О формировании и ведении реестра данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» создана единая информационная база Оренбургской области о детях-сиротах и приравненных к ним лицах, обладающих правом на внеочередное обеспечение жилыми помещениями (далее – Реестр).

Полномочием по формированию и ведению Реестра наделено министерство образования Оренбургской области. Формируется Реестр из списков, составляемых уполномоченными органами местного самоуправления и предоставляемых в министерство ежегодно до 1 февраля, а изменения в данный список – не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным.

Министерство образования Оренбургской области вносит изменения в Реестр в 10-дневный срок со дня поступления списков и не позднее 10-го числа каждого месяца направляет их в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Правилами формирования и ведения Реестра предусмотрено, что информация о детях-сиротах должна быть включена в Реестр не позднее 3 месяцев со дня возникновения права на обеспечение жилым помещением. Причем в отношении детей-сирот, окончивших службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или вернувшихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, применяется заявительный порядок включения их в списки, формируемые органом местного самоуправления, остальные дети-сироты включаются в списки централизованно.
Реформирование законодательства по вопросу обеспечения жильем детей-сирот

Нельзя обойти вниманием значимые изменения законодательства в сфере обеспечения жильем детей сирот.

Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования законодательства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, внесен в Государственную Дума в августе 2011 года и принят в феврале 2012 года. Вступает в силу данный закон с 1 января 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

Данным законом внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о том, что детям-сиротам, не являющимся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам в случае, если их вселение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находится место жительства указанных граждан, в установленном законодательством субъектов Российской Федерации порядке предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом если указанные лица не нуждаются в данный момент в жилье (обучаются в образовательном учреждении и проживают в общежитии, проходят военную службу по призыву), то по их письменному заявлению жилые помещения могут предоставляться по окончании ими обучения в образовательной организации или прохождения военной службы, что позволит им избежать расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилого помещения во время их отсутствия.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Вместе с тем допускается предоставление жилых помещений детям-сиротам до достижения ими возраста 18 лет в случаях предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом предусматривается создание нового вида специализированного жилищного фонда – специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот.

Жилые помещения из указанного фонда будут предоставляться детям-сиротам по срочному договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие за собой утрату права детей-сирот на жилые помещения.

Срок действия договора найма жилого помещения устанавливается в пять лет, при этом он может быть продлен не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Закон также дает субъектам Российской Федерации возможность предоставлять жилые помещения на территории всего субъекта Российской Федерации, исходя из интересов несовершеннолетнего и возможностей субъекта Российской Федерации.

Устанавливается, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В целях защиты прав детей-сирот законом предусматривается перечень обстоятельств, при которых вселение их в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно. Дополнительные обстоятельства могут быть установлены законодательством субъекта Российской Федерации.

В целях предотвращения утраты закрепленных жилых помещений на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений, а также соблюдением прав детей-сирот при отчуждении жилых помещений или изменении и расторжении договора социального найма.

Кроме этого из законодательства исключается понятие «закрепленное жилое помещение», поскольку под закрепленным жилым помещением понимается жилое помещение, в отношении которого у детей-сирот имеется право собственности или право пользования, в связи с чем необходимость дополнительного закрепления жилого помещения за такими гражданами отсутствует.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconОтчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона...
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2002 году

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Смоленской...
Смоленской области, без вторжения в порядок организации деятельности этих органов

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а...
Ственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в соответствии с Федеральным конституционным законом...

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconАдминистрация асекеевского района оренбургской области постановлени е
«О ветеранах труда Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 4 декабря 2008 года №452-п «О порядке...

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconРоссийская федерация закон оренбургской области о стимулировании...
Иностранными инвесторами в Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного...
Федерации уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно предоставлять специальные доклады о нарушении...

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека в смоленской...
Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года n 1-фкз "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную