«Изучаем Конституцию России». Цели




Скачать 81.88 Kb.
Название«Изучаем Конституцию России». Цели
Дата публикации25.09.2013
Размер81.88 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
Познавательная игра

«Изучаем Конституцию России».

Цели: -обеспечить условие учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях и с учетом своего индивидуального познавательного стиля;

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, классифицировать познавательные объекты ( Конституция, Федеральные законы, Устав Белгородской области);

-расширить знания учащихся о правовой системе России и ее истории;
-ориентировать на развитие личностно-смыслового отношения к учебной теме;

-создать условия для развития умения работать во времени;

-содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности, использовать научные методы познания, излагать свою точку зрения;
-сформировать личностное отношение к изучаемой теме, действительности, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействовать правовому воспитанию школьников, осознанию себя гражданином.
Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Форма проведения занятий: познавательная игра, (игровая технология стимулирует активность , позволяет задействовать всех участников, позволяет приобретать навыки коллективной деятельности, формирует навыки применения знаний).
Средства обучения: Конституция Р.Ф., Устав Белгородской области, персональный компьютер, наглядные пособия, государственные символы.
Ход игры:
Организационный этап: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии, психологически подготовить учащичся к общению на уроке.


  1. Приветствие.

  2. Проверка подготовленности учащичся к занятию.

  3. Организация внимания школьников.

  4. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.


Мы изучаем тему «Гражданин. Государство. Право.» Посмотрите как удачно складывается ситуация. Сама жизнб дала нам возможность изучать эту тему не только теоретически, но и практически: 7 декабря – выборы в Государственную, областную и городскую Думу, 12 декабря – десятилетие принеятия Конституции России, 10 декабря – международный день прав человека, 30 ноября – десятилетие герба России, Белгорода и 50 – летие Белгородской области как субъекта Российской Федерации.
Этап актуализации: обеспечить мотивацию учащихся, включение в совместую деятельность, актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).
Тема нашего урока посвящена Конституции России. Я предлагаю вам провести его в форме познавательной игры «Изучаем Конституцию России», в ходе которой мы должны:

-показать , как умеем применять свои знания, полученные при изучении темы «Конституция России»,

-научиться слушать друг друга, соблюдать этику игры, работать в группах.
Каждая игра имеет свои правила. У нас правила будут следующими:

-класс делится на команды;

-победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков;

-учитывается правильность и скорость выполнения задания, активность;

-работу команд оценивает жюри;

-помимо лучшей группы, жюри может объявить и лучшего игрока;

-ответы команд оцениваются по пятибалльной системе.
Каждая группа получает условное название: «Левые», «Правые», «Центристы», «Умеренные», в зависимости от расположения к жюри.
Первым заданием в качестве интеллектуальной разминки предлагается назвать пять слов, которые у вас ассоциируются со словом «КОНСТИТУЦИЯ». (каждая команда называет по одному слову). Ключевые слова группового обсуждения фиксируются учителем на доске. Эти ключевые слова являются названиями этапом, которые вы должны пройти в ходе игры. (пройдут с нами через все этапы игры).
В качестве эпиграфа к нашей теме предлагаю слова Сюньцзы (313-238г. До н.э.) «Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия». (т.е. законы нужно не просто знать, но и понимать их).
Этап применения знаний и способов деятельности: обеспечить усвоение на уровне их применения в разнообразных ситуациях; развитие у школьников умение самостоятельно применять знания с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
Итак, мы приступаем к игре.
I этап – исторический. «История Конституции».

(на каждом этапе обращаться к ассоциациям, предложенным учащимися к слову «КОНСТИТУЦИЯ».)
Задания.

Была ли попытка принятия Конституции в дореволюционной России? Предлагаются портреты выдающихся людей России. Вы должны выбрать те портреты, чьи изображения связаны с историей принятия конституции, (Свой выбор обосновать).

П. Пестель, Н. Муравьев, Александр II, Николай II. Россия, хотя и медленно, но движется по пути цивилизованного мира.

Знакомые цифры: 1918, 1924, 1936, 1977, 1993, 1941,1922,1914,1905.

Выберите из этой цепочки даты принятия Конституции нашего государства. Жюри оценивает ответы, а учитель записывает быллы в таблице «Итоги игры».
II этап – лингвистический . «Пойми меня».
Задание.

Предложите буквальные переводы иноязычных терминов, встречающихся в Конституции. Термины и их переводы написаны на карточках. Вам предлагается составить пары: термин – перевод. Группы показывают карточку с переводом.

(жюри оценивает правильность ответов групп). Особеннгостью этого задания является метод опережающего обучения.
Конституция – установление.

Федерация – союз, объединение.

Демократия – власть народа.

Депутат – посланный.

Кандидат – одетый в белое.

Парламент – говорение.

Президент – сидящий впереди.

Республика – общее дело.

Реферндум – то, что должно быть сообщено.
III этап – краеведческий. «Малая Родина».
Задание.
Белгородская область является субъектом Российской Федерации. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954г. наша область является неотъемлимой частью единой территории Р.Ф., о чем свидетельствует статья 7 Устава Белгородской области.

Назовите:

-законодательный орган власти Белгородской области;

-исполнительный огран власти;

-судебная власть в области осуществляется...

Существет ли закономерность в структуре Федеральной и местной власти?

(принцип разделения властей).

Жюри подводит итоги и объявляет результаты.

IV этап – правоведческий.
«Права и свободы человека и гражданина».
Задания.
За неделю до игры учащиеся получили задание:

-внимательно прочитать Конституцию России;

-найти информацию о правах и свободах человека и гражданина;

-в игровой форме показать связь прав и обязанностей человека и гражданина.
Например: Глядя соседу в глаза сказать ему: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану бить тебя». Собеседник должен продолжить игру своим примером.
Российская Конституция признает права человека и гарантирует их. Однако, «общество – сложнейшая система человеческих отношений. Для того, чтобы эта система могла функционировать, необходимо принимать и , не менее важно выполнять те или иные правила. Необходимо, чтобы эти правила могли еще и реально работать». (Еременок В.В., выпускник гимназии №1, призер Всеросийской олимпиады школьников по праву. Журнал: «Основы государства и права №5 2003»).

В качестве домашнего задания вам предлагается подготовить эссе, в котором вы должны показать декларативность статей Конституции и пути их превращения в реальность. (Эссе – жанр философского – публицистической литературы, сочетающая подчеркнуто индивидуальную позицию автора).

Жюри выставляют балы за домашнее задание.
V этап – геральдический. «Символы России».
Указ государев Петра: «На торговых всяких судах, которые ходят по Москве – реке, и по Волге, и по Двине, и по иным всем рекам, быть знаменам по образцу, каков нарисован, Великого государя, указом».
Задания.
Известно, своим рождением российский флаг обязан флагу голландскому. Флаи из полос белого, синего, красного цветов признаны официальными символами некоторых государств.

1 задание: - назовите расположение цветов в государственных флагах России, Нидерландов, Франции, образцы которых имеются у каждой группы;

-что означают цвета на флагах данных государств;

-какие цвета присутствуют в флагах данных государств;

-какие цвета присутствуют в флагах нашей области и города, что они означают.

В этом году мы отмечаем десятилетие герба России и г. Белгорода.

«Пресветлый Орле Российская страны,

Честно каменным венцом увенчаны,

Орле преславный, высоко парящий,

Славою Орлы вся превосходящий…»

(Симеон полоцкий, церковный деятель XVIIв.)

2 задание: - что объединяет прозвучавшие музыкальные отрывки?

(звучат отрывки гимнов разных периодов истории России).
В истории нашего государства гимнами были:

-1816-1833гг. – «Молитва русских»,

-1833-1917гг. – «Боже, царя храни», сл. Жуковского В.А., муз. Львова А.Ф.

- 2 марта – 25 октября 1917г. – «Марсельеза»;

-1918-1944гг. – «Интернационал», сл. Э. Потье, муз. П. Дегейтера;

-1944-ноябрь 1900г.-«Гимн СССР», с изменениями в тексте, сл. МихалковаС., муз. Александрова А.

- ноябрь 1990-декабрь200гг. – «Гимн России», сл. Михалкова С., муз Александрова А.

Вопрос об авторах гимна России был в городской олимпиаде по истории.

Жюри называют победителя на этом этапе.
VI этап – фольклорный. «Мудрость народная».
Учащимся предлагается познакомиться с народными пословицами, поговорками и подумать об их связи с правами человека.

- кто не работает – тот не ест;

-бьют Фому за Еремину вину;

- лучше виновного просить, чем невинного карать;

- право есть, да закона нет;

- зако, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет;

-закон, что дышло, куда повернешь – туда и вышло;

-наказываю тебя не потому, что не навижу, а потому, что люблю;

- и не согласие способно рождать согласие.
Задание:
Как эти пословицы и поговорки связаны с правами человека? О каких правах человека может идти речь? Жюри подводят итоги конкурса.
Подведение итогов учебного занятия: дать оценку работы класса и отдельных учеников, назвать лучшую команду, выставить оценки, с учетом мнений участников группы.

Пока жюри подводят итоги, сами участники команд коллективно оценивают вклад каждого в работу команды. Для этого вам даются специальные листы – протоколы. (после заполнения они сдаются учителю).

Прошу жюри подвести общие итоги работы команд и назвать команду – победительницу и лучшего знатока Конституции России. Победителям вручаются памятные дипломы.

У жюри есть право дополнительно назвать участников или команды, которые отличились в ходе игры.
Этап рефлексии: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками, обеспечить условие учащимися принципов саморегулирования и сотрудничества.
Учащиеся должны напсиать СИНКВЕЙН – стихотворение из пяти строк:

1 строка – ключевое слово;

2 строка – 2 прилагательных;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – фраза, несущая смысл;

5 строка – 1 слово, резюме, вывод (имя существительное).

Цель: проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Заключительное слово учителя:

Вы показали свои знания на уроке. Спасибо. Надеюсь, что будете применять знания и в жизни, ведь только тогда наша страна станет правовым государством, а общество – свободным и гражданским, общество, в котором будет согласие. (Вернуться к эпиграфу урока).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Изучаем Конституцию России». Цели iconПрограмма курса «Изучаем Конституцию России» Программа рассчитана...
Не вызывает сомнений, что важнейшими задачами правового образования и воспитания являются формирование у школьников гражданско-правовой...

«Изучаем Конституцию России». Цели iconИзучаем Конституцию
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №9">