Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н




Скачать 93.18 Kb.
НазваниеРуководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н
Дата публикации25.09.2013
Размер93.18 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
С.Н. Каргинов, Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права ВИУ, к.ю.н.

К вопросу о реформировании Конституции Российской Федерации



Двенадцатилетний юбилей Конституции Российской Федерации – это серьезный повод для того, чтобы обратиться к вопросам реализации положений Основного закона и дальнейших его перспектив.

Оценка Конституции 1993 года как в отечественной, так и зарубежной науке неоднозначна. На международной конференции, посвященной десятилетию демократического конституционализма в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, в 2000 году было отмечено, что постсоциалистические конституции (в том числе российская) внесли незначительный вклад в интеллектуальные достижения мирового конституционализма. Новые конституции являются заимствованием или подражанием конституционному регулированию развитых стран.

Конечно, и сегодня, спустя двенадцать лет, еще можно рассуждать о том, нужна или не нужна была новая Конституция РФ вообще; насколько демократичной была процедура разработки и ее принятия, основанная на указах Президента и в известной мере олицетворявшая собой постановку вопроса о доверии главе государства. Однако нельзя игнорировать тот факт, что значительная часть социально активного населения того периода одобряла обновление российского конституционализма посредством принятия новой Конституции, которое происходило в условиях острой политической борьбы революционного характера с использованием редко применяемых технологий принятия демократических конституций; новая российская Конституция учла отчасти отечественный исторический опыт и опыт конституционализма ряда зарубежных стран с развитой демократией, некоторые общепризнанные в мире стандарты обеспечения прав человека и гражданина, управления человеческим сообществом (связанность интересов государства интересами личности, периодически проводимые свободные выборы, разделение и взаимное уравновешивание государственных властей, федерализм, местное самоуправление). Как нельзя отвергать и то, что Конституция РФ 1993 года, при всей своей уязвимости с точки зрения наличия некоторых недоговоренностей, противоречивости отдельных норм, стала фактором стабилизации общества, нацеленности его на демократические преобразования, системообразующим началом в развитии российской государственной и правовой системы. Конституция Российской Федерации доктринально и практически как никогда близка, по сути, свойствам, структуре и содержанию выработанным на сегодня в мире представлениям о конституции как основном законе общества и государства.

Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации создана с учетом современных идей конституционализма, таких как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления. Действующая Конституция Российской Федерации – это подлинный источник права. Конституция Российской Федерации применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономике. Более того, конституционная реформа 1993 года открыла путь экономическим, политическим и иным преобразованиям.

Конституция Российской Федерации действительно принята в спешке, в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, принявшего вооруженные формы, в ситуации, когда общество отказалось от «прошлого», но еще не вступило в «будущее».1 В ней есть неудачные формулировки, конструкции, в том числе по принципиальным вопросам, в связи с чем при всех усилиях Конституционного Суда РФ не всегда удается найти удачное решение. Однако Конституция РФ изначально рассматривалась как переходная, определяющая новые конституционные ориентиры. Но довольно скоро стала все увереннее звучать позиция о необходимости полноценной реализации положений Конституции 1993 года, использования всего ее ресурса без ее реформы. Однако уже в 1994 году была предпринята первая попытка внесения в нее изменений.2

Большинство же имеющихся проектов поправок не преследовало цели добиться улучшения конституционного текста. Требования об изменении Конституции во многом были вызваны политическими причинами. В основном корректировке предлагалось подвергнуть главы об органах власти. Рассмотренные Государственной Думой поправки к Конституции РФ предусматривали: усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля (1999г.), расширение перечня членов Правительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности которых требует получения согласия Государственной Думы (1999г.), новый порядок формирования Совета Федерации (2003г.), изменения субъектного состава Российской Федерации (2003г.).

Известно, что субъекты федерации во всех странах издают свои законы, а органы местного самоуправления могут, например, устанавливать в определенных размерах местные налоги. В Конституции Российской Федерации явно недостает регулирования проблем федеративного устройства, принципов местного самоуправления.

В конституционной регламентации основ политической системы отсутствуют положения о партиях и их роли. И это в условиях, когда их роль в Российской Федерации возрастает и они включаются в политическую жизнь не только федерального центра, но и регионов.

В сфере экономических отношений в Конституции Российской Федерации недостает норм о социальной роли частной собственности. Это способствовало бы более точному решению вопросов о национализации и приватизации собственности. В сфере социальных отношений российская Конституция нуждается в закреплении принципов социальной солидарности, социальной справедливости. Эти нормы есть во многих зарубежных конституциях.

Требует уточнения регулирование социальной роли государства. В мире пересматривается концепция социального государства или «государства благоденствия», которое, как теперь считается на Западе, ослабляет активность личности, ее заботу о себе, о семье. Вместо этого все шире распространяется концепция активного труда или «государства труда». Эта концепция предполагает, что государство должно обеспечивать только основные нужды человека (определенный уровень образования, здравоохранения, инфраструктуру), но тот сам должен принимать меры для своего благополучия. Государственная же поддержка должна касаться в первую очередь тех граждан, которые уязвимы в социальном плане.

В Конституции Российской Федерации следовало бы закрепить и некоторые принципы духовной жизни общества и сделать отсюда практические выводы – например, создать общественные советы при средствах массовой информации (предусмотрено конституциями Италии. Португалии).

Известно, что часть вопросов в Конституции РФ 1993 года была упущена намеренно, по политическим соображениям, и она во многом явилась результатом компромисса права с политикой.

Следует признать, что основы конституционного строя России вобрали в себя ценности мирового конституционализма и вряд ли уже смогут подвергнуться принципиальному пересмотру. Пока эти идеалы в российских условиях выступают не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться.

Двенадцать лет – это небольшой срок для конституции. Хотя в истории есть примеры, когда конституции вполне стабильных государств часто изменялись, несмотря на то, что сами конституции, также как и российская, были «жесткими».

Планки конституционных идеалов очень высоки, а их достижение обусловлено временными и другими существенными факторами. И не вина российской Конституции в том, что часть ее положений не реализована.

Не способствовал этому и общий правопорядок в стране, когда сам принцип верховенства Конституции и федеральных законов, как один из основных, отвечающих за построение правового государства, долгое время воплощался непоследовательно. Продолжает затягиваться процесс административной реформы. Далеко от конституционных целей было и регулирование сферы федеративных отношений. Сравнительно недавно это регулирование в соответствии с Конституцией приобрело законодательный характер. И как оказалось реформа в этой сфере вполне возможна без изменения текста Конституции Российской Федерации.

Реализация Конституции РФ приобретает особые качества в связи с расширением пределов и глубиной конституционного регулирования, в связи с прямым ее действием.

Тем, кто настойчиво доказывает, что идеалы конституционализма лучше приживутся на российской почве, только на основе новой Конституции или существенной переработки действующей, не стоит недооценивать имеющийся в нашем распоряжении инструментарий, уже подтвердивший свою пригодность в качестве реального средства повышения коэффициента эффективности Конституции. Это можно констатировать с учетом двенадцати лет действия Конституции, ее трений с общественной практикой, механизмов и процедур претворения в жизнь.

Внесение принципиальных изменений в Конституцию Российской Федерации и тем более принятие новой Конституции – возможно, дело будущего. Сегодня для развития положений Основного закона следует обратить внимание на другие резервы повышения эффективности Конституции, правовой, демократический и нравственный потенциал которой в полной мере еще не востребован, важно использовать возможности, заложенные в ней самой. Один из таких каналов оживления ее потенциала, перевода ее положений в конкретное поведение участников конституционного процесса – толкование Конституции. Практика толкования Конституционного Суда Российской Федерации выглядит вполне успешной на фоне провала предпринятых попыток принятия поправок к Основному закону, что позволяет сделать вывод об использовании толкования как альтернативы жесткости Конституции. Деятельность Конституционного Суда РФ в этом направлении достаточно органично может быть вплетена в канву продолжающейся конституционной реформы, которую справедливо рассматривать, прежде всего, как достижение максимальной включенности Основного закона в общественную практику.

При использовании толкования Конституции как фактора повышения ее жизнеспособности не должна идти речь о создании новой Конституции; толкование должно проводиться в координатах определенного правового пространства, в контексте современных событий жизни общества. Это не замена Конституции, не подмена, а уяснение, а уяснение смысла ее положений.

Другим инструментом развития конституционных норм служит законодательство. Зачастую на это указывает сама Конституция. Но это не означает, что другие положения Основного закона не могут получить своей законодательной конкретизации.

Признавая необходимость следования в этом направлении – продуманной и неспешной законодательной конкретизации отдельных положений Конституции, – необходимо настроиться на последовательную законотворческую работу. Ее непременным условием должен стать предварительный системный правовой анализ, чтобы выяснить, какие конституционные нормы не работают по причине объективного несоответствия современной действительности, а какие – в связи с отсутствием механизма реализации, необходимых процедурных норм, не могут быть введены в оборот федеральным конституционным законом или федеральным законом без поправок в Конституцию.

Можно отметить, что конституционное развитие России на данном этапе вполне возможно без изменения Основного закона. Если Конституция РФ и не идеальна, то она все же жизнеспособна. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и федерального законодателя подтверждают этот факт. Нет никакой гарантии, что отдельные изменения Конституции или ее пересмотр приведут к улучшению ситуации.

Именно незыблемость Конституции России служит основой для решения первоочередных задач3, стоящих перед российским обществом, для построения демократического правового социального федеративного государства. Активное применение конституционных принципов – условие развития необходимых общественной практике отношений.

Парадокс настоящего времени в том, что те, кто вчера выступал за пересмотр нашей Конституции, сегодня ее защищают, а те, кто отстаивал незыблемость Основного закона, сейчас активно его преобразуют через изменения и дополнения федеральных законов, устанавливающих общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Это противоречие, вероятно, обусловлено не только социально-экономическими и политическими противоречиями в обществе, но и процедурными особенностями принятия в недавнем прошлом ныне действующей Конституции Российской Федерации4.

Осмысление роли принятия и последующего действия в течение двенадцати лет Конституции РФ 1993 года позволяет говорить о том, что в целом она отвечает признанным в современном цивилизованном обществе конституционным стандартам. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает: «Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления, она призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России»5.

Следует признать, что к своему двенадцатилетнему юбилею Конституция Российской Федерации не просто выдержала испытание временем, она выдержала в целом испытание мировым опытом конституционализма.


1 Хабриева Т. Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость. // Журнал российского права. 2003. № 11.

2 Там же.

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.

4 Митюков М.А. К истории Конституции Российской Федерации 1993г // Право и политика. 2005. № 4.

5 Зорькин В.Д. Российская Конституция в действии. Предисловие к изд: Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / под общей редакцией А.Т. Гаврилова. М. 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconРуководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания,...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconРуководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания,...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconРуководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры
В частности, это «выраженное правосознание» в решениях Верховного Суда Норвегии, «конституционная доктрина» в актах Конституционного...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconЗакон республики северная осетия алания о внесении изменений в Закон...
Внести в Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 2000 года №4-рз «Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания»...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconРеспублики северная осетия-алания
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи Республики Северная Осетия-Алания являются органы исполнительной...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconПравительства Республики Северная Осетия-Алания от 2013 г. № Административный регламент
Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения предоставления государственной услуги по информированию о положении...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconС. Н. Станских Заключение эксперта
...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconРеспубликанский конституционный закон о правительстве республики северная осетия алания
...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconКонституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, ассистент...
Российской Федерации не до конца предусмотрело механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, их защиты...

Руководитель Аппарата Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, доцент кафедры теории государства и права виу, к ю. н iconК Методическим рекомендациям Реализация профилактических мероприятий...
Республики Северная Осетия-Алания по профилактике коррупционных и иных правонарушений, одобренные Комиссией при Главе Республики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную