Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 "О средствах массовой информации" (апрель 2012 год)




Скачать 148.1 Kb.
НазваниеДоклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 "О средствах массовой информации" (апрель 2012 год)
Дата публикации03.10.2013
Размер148.1 Kb.
ТипДоклад
urist-edu.ru > Законы > Доклад
ДОКЛАД

правоприменения Федерального закона РФ от 27.12.1991года № 2124-1 "О средствах массовой информации" (апрель 2012 год)

Содержание доклада:
1. Документальная основа исследования правоприменения Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

2. Правовое регулирование (нормативная основа) обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Описание правоприменительной практики.

4. Классификация проблем правоприменения Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Республике Коми.

5. Рекомендации по совершенствованию нормативной основы и правоприменительной практики.


1. Документальная основа исследования правоприменения Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Республике Коми.
В ходе исследования были использованы следующие виды источников:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации;

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения;

  4. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации";

  5. Федеральный закон РФ от 14.06.2011 года № 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации";

  6. Федеральный закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

  7. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

  8. Федеральный закон от 02.03.1998 № 30-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе";

  9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности";

  10. Федеральный закон от 11.07.2011 № 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

  11. Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"

  12. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций";

13. Обзор практики по гражданским делам Верховного суда Республики Коми за 2011 года.

14. Обзор практики рассмотренных дел Арбитражным судом Республики Коми за 2011 год


2. Правовое регулирование (нормативная основа) деятельности средств массовой информации на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации.

В России с 08.02.1992 г. действует специальный закон, определяющий правоотношения в области деятельности средств массовой информации: Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

Названный Федеральный закон одновременно содержит ряд важных и основных понятий и положений, непосредственно определяющих профессиональную основу деятельности средств массовой информации, журналистов, учредителей средств массовой информации и государства:

1) законодательное закрепление ряда понятий и определений в области, регулирующей деятельность средств массовой информации;

2) законодательное урегулирование вопроса организации деятельности средств массовой информации, включающее в себя разграничение деятельности между учредителем, редакцией и коллективом средства массовой информации, а также порядок создания средства массовой информации;

3) установление порядка размещения информации;

4) определение порядка отношений средств массовой информации с гражданами и организациями;

5) законодательное закрепление основных прав и обязанностей журналистов;

6) урегулирование вопросов межгосударственного сотрудничества в области массовой информации;

7) установление основных положений об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Необходимо отметить важное новшество, отраженное в статье 3 Закона, введенное до принятия Конституции России: установление запрета цензуры: цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается

Кроме того, Федеральный закон "О средствах массовой информации" достаточно подробно определил деятельность средств массовой информации, процедуру их создания, а также установил основные права и обязанности учредителя средств массовой информации, журналистов и государства как одного из участников правоотношений в области СМИ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что основные положения Закона постоянно совершенствуются, приводятся в соответствии с современными реалиями.

Так, 10.11.2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 14.06.2011 № 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации", который является одним из направлений реализации в России Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 – 2015 г., где основной целью является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.

Помимо этого, Федеральным законом РФ от 14.06.2011 № 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" были внесены такие немало важные изменения в Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" как:

1) Расширение понятие средства массовой информации (СМИ): туда включаются сетевое издание, телеканал, радиоканал, им же дается легальное определение.

Под телеканалом, радиоканалом, в соответствии с новым законом, понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле -, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом № 142-ФЗ. Эта норма, таким образом, даёт право интернет-сайту зарегистрироваться в качестве СМИ, но не рассматривается обязанностью сайта.

Закон № 142-ФЗ также вводит понятие вещателя, что не предусматривается в ранее действующей редакции Закона о СМИ. Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

2) Внесены изменения в сфере регистрации СМИ. С 10 ноября 2011 г. средство массовой информации считаются зарегистрированными со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации, а не со дня выдачи свидетельства о регистрации, как это было до внесения данных изменений.

3) В соответствии со ст. 8 Закона № 142-ФЗ регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации. Информация в данном реестре является доступной для всех физических и юридических лиц, поэтому каждый сможет получить важные сведения об интересующем его СМИ.

4) Предполагается также создать государственную информационную систему в области СМИ, где будут содержаться сведения из реестра зарегистрированных СМИ, сведения из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание, сведения о законодательстве Российской Федерации о средствах массовой информации, иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области средств массовой информации.

5) Лицензирование СМИ стало регулироваться на федеральном уровне. Если в ранее действующей редакции закона о СМИ существовали только две статьи, посвященные лицензированию их деятельности, то внесенные изменения содержат описание лицензионных процедур, а также объемы полномочий лицензирующего органа при их реализации.

Кроме того, необходимо отметить, что помимо изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом РФ от 14.06.2011 года № 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" в течение периода с начала действия Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" по сегодняшний день, основные положения Закона, также неоднократно претерпевали изменения в связи с совершенствованием тех или иных нормативных актов, регулирующих иные, отличные от сферы деятельности СМИ правоотношения. Такие изменения вносились следующими федеральными законами:

1) Федеральный закон от 02.03.1998 № 30-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе";

2) Федеральный закон от 25.07.2002 № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности";

3) Федеральный закон от 11.07.2011 № 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

4) Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"

и другие.

Таким образом, в Федеральном законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" на сегодняшний день устранены практически все проблемные моменты и пробелы, которые являлись препятствием при непосредственном применении данного закона в условиях быстро растущих темпов развития общества и государства.

Вместе с тем, рассматривая вопрос о правовом регулировании деятельности средств массовой информации на территории Российской Федерации наряду с прочим, необходимо также затронуть вопрос об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность за прямое нарушение законодательства о средствах массовой информации.

В свою очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) устанавливает следующие санкции за подобные нарушения:

1) Статья 5.13. КоАП: Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации.

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2) Статья 13.15. КоАП: Злоупотребление свободой массовой информации.

1. Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

3) Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

И другие.

Уголовное законодательство Российской Федерации, в свою очередь содержит такие составы преступлений, которые напрямую не затрагивают сферу деятельности Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", а взаимодействует с Законом путем частичной инкорпорации норм Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Уголовный кодекс Российской Федерации для уточнения ряда составов преступлений.
3. Описание правоприменительной практики.

Выполнение требований норм Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" на территории Республики Коми осуществляется в разной степени и с различным уровнем качества различными категориями потребителей Закона.

Вместе с тем, наиболее актуальным направлением реализации Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" является непосредственно сфера регулирования правоотношений между средствами массовой информации, гражданами и государством. Важно отметить, что действие Закона распространяется на деятельность всех средств массовой информации, учреждаемых на территории Российской Федерации. Если средство массовой информации российский гражданин или юридическое лицо, иностранный гражданин или юридическое лицо учредили за пределами территории РФ, Закон будет регулировать только отношения, возникающие при распространении продукции данного средства массовой информации в России.

При подготовке этого доклада с целью определения общего круга правоприменения норм Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" изучались и исследовались практика судов общей юрисдикции Республики Коми и арбитражного суда Республики Коми; практика деятельности республиканских органов исполнительной власти и иных государственных органов; информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций; информацию, почерпнутая из средств массовой информации; информация, поступившая от граждан.

В связи с этим, и учитывая то обстоятельство, что Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" действует в России уже более 20 лет, можно точно определить, что правоприменительная практика Закона имеет единую широкую трактовку с некоторыми уточнениями и разъяснениями. Как правило, такие уточнения и разъяснения находят свое отражение в судебной практике.

Так, исходя из анализа судебных решений судов общей юрисдикции Республики Коми и Арбитражного суда Республики Коми за 2011 год по тем или иным вопросам применения норм Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" можно отметить, что в своей массе подобные решения отражают положения самого Закона, с применением единообразной позиции толкования его норм. Как правило все судебные решения принимаются из фактических обстоятельств того или иного гражданского дела, и в то же время в данных решениях отсутствуют пробелы или неясности, не позволяющие в последующем исполнять подобные судебные решения после вступления их в законную силу.

Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день судебная практика по России и по Республике Коми в частности, относительно применения положений Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", носит системный и единообразный характер, что позволяет различных категориям потребителей Закона довольно точно и всесторонне получить ту или иную интересующую информацию о применении отдельных положений Закона.

Помимо судебных органов, правоприменение норм Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" осуществляется различными государственными органами, объединениями и рядовыми гражданами.

Как правило, государственные органы осуществляют правоприменение норм Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" при взаимодействии с представителями СМИ.

Так, в данном Законе довольно точно и подробно отражены основные моменты отношений между средствами массовой информации и организациями, а также довольно четко определены права журналистов. Данные нормы позволяют при возникновении подобных правоотношений исключить все неясности и пробелы как для органов исполнительной власти, граждан и их объединений так и для средств массовой информации.

Отдельным институтом из множественного числа государственных органов, являющимся основным потребителем Закона является Федеральная служба России по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), на которую в соответствии с законодательством возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере деятельности средств массовой информации: регистрация (перерегистрация СМИ), лицензирование СМИ, осуществление государственного контроля за деятельностью СМИ.

Помимо государственных органов и различных объединений, непосредственными потребителями Закона могут и как правило ими являются – рядовые граждане.

Граждане при реализации применения отдельных положений Закона реализуют свое право применения в основном путем обращений в те или иные государственные органы, средства массовой информации.

Вместе с тем, необходимо отметить, что основная доля подобных обращений касается затронутых личных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ: право на достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни и т.д.

В связи с этим, необходимо отметить, что нормы Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" при возникновении подобных правоотношений постоянно взаимодействуют с иными федеральными законами: Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и т.д.

Таим образом можно отметить, что правоприменительная практика Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" довольно разнообразна и в то же время носит единый характер применения, что является результатом довольно длительного действия Закона.

4. Классификация проблем правоприменения Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Республике Коми.
Необходимо выделить следующие основные проблемы правоприменения Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Республике Коми:

– неисполнение или неполное исполнение требований Федерального закона при непосредственном осуществлении своих действий средствами массовой информации;

– отсутствие в свободном доступе достаточной информации и разъяснений отдельных положений Закона в части, касающихся непосредственной деятельности СМИ, их прав и обязанностей;

– в связи с быстрыми темпами роста потребителей виртуальных телекоммуникационных систем информации, отсутствие законодательного урегулирования деятельности СМИ в сети Интернет.
5. Рекомендации по совершенствованию нормативной основы и правоприменительной практики.
Начать процесс разработки нормативных положений, определяющих порядок создания и деятельности средств массовой информации в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Инициировать дополнения в Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", конкретизирующие механизмы создания в Интернет создания и деятельности средств массовой информации в информационно-коммуникационной сети Интернет.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-i "О средствах массовой информации"
...

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-i "О средствах массовой информации"
...

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-i "О средствах массовой информации"
См обзоры изменений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-i "О средствах массовой информации"

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон РФ от 27. 12. 1991 n 2124-1 (ред от 28. 07. 2012) "О средствах массовой информации"
В российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗаконом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-i «О средствах массовой информации»
Вопрос: о принятии мер к средствам массовой информации за распространение ими информации, не соответствующей действительности, порочащей...

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconРоссийской Федерации "О средствах массовой информации"
Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года n 2124-i "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных...

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон от 27 декабря 1991 года n 2124-1 "Закон о средствах массовой информации"
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры...

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон Российской Федерации от 27. 12. 1991 г. №2124-1 о средствах массовой информации

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconЗакон Российской Федерации от 27. 12. 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»

Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 \"О средствах массовой информации\" (апрель 2012 год) iconМетодические рекомендации для субъектов предпринимательства по предупреждению...
Статья 27 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливает

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную