Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление»




Скачать 337.92 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление»
страница1/3
Дата публикации03.10.2013
Размер337.92 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
urist-edu.ru > Законы > Программа дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет


Программа дисциплины

Муниципальное управление

и местное самоуправление
для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра

Автор программы: Е.С. Шомина С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин
Одобрена на заседании кафедры местного самоуправления «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой С.Г.Кордонский
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________
Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину Муниципальное управление и местное самоуправление.

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2012-2013 учебный год направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление».
2 Цели освоения дисциплины

Цель курса – дать представление о местном самоуправлении как базовом виде публичного управления и о муниципальном управлении как об одном из обязательных элементов системы власти и управления в обществе. Дать представление об основных концепциях местного самоуправления и реализации форм самоуправления. Ознакомить с основными принципами местного самоуправления, формами осуществления местного самоуправления, моделями его организации, системой взаимодействия различных уровней публичной власти и населения при решении стоящих перед местным самоуправлением задач. Дать студентам базовые знания по организации муниципального управления, муниципальному стратегическому планированию и прогнозированию развития муниципальных образований.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные теории местного самоуправления, компетенции органов местного самоуправления, функции местной власти, виды муниципальных образований, вопросы местного значения, экономические основы местного самоуправления, формы и способы контроля органов местного самоуправления со стороны государства.

  • Уметь применять полученные знания на практике, в том числе, в процессе полевых исследований.

  • Обладать навыками аналитической работы.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС НИУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

Успешно осваивает новые знания, правильно решает предложенные теоретические и практические задачи

Семинары

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М3

Предлагает собственные (или не освещенные в процессе аудиторных занятий) инструменты и аналитические аппараты.

Лекции, семинары, самостоятельные занятия


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина рассчитана на студентов 1 курса магистратуры Факультета Государственного и Муниципального Управления НИУ ВШЭ. Предполагается знание студентами основных дисциплин направления Государственное и муниципальное управление, в частности, курсов «Теория и история местного самоуправления», «История государственного управления в России», «Экономика общественного сектора», «Конституционное право», «Региональная экономика».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать основы конституционного строя Российской Федерации, устройство системы публичной власти;

  • знать и уметь применять основные управленческие, социологические и экономические понятия и теории.


5 Тематический план учебной дисциплины



пп


Наименование разделов и тем


Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа.

Всего

часов

  1. Лекции

Семи-нары



Раздел 1. Введение в курс

10

6

20

36



Тема 1. Понятие местного самоуправления (МСУ), теории МСУ. Положение МСУ в государственном устройстве страны

2




4

6



Тема 2. Законодательные основы МСУ

2




4

6



Тема 3. Территориальная организация МСУ

2

2

4

8



Тема 4. Структура органов МСУ

2

2

4

8



Тема 5. Функции местной власти

2

2

4

8



Раздел 2. Муниципальная жилищная политика и территориальное общественное самоуправление

10

2

24

36



Тема 6. Деятельность органов местного самоуправления в жилищной сфере

2




4

6



Тема 7. Современная жилищная культура

2




4

6



Тема 8. Жилищное движение в современной России

2




4

6



Тема 9. Участие населения в осуществлении местного самоуправления

2




4

6

12

Тема 10. Соседские сообщества и Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

2

2

8

12

13

Раздел 3. Самоорганизация местных обществ как фактор развития МСУ

14

6

30

50

14

Тема 11. Естественные факторы самоорганизации местного общества. Основания самоорганизации. Солидарность. Изоляция и изоляционизм.

4




6

10

15

Тема 12. Местное общество в стабильных условиях существования, в период кризиса и на выходе из него. Три аспекта самоорганизации местного общества. Дальние последствия реформы местного самоуправления.

4




6

10

16

Тема 13. Экономика повседневности. Традиционные и новые модели жизнеобеспечения населения в современной России.

2

2

6

10

17

Тема 14. Психология повседневности. Стресс «времени больших перемен». Скрытая социальная напряжённость.

2

2

6

10

18

Тема 15. Мировосприятие повседневности. Социальные установки провинциального населения и их динамика.

2

2

6

10

19

Раздел 4. Феноменология муниципальных образований

6

10

24

40

20

Нижние уровни административно-территориального деления в ретроспективе

2

2

8

20

22

Административно-властная сфера в муниципальных образованиях

2

4

8

10

23

Экономическое положение муниципальных образований

2

4

8

10




Всего

40

24

98

162


6 Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Эссе

*










10 – 15 тыс. знаков

Реферат




*







25 – 40 тыс. знаков

Итоговый

Экзамен





*







Устный, 20 мин. на студента

Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-бальной шкале.

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *·Озач


Элемент контроля

Вес, Σ = 1,0

Посещаемость лекций и семинаров

0.20

Эссе

0,30

Реферат

0.30

Экзамен

0.20


Программа курса рассчитана на 216 часов, из них 84 академических часа, включая 68 лекций и 16 часов семинарских занятий, предполагает значительную самостоятельную работу. На лекциях будет осуществлено рассмотрение основных составляющих организации муниципального управления на местном уровне, принципов организации и осуществления местного самоуправления, соотношения между местным самоуправлением и муниципальным управлением.

На семинарах студенты практически знакомятся с методологией изучения местной жизни, обсуждают ключевые концепты и термины, используемые в исследовательских программах, моделируют процесс проведения полевого социологического исследования.

Промежуточным итогом изучения дисциплины будут являться 3 эссе, где студенты должны проявить творческие и аналитические способности, опирающиеся на способность работать с источниками. Предполагается, что все студенты будут располагать в том числе собственным исследовательским материалом и смогут использовать его в качестве эмпирической базы при подготовке эссе.

В качестве основных результатов работы по курсу студенты должны:

  1. владеть базовыми знаниями и иметь детализированные представления о жизни местного общества (района крупного города, малого города, села);

  2. уметь разрабатывать (на базовом уровне) научные программы прикладного социально-управленческого исследования и владеть процедурами критической оценки и прогноза последствий управленческих воздействий на местное общество;

  3. овладеть навыками формальной подготовки элементарного научного текста (методические рекомендации по форме прилагаются) и представлять самостоятельно созданный текст в докладе.


Формы контроля:

1) текущий контроль: посещаемость занятий; активность на семинарах и решение вопросов на семинарах для проверки усвоения материала;

2) промежуточный контроль по 3 эссе, по одному на каждый из 3-х модулей;

3) итоговый контроль – зачет по результатам зачетов в каждом модуле.

Итоговая оценка составляется с учетом промежуточных контролей, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:
Посещаемость

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью студента. Взвешенная оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий мультипликатор составляет 20, при пропуске одного без уважительной причины  –  18, двух занятий  – 16, и т.д. Таким образом, если студент пропустил более 9 занятий, его итоговая оценка снижается на 2 балла, включая округление нецелых частей баллов.
Активность на семинарах

Активность на семинарах фиксируется лектором и качественно оценивается по 10-балльной шкале. Это важная часть контроля успеваемости студентов, поскольку именно по семинарской активности может быть в полной мере оценен уровень подготовленности, тем более, что занятия проходят в небольших по численности группах.

Максимальная оценка, равная взвешенной доле 0,30, может быть получена при 3-х содержательных выступлениях, отмеченных оценкой «отлично». Эти выступления могут относиться к тематике эссе студента. Минимальная оценка = 0 баллов, соответствует полной пассивности студента на всех семинарах и отказах от презентации собственных эссе, ответов на вопросы.
Эссе

Темы трёх эссе студент определяет из примерного списка, приводимого в программе, с условием, что эссе будет самостоятельным аналитическим или эмпирическим исследованием вопросов муниципального управления и самоорганизации местного общества на базе методологии, изложенной в лекциях. Тему необходимо зарегистрировать (на первых лекциях по курсу или по электронной почте); эта тема становится приоритетной для студента и другой студент не может уже взять такую же тему. С другой стороны, тема может быть изменена или конкретизирована самим студентом по соглашению с преподавателем и при его консультации. Последний срок выбора темы – две недели после официального начала занятий в модуле (или 3 недели до последнего срока сдачи эссе); после этого темы распределяются самим преподавателем.

Баллы за эссе начисляются следующим образом:

Суммарная максимальная оценка составляет 30 баллов, которые соответствуют доле 0,30 в общей взвешенной оценке. Распределение баллов по отдельным оценочным компонентам: 0-10 баллов – методологическая проработанность содержания работы, 0-10 баллов – аналитическая убедительность и эмпирическое содержание, 0-10 баллов – структурная четкость текста и логика его изложения, соответствие оформления стандартным требованиям.

Считается безусловным требованием своевременная сдача эссе. Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимаются" 4 балла – вплоть до оценки 1. Таким образом, если студент сдал эссе с недельной задержкой относительно срока, и если его работа оценена преподавателем максимальным числом баллов, то он получает оценку 12 баллов, что в 10-балльной шкале соответствует 1 баллу (с округлением). Таким образом, даже если студент будет полным отличником в других компонентах, он не сможет получить больше 6-7 баллов итоговой оценки – и только по причине несвоевременной сдачи эссе.

Эссе должно продемонстрировать умение студента аналитически оценивать имеющуюся научную и социально-политическую информацию (в том числе из СМИ), использовать её для системы аргументов в оригинальных концепциях, относящихся к организации управления, самоорганизации и текущему управлению местным обществом.

Базовые требования к написанию эссе.

Они включают следующие обязательные компоненты (см. также методические рекомендации):

  1. титульный лист, выполненный по стандартной форме (на отдельной странице, в объём реферата он не включается);

  2. краткое описание анализируемой проблемной ситуации (до 1/2 стр.);

  3. формулировка цели и задач работы (до 1/2 стр.);

  4. определение предмета и объекта исследования (до 1/2 стр.);

  5. изложение методологии и аналитических процедур, применённых в работе (до 2 стр.);

  6. изложение проблемы с рабочей гипотезой и обоснованием выбора варианта её решения на основе сформулированной методологии (до 3-4 стр.);

  7. выводы с предложением наилучшего управленческого решения данной социальной проблемы (до 1/2 стр.).

Примерный объем – 5-6 стр. (до 10 тысяч знаков). Ссылки на источники подстрочные и концевые (для удобства преподавателя).

При форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF (тогда не засчитывается нарушение сроков сдачи текста). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде (скачать образец оформления а студенты могут со станицы автора программы).

На печатной версии студент собственноручной подписью удостоверяет, что данный текст выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, бессылочного перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных).

Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат, то работа  автоматически приравнивается к несданной, то есть проставляется оценка "1". Студенту в таком случае либо выставляется итоговая оценка ниже на 4 балла, либо даётся срок для написания нового эссе с учётом и сохранением всех формальных требований, включая сроки сдачи.
Зачет

Зачет проводится устно, состоит из двух вопросов. Первый включает всестороннее обсуждение темы исследования студента, особенно проблем, логически следующих, но упущенных студентом в эссе. Второй вопрос соответствует темам данного курса и берётся преподавателем из списка вопросов, перечисленных в программе.

Каждый вопрос зачёта оценивается максимально в 10 баллов, сумма которых (20 баллов) перевзвешивается в итоговую долю 0,20 к общей оценке активности и успеваемости студента. За успешно сданный зачёт студент может получить +1 балл максимально к итоговой оценке. Однако несданный зачёт является критическим для получения итоговой оценки, даже если по всем остальным компонентам студент набрал достаточное для положительной оценки число баллов: зачёт должен быть сдан в любом случае.

Пересдача зачета и комиссия (после двух неудачных попыток) не освобождают студента/ку от обязанности представить письменную работу (эссе) не менее чем за 24 часа до начала заседания комиссии, если это не было сделано до того.

Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц по известному мягкому правилу (в пользу защищающегося).

7 Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в курс

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Введение в публичное управление»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «регулирование градостроительной деятельности»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар кафедры управления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской...

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Основные форматы в общественном секторе» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Организация и управление наукой и инновациями...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки...

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление муниципальным экономическим развитием...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Современные вопросы образовательного права»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную