Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе




Скачать 179.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе
Дата публикации07.04.2014
Размер179.19 Kb.
ТипРабочая программа
urist-edu.ru > Законы > Рабочая программа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию 7 класс

Пояснительная записка к рабочей программе

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа «Обществознание» 6—9 классы (140 ч) Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук

Программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса, характеристику самостоятельных лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 41 учебного часа (или 29%) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует пред профильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.

Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
7 класс (35 ч)

Тема 1. Человек и другие люди (5ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв – 5 часа
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.


п/п



Разделы, темы.

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

по классам

6 кл.

7 кл.

8 кл.




РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

35

34










6 КЛАСС
















Человек

7

10










Семья

4

4










Школа

4

3










Труд

4

5










Родина

5

6










Добродетели

4

5










РЕЗЕРВ

7













РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

105




7 КЛАСС

35




34







Человек и другие люди.

5




5







Человек и закон

11




13







Человек и экономика

10




12







Человек и природа

4




4







РЕЗЕРВ

5




-







8 КЛАСС

35







34




Личность и общество.

3







5




Сфера духовной культуры.

7







9




Экономика.

12







15




Социальная сфера.

4







5




РЕЗЕРВ

9







-


Таблица тематического распределения количества часов в 7 классе

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Тема 1. Человек и другие люди

5

5

2

Тема 2. Человек и закон

11

13 (2ч. из резерва)

3

Тема 3. Человек и экономика

10

12( 2ч. из резерва)

4

Тема 4. Человек и природа

4

4

5

Итоговое повторение

-

-




Резерв учебного времени

5










35

34

Содержание обучения. Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по обществознанию в 7 классе.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Обществознание. 7 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2009

  2. Рабочая тетрадь «Обществознание» 7 класс. Москва «Просвещение» 2010

  3. Поурочные разработки по обществознанию 7 класс к УМК А.Н.Боголюбова , автор А.В.Поздеев . Москва «ВАКО» 2009

  4. 2. Методические рекомендации для учителя. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2007г.

  5. Конституция Российской Федерации

  6. Трудовой кодекс РФ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Содержание разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Оборудование




Обществознание 7 класс

34













Тема 1. Человек и другие люди

5










1

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

1







Учебник, рабочая тетрадь, схема, презентация «Межличностные отношения»

2

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

1







Учебник, рабочая тетрадь, схема, презентация «Социальные группы»

3

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

1







Учебник, рабочая тетрадь - таблица, схемы, презентация «Радости и сложности общения»

4

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

1







Учебник, рабочая тетрадь – таблицы, презентация «Толерантность»

5

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

1







Учебник, рабочая тетрадь – таблицы, презентация

«Конфликты»




Тема 2.Человек и закон

13










6

Социальные нормы. правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

2







Учебник, рабочая тетрадь-таблица, схема, презентация «Социальные нормы», «Этикет»

7

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2







Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, рабочая тетрадь-схема,презентация

«Права человека», «Правовая ответственность»

8

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

2







Учебник, мультимедийное сопровождение «Правонарушения» «Юридическая ответственность»



9

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

2







Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное сопровождение «Воинский долг»

10

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

2







Учебник, рабочая тетрадь, таблица, мультимедийное сопровождение «Дисциплина»

11

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

2







Учебник, рабочая тетрадь схема, мультимедийное сопровождение «Ответственность несовершеннолетних», «Правонарушения и преступления»,

12

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1







Учебник, мультимедийное сопровождение «Правопорядок», рабочая тетрадь-схема «Милиция»




Тема 3. Человек и экономика

12










13

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

2







Учебник, рабочая тетрадь-схема «Потребительские мотивы», мультимедийное сопровождение «Экономика и ее роль в жизни общества»

14

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

2







Учебник, рабочая тетрадь-схема

15

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

2







Учебник, рабочая тетрадь-таблицы

«Общие затраты производства»

16

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

1







Учебник, рабочая тетрадь-таблицы

17

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

2







Учебник, рабочая тетрадь-таблица

«Обмен. Товар, стоимость, цена товара»

18

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

1







Учебник, рабочая тетрадь-таблицы,

мультимедийное сопровождение «Деньги»

19

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

2







Учебник, рабочая тетрадь-диаграмма мультимедийное сопровождение «Доходы и расходы семей»




Тема 4. Человек и природа

4










20

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

1







Учебник, рабочая тетрадь-таблицы, схемы, мультимедийное сопровождение «Охрана природы»,

21

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

1







Учебник, рабочая тетрадь-таблицы, схемы, мультимедийное сопровождение «Красная книга»

22

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

1







Подготовка и защита экологических проектов

23

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.


1







Учебник, рабочая тетрадь, Конституция РФ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconРабочая программа по обществознанию 6 класс пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта (основного)...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс...
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ моин РФ от 18. 07. 2003 №2783)

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка. Данная рабочая программа по обществознанию, 11 класс
Данная рабочая программа по обществознанию, 11 класс составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по обществознанию (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 7 класса
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconРабочая программа начальной школы пояснительная записка к рабочей...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconРабочая программа по обществознанию 6 класс Пояснительная записка
Примерной программы по обществознанию, для 5 9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной мо и н рф, тематического планирования,...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков, Истории России с древнейших времен до конца XVI века, Истории...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка к рабочей программе iconРабочая программа по обществознанию 6 класс Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную