I. Изменения, носящие общий характер




Скачать 98.92 Kb.
НазваниеI. Изменения, носящие общий характер
Дата публикации05.04.2014
Размер98.92 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы

Предложения РБОО «Центр лечебной педагогики»
по внесению изменений
в законы и некоторые подзаконные акты,
регулирующие сферу социальной защиты,
реабилитации и образования детей-инвалидов
(в редакциях после принятия Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ)

Краткое обоснование


Исходя из того, что вносимые изменения «не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина»1, считаем необходимым внести следующие коррективы в соответствующие правовые акты.

I. Изменения, носящие общий характер


1) В государстве, гарантирующем равенство прав граждан независимо от места их проживания, федеральным законодательством (вне зависимости от уровня финансирования) должен быть установлен гарантированный минимум социальной защиты (параметры льгот, мер социальной поддержки различным категориям граждан) с принятием РФ обязательств по обеспечению и финансированию указанного минимума. Меры же социальной защиты, устанавливаемые субъектами РФ, могут дополнять указанный минимальный стандарт.

2) Обязательно должен быть определен разумный переходный период, позволяющий гражданам сделать выбор о приобретении соответствующего статуса. При определении минимальных объемов социальной защиты той категории «льготников», которые указанный выбор не делают и статус которых возникает в силу внешних, независимых от них факторов (помимо инвалидов, это лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, ветераны и т. п.), необходимо учесть минимальный прожиточный уровень и необходимость компенсации потерянных возможностей, а также международные обязательства, принятые на себя Российской Федерацией.

II. Дополнения в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно»


В соответствии со ст. 10 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 1343-р утвержден «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно». В «Перечне» полностью отсутствуют мероприятия по социальной реабилитации, включающей «социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию» (абз. 5 ст. 9 Закона), которая определяется как «основное направление реабилитации инвалидов» (ст. 9 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Такой «Перечень» не только обессмысливает упомянутый Закон, но и исключает финансирование на федеральном уровне указанных в Законе реабилитационных мероприятий, являющихся основным, жизненно необходимым видом реабилитации, в первую очередь, для подавляющего большинства детей-инвалидов и молодых инвалидов (в возрасте до 40 лет). Лишая их возможности получить бесплатно социальную реабилитацию, государство обрекает их на социальную дезадаптацию и тем самым допускает откровенную дискриминацию своих и без того обделенных благополучием сограждан.

Таким образом, нормативным актом Правительства (Федеральным перечнем) снижен минимально гарантированный объем социальной защиты по сравнению с тем объемом, который установлен самим Законом и международными актами. Это прямо противоречит смыслу Конституции РФ и воле законодателя.

Поэтому необходимо безотлагательно дополнить «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» мероприятиями по социальной реабилитации в формах, адекватных для взрослых инвалидов (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация) и для детей-инвалидов (психолого-педагогическая реабилитация2).

Для того чтобы придать «Перечню…» смысловую функцию гарантированного минимума реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, и превратить его в реально работающий инструмент, необходимо утвердить минимальные стандарты для основных видов реабилитации. В части социальной реабилитации эти стандарты должны быть основаны на современных представлениях, отраженных в принятых во всем мире системах классификации3, и выражаться в минимальных объемах реабилитационных мероприятий (к примеру, в часах необходимых занятий определенного вида в неделю), соответствующих тем или иным видам нарушения функционирования.

III. Дополнения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи»


Вопреки установке Закона 122-ФЗ на решение задачи «повышения материального благосостояния граждан», ряд внесенных им изменений приводит к обнищанию наиболее уязвимых слоев населения, что в некоторых случаях ведет к катастрофическим последствиям. Так, например, отмена права на бесплатный проезд для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, родителей или иных лиц, сопровождающих детей-инвалидов, фактически приведет к невозможности доставки ребенка-инвалида как к месту лечения и реабилитации, так и в любое другое место (образовательное, досуговое учреждение и т. п.). Поэтому необходимо срочно вернуть право ребенка-инвалида и сопровождающего его лица на бесплатный проезд.

IV. Дополнения в Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266 1 «Об образовании»


1) С принятием Закона 122-ФЗ из Закона «Об образовании» оказались исключенными положение о компенсации затрат родителей на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях (естественно, в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение одного ребенка), равно как и положение (ст. 40, п. 8) о подобной компенсации родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье.

Однако негосударственные образовательные учреждения (и прежде всего — частные школы) обеспечивали обучение многих детей, «не вписывающихся» в государственную систему образования. А для значительной части детей-инвалидов, а именно — детей, имеющих широкий спектр серьезных психических и психоневрологических проблем или сочетание нескольких тяжелых нарушений развития, которых в государственные образовательные учреждения пока берут только в очень редких случаях, — выходом было только семейное образование: они не могли обучаться в аккредитованных негосударственных учреждениях, работающих по общеобразовательным программам.

Таким образом, поскольку инфраструктура образования для таких детей крайне недостаточна4, т. е. для них не реализован конституционный принцип общедоступности образования,— внесенные Законом № 122-ФЗ изменения особенно болезненно ударяют по детям-инвалидам с серьезными нарушениями развития, для которых еще не существует необходимых образовательных учреждений и родители вынуждены заниматься с ними сами или искать негосударственные учреждения или частных специалистов.

Поэтому необходимо обеспечить безусловное право родителей детей-инвалидов, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, на выбор семейной формы обучения или обучения в негосударственном образовательном учреждении гарантией его финансирования, в данном случае — предоставлением права на получение компенсации, размер которой мог бы определяться затратами на обучение ребенка в соответствующем государственном образовательном учреждении в денежной сумме с обязательной последующей индексацией.

2) Для компенсации отсутствующей инфраструктуры образования (государственных и негосударственных учреждений, имеющих государственную аккредитацию) предусмотреть право детей-инвалидов на психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию в негосударственном учреждении (организации), имеющем соответствующую лицензию. Финансирование образования детей-инвалидов в этих учреждениях оформляется договорами органов управления образованием с негосударственным учреждением (организацией). Тем самым государство, осуществляя оплату образовательных услуг для детей-инвалидов в негосударственных учреждениях (организациях), восполняющих отсутствие государственных специальных реабилитационно-коррекционных учреждений, реализует конституционный принцип общедоступности образования.

V. Дополнения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»


1) Необходимо внести дополнения в статью 18 Закона, определяющие понятие обучения на дому, в том числе с указанием на возможность организации такого обучения как в негосударственном образовательном учреждении, так и самими родителями, в том числе, с привлечением частнопрактикующих специалистов (см. п. IV).

2) Из ст. 21 Закона удален абзац об обязательном внесении работодателем платежей в фонд квотирования при невыполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 20 ст. 63 ФЗ № 122-ФЗ). Однако государство ничего не предлагает взамен, что на деле приведет к значительному повышению числа нетрудоустроенных инвалидов и резкому сокращению фонда квотирования, призванного поддерживать трудоустройство инвалидов. Очевидно, что у государства в этом случае не хватит средств для организации программ занятости инвалидов за счет поступления иных налогов, поскольку даже в ситуации обязательных платежей в фонд квотирования (до 01.01.2005 г.) организация трудоустройства или специальных рабочих мест для инвалидов представляли в России очень серьезную проблему.

Поэтому необходимо предусмотреть специальные меры (принятие целевых федеральных программ, отраженных в расходной части бюджета, стимулирование работодателей и т. п.), гарантирующие создание рабочих мест для инвалидов, включая затраты на профессиональную подготовку, первоначальное сопровождение и регулярное необходимое переобучение.

Возможная конкретизация
предлагаемых изменений и дополнений

I. Изменения, носящие общий характер


Привести разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ в соответствие с Конституцией РФ.

II. Дополнения в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 1343-р.


Дополнить раздел «Реабилитационные мероприятия» Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, следующими пунктами:

«6. Социальная реабилитация (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация).

7. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет)».

III. Дополнения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи»


Статью 6.2, п. 1 дополнить подпунктом 3:

«3) Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов».

IV. Дополнения в Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266 1 «Об образовании»


1) Дополнить статью 5 Закона частью 4:

«Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида».
2) Дополнить Закон статьей 40:

«Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан».
3) Дополнить статью 41 Закона частью 65:

«6. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории».
4) Дополнить статью 41 Закона частью 76:

«7. Негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации».

V. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


1) Дополнить статью 10 Закона частью 3:

«Правительство Российской Федерации до 01 июля 2005 года утверждает для основных видов реабилитации гарантированные государством минимальные стандарты».

2) Часть 5 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Родители (законные представители) детей-инвалидов имеют право осуществлять образование детей в негосударственных учреждениях (организациях), имеющих соответствующую лицензию. В этом случае органы управления образованием заключают договора с такими учреждениями (организациями) на предоставление образовательных услуг для ребенка-инвалида. Финансирование этих услуг осуществляется в соответствии с нормативами затрат на обучение ребенка в соответствующем государственном образовательном учреждении. Органы образования осуществляют ежегодный контроль за освоением обучающимися заявленных образовательных программ».

VI. Дополнения в Налоговый кодекс РФ


Ввести в налоговую систему налог на квотирование, от которого будут освобождаться предприятия, выполнившие квоту по трудоустройству инвалидов.

 Далее Закон № 122-ФЗ.

1 ФЗ № 122-ФЗ

2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 г. № 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

3 Например, в «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья», ВОЗ, Женева, 2001.

4 См., например: Интеграция детей-инвалидов в России: законодательство, реальная ситуация,
пути перемен. РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва, 2004.

5 Соответствует части 6 ст. 41 предыдущей версии Закона.

6 Соответствует части 7 ст. 41 предыдущей версии Закона.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Изменения, носящие общий характер iconКонституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания
Мы же наблюдаем только попытки, на мой взгляд, недостаточно продуманные и непоследовательные, по существу носящие «поисковый характер»1,...

I. Изменения, носящие общий характер iconУважаемые родители!
В преддверии школьных каникул обращаемся к Вам за поддержкой в объединении усилий по обеспечению безопасности детей. В период каникул...

I. Изменения, носящие общий характер iconОбщий налоговый режим Общий
Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для индивидуальных предпринимателей

I. Изменения, носящие общий характер iconПаспорт услуги полное наименование, характер услуги
Полное наименование, характер услуги: технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети, услуга носит...

I. Изменения, носящие общий характер iconКол-во часов
Информация о себе(имя, возраст, характер, место жительства); характер и увлечения друзей

I. Изменения, носящие общий характер iconИмеет несколько общий характер, она может содержать трактовки понятия...
И содержания тем дипломных (выпускных) работ и рекомендуемая литература по направлениям (составлено по источнику: Менеджмент организации:...

I. Изменения, носящие общий характер iconПатриархально-родовой характер воспитания
Киевский период (X хш вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности...

I. Изменения, носящие общий характер iconОбщий план работы школы раздел «Физическое воспитание» Примерный...
Обсудить на педсовете порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах

I. Изменения, носящие общий характер iconБилет №38 Прокурорский (общий) надзор
Российской Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории...

I. Изменения, носящие общий характер iconАвтор: Татьяна Зыкова Газета Московские новости 10. 02. 2012
Таможенные службы России, Белоруссии и Казахстана подготовили более 500 поправок в общий Таможенный кодекс тройки. Эти изменения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную