Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011




НазваниеМетодические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011
страница1/6
Дата публикации04.01.2014
Размер0.63 Mb.
ТипМетодические рекомендации
urist-edu.ru > Законы > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГУЗ «НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР» ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методические рекомендации

в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс – тестирования на наличие наркотических веществ.

Краснодар 2011

Авторы:

Д.А. Любченко- главный врач Государственного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» департамента здравоохранения, главный нарколог департамента здравоохранения Краснодарского края

И.В. Иванова- заместитель главного врача Государственного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» департамента здравоохранения, главный детский нарколог департамента здравоохранения Краснодарского края

Содержание

Введение……………………………………………………………..…2

1. Психологические и физиологические основания предрасположенности к наркозависимости........................................................................................2

1.1. Анализ причин возникновения наркозависимости...........................3

1.2. Факторы, приводящие к риску наркомании среди подростков…..4

2. Общие сведения о наркомании и токсикомании...............................12

2.1. Основные понятия...................................................................................12

2.2 Классификаци наркоманий и токсикоманий………………..…15

3. Организация мероприятий по первичному выявлению злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся учебных заведений....………………………………………………..……………..16

3.1. Нормативная база для проведения тестирования............................16

3.2. Принципы тестирования несовершеннолетних...............................17

3.3. Цели проведения тестирования учащихся на выявление потребителей наркотических веществ.....................................................17

3.4. Иммунохроматографические тесты на выявление наркотиков…17

3.5. Особенности организации мероприятий по тестированию студентов (школьников)………………………………………………....18

3.6 Подготовка и проведение мероприятия по тестированию…..…....19

3.7 Подготовка и обобщение результатов тестирования…….…….…19

3.8 Территориальная наркологическая служба:……………….….…...19

3.9 Предложения по организации проведения выборочного анонимного информированного экспресс тестирования в образовательных учреждениях……….……….……………………….20

3.10 Результаты тестирования.….……………. …….…………………20

4.Заявления на добровольное анонимное информированное

экспресс тестирование….………………………………………………..21

5. Извлечение из Кодекса «Об административных правонару-шениях»...…………………………………………………….…………. 22

6. Извлечение из Уголовного Кодекса Российской Федерации………27

7. Отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН)……………….……………………….....31

8. Комиссия по делам Несовершеннолетних (КДН)………………......32

Список используемой литературы……………………………………...34

Введение
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. Проявляется общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому - пугающим, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы. Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества.

Эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что подросток-наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то «функционировать», - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. В то же время, втягивая в свою орбиту молодежь, она выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам, является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании.

Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией, это проблема социально-психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ.

Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить.


  1. Психологические и физиологические основания предрасположенности к наркозависимости


Почему человек под угрозой смерти, преодолевая самый сильный инстинкт самосохранения, становится зависимым от наркотиков?

От всех веществ, наркотики отличаются именно тем, что воздействуют непосредственно на мозг – сложнейший удивительный орган, состоящий из миллиарда нервных клеток. Причиной наркомании является не наркотик как таковой, а чаще всего социально-психологические и психологические проблемы человека. Все определяют способности решить эти проблемы, т. е. перед нами уже вопрос не физиологии человека, а психологии личности. И поэтому очень важно научить подростка правильно относиться к своим даже самым тяжелым, самым сложным жизненным событиям до того, как они наступят. Научившись видеть в возникающих проблемах не беспощадного врага, а бесстрастного строгого учителя, испытывающего тебя на жизнестойкость, ребенок получает возможность даже в самых невыносимых обстоятельствах личностно развиваться. Это трудно, но именно в этом может помочь учитель, воспитатель.
1.1 Анализ причин возникновения наркозависимости
Первоначальные эпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления не являются нормальными. Единственной шкалой оценки нового состояния становятся нормы нового сознания. На их основании состояние измененного сознания воспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека, находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этого состояния не понимает. Переживание альтернативных состояний сознания приводит к тому, что объективное восприятие мира в себе и вокруг себя становится относительным.

Существует целый ряд патологических явлений, увиденных и описанных наркоманами в состояниях измененного сознания. Наиболее часто встречающиеся явления – это повышенная потребность поделиться своим духовным состоянием, беспричинный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные высказывания, галлюцинации, неузнавание знакомых лиц и объектов, состояния, похожие на лунатизм, ощущения существования вне собственного тела, акты насилия. Воспоминания о пережитой эйфории и связанных с ней впечатлениях через несколько дней или недель – затруднены и туманны. Однако остается желание пережить и почувствовать все это еще раз.

Специалисты, пытаясь определить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставят импульсивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам, а состояние, предшествующее наркомании, считают основным, решающим фактором, инициирующим ее возникновение. Наблюдения за наркоманами показали, что многие из них склонны к нарциссизму и к пассивному поведению, а также к сильному стремлению получить удовольствие, такие личности не выносят никакого напряжения, не переносят боли, разочарования и ожидания.

Некоторые исследователи, говоря о «донаркотической» личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность, нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т. д.

B более поздний период развития наркотической зависимости, вследствие нравов и привычек наркоманов, первичная личность начинает изменяться. Внутренние конфликты обостряются, а слабая психическая адаптация становится все более очевидной. Последствия хронического употребления наркотиков приводят к усилению пассивности и лени, безразличию к своему внешнему виду, к невозможности принятия решения. Вторичными последствиями являются: нелегальное приобретение наркотиков, подделка рецептов, обман членов семьи, друзей, врачей и, в конце концов, конфликт с законом. Этическая деградация является отличительной чертой хронического наркомана.

Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что наркомания и склонность к употреблению наркотиков, как ненормальные формы поведения, являются суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями, а также комбинацией тех и других.
1.2. Факторы, приводящие к риску наркомании среди подростков
C психолого-педагогической точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные) – социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:

во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);

во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.

Многие из факторов, которые повышают риск наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны школьной администрации и учителей; однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости и поведению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.

Основными факторами, способствующими формированию предрасположенности подростков к употреблению наркотиков, являются:

Экономическое/социальное неблагополучие. Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители, которые имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

C другой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка.

Частые перемены места жительства. Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте, данный риск понижается. Задача состоит в данном случае в помощи семьям, особенно подросткам, в адаптации на новом месте: предоставление необходимой информации о школах, медицинских учреждениях в данном районе, городе, а также тесное сотрудничество с классными руководителями, в чей класс поступили новые дети.

Доступность алкоголя и наркотиков. Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседства со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя. Необходимо сотрудничество центров и администрации учебных заведений с правоохранительными органами, а также с органами государственного муниципального управления.

Семейная предрасположенность. Свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. В семьях, с позитивным отношением к употреблению алкоголя и наркотиков, более вероятно, что дети начнут употреблять психоактивные вещества в подростковом возрасте. Необходима своевременная социальная, психологическая работа с семьями, а в некоторых случаях частичная или полная изоляция детей от родителей, способствующих употреблению детьми наркотических и алкогольных веществ.

Неумелость и непоследовательность в воспитании. B семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе или где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам. B данном случае задача состоит в педагогической и психологической коррекции отношений в семье и обучении родителей и детей способам эффективного межличностного взаимодействия.

Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности. Этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Задачей специалистов является коррекционная психологическая и педагогическая деятельность, направленная не только на ребенка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс).

Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе. Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическая успеваемость. C распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.

Задачей специалистов является сотрудничество со школами, в частности, классными руководителями таких подростков, а также помощь подросткам в профессиональном самоопределении и профориентации, определение их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование.

Протест и риск в подростковом возрасте. Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов, поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление наркотиков. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях. Задачей психологов и педагогов является помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами (например, риск самораскрытия проявляется в личностно ориентированных и социально-психологических тренингах, физический риск – в занятиях спортом), а также в общем эмоциональном развитии ребенка.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconИзменения в законодательство, касающихся проведения тестирования...
Законодательство РФ о проведении тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств">

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconЗаконодательство РФ о проведении тестирования обучающихся на предмет...
Президентом Российской Федерации 7 июня 2013года подписан Федеральный закон N120-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные...

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconМетодические рекомендации по представлению сотрудниками и федеральными...
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в органах по контролю за оборотом наркотических средств...

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconРекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств...
Рекомендации по механизмам определения крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей...

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconСтатья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление,...
Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам...

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconМетодические рекомендации по формированию информационного сообщения...
Методические рекомендации), утвержденные заместителем руководителя фнс россии А. С. Петрушиным 21. 01. 2011 (прилагаются)">

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconПриложение к постановлению Правительства Омской области от 13 марта...
Настоящее Положение регулирует предоставление единовременных и ежемесячных денежных выплат (далее денежные выплаты) медицинским работникам">

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconСтатья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных...

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconМетодические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям,...
Технологический подход к организации процесса гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы: методические...

Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011 iconМетодические рекомендации порядок предоставления гарантий и компенсаций...
В настоящих Методических рекомендациях рассмотрен порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам (далее по тексту – Методические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную