Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации




Скачать 306.25 Kb.
НазваниеПравовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации
страница1/2
Дата публикации26.09.2014
Размер306.25 Kb.
ТипАвтореферат
urist-edu.ru > Законы > Автореферат
  1   2


На правах рукописи
МИНАСЯН АРМАН ЮРЬЕВИЧ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.03 – гражданское право;

предпринимательское право; семейное право;

международное частное право


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

юридических наук
Москва – 2013
Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».



Научный руководитель:

Белова Татьяна Викторовна

Кандидат юридических наук


Официальные оппоненты:

Трунцевский Юрий Владимирович

доктор юридических наук, профессор

АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»

Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин

Сагайдачная Ксения Николаевна

кандидат юридических наук

КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО)

Начальник Управления корпоративно-правового сопровождения Департамента сопровождения проектов


Ведущая организация:


ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Защита состоится 25 декабря 2013 г. в 13-00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.11 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ауд. 255.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».
Автореферат разослан 23 ноября 2013 г.
Ученый секретарь

Совета по защите диссертаций

на соискание ученой степени

кандидата наук, на соискание ученой степени

доктора наук Д 212.198.11,

кандидат юридических наук Е.Ю. Князева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Положение дел в области организации, проведения и регулирования лотерей в Российской Федерации можно охарактеризовать как переходный этап от устаревшей советской системы к современной международной практике реализации масштабных лотерейных проектов.

В 2006 году Правительство Российской Федерации утвердило ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»1, в результате чего в России впервые была проведена лотерея в режиме реального времени – Всероссийская государственная лотерея «ГОСЛОТО». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2271-р2 Министерству финансов Российской Федерации поручено выступить организатором двенадцати всероссийских государственных лотерей и провести их до 31 декабря 2016 года.

Согласно финансовому анализу эффективности лотерейной деятельности в 2012 году в России рынок лотерей составил двенадцать миллиардов рублей3, однако по-прежнему традиционным считается мнение о том, что лотерейный рынок России находится в зачаточном положении. По данным экономических вестников4, крупнейшими по объемам реализации лотерейных билетов являются рынки: США – тридцать миллиардов долларов США, Германии – около шести миллиардов долларов США, Японии – порядка восьми миллиардов долларов США, и совокупно Испании и Италии – около тринадцати миллиардов долларов США. По результатам исследования западных аналитиков, в России прогнозируется рост объема лотерейного рынка в ближайшие годы до ста пятнадцати миллиардов рублей5.

За последние несколько лет сотрудниками правоохранительных органов было выявлено более сорока тысяч незаконных игорных заведений, в которых осуществлялась деятельность по проведению азартных игр под видом лотерей.

Указанные финансовые и статистические показатели, вероятно, являются основной причиной того, что Правительство Российской Федерации уже неоднократно озвучивало идею запрета на проведение в России негосударственных лотерей, которая находит свое подтверждение среди крупнейших участников российского лотерейного рынка, так как «на сегодня это – единственный способ развить лотерейную отрасль и увеличить размеры отчислений в бюджет страны»6.

Внесение изменений в Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»7 (далее – Закон о лотереях) и столь пристальное внимание уполномоченных органов к лотерейной деятельности в Российской Федерации обусловлено как востребованностью развития лотерей как сферы гражданско-правовых отношений в рамках предпринимательской деятельности, так и необходимостью модернизации действующих норм российского гражданского законодательства.

Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов. Так, в недостаточной степени разработаны требования к основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в области лотерейной деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации8 (далее – ГК РФ) по вопросу регулирования деятельности по проведению лотерей содержит нормы, включающие лишь общие положения о том, что отношения между организатором и участником лотереи или азартной игры должны быть основаны на договоре в соответствии с условиями проведения лотереи или правилами азартной игры, в результате чего остается неясным должны ли соблюдаться такие нормы при осуществлении лотерейной деятельности или их содержание относится к вопросам регулирования азартных игр, что порождает правовые коллизии.

Помимо этого, предусмотренная действующим законодательством стимулирующая лотерея обладает признаками, которые в действительности нехарактерны для лотереи, что позволяет выделить ее в самостоятельный вид правоотношений.

Окончательно нерешенным остается вопрос, каким способом оформляются правоотношения между участником и организатором лотереи, в то время как нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о лотереях противоречат друг другу в данном вопросе.

Отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации определений понятий «игра», «лотерея», «азартные игры» приводит к неоднозначным трактовкам действующего законодательства и ущемлению прав участников данных правоотношений в рамках проведения азартных игр под видом лотерей.

Все вышесказанное обусловливает необходимость исследования вопросов, составляющих предмет данной темы, и свидетельствует о ее актуальности для диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Исследования лотерейной деятельности как разновидности гражданских правоотношений и вопросов ее правового регулирования, а также места лотерейной деятельности в системе гражданских правоотношений представлены небольшим количеством работ советских и российских авторов.

В советский период вопросам правового регулирования лотерейной деятельности как разновидности гражданско-правовых отношений уделялось внимание в работе Г.И. Стрельниковой.

Исследованию экономического и исторического аспектов изучения лотереи как сферы предпринимательской деятельности посвящены труды А.Н. Зиброва, Е. Ковтуна.

Анализу вопросов организации и проведения лотерей, игр и пари посвящены диссертационные работы Ю.В. Багно, А.В. Матина, И.В. Миронова.

Более разработанным направлением является исследование алеаторных отношений, к которым, в том числе относится лотерея, что нашло отражение в научных работах Беловой Т.В., М.И. Брагинского, М.С. Гринберга, И.В. Елисеева, О.С. Иоффе, Л.А. Лунца, М.Ю. Нэруш, В.И. Серебряковского, Е.А. Суханова, А.М. Эрделевского.

Тем не менее, следует отметить, что комплексные монографические исследования правового регулирования лотерейной деятельности не проводились, в связи с чем в научной литературе отсутствуют обоснования и предложения по совершенствованию действующих нормативных механизмов регулирования и осуществления лотерейной деятельности, что также обусловливает интерес к теме исследования и определяет его цели и задачи.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе научных трудов, действующего законодательства, материалов судебной практики и разработке теоретических и практических положений, выражающихся в предложении обоснованных методов совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов правового регулирования отношений, возникающих в области правового регулирования лотерейной деятельности в Российской Федерации.

В процессе настоящего исследования были определены следующие основные задачи:

- рассмотреть ретроспективу становления и развития законодательства о лотерейной деятельности;

- провести анализ действующего гражданского законодательства с целью исследования понятия и правовой природы лотереи;

- разработать классификацию лотерей по действующему законодательству Российской Федерации;

- проанализировать содержание обязательств, возникающих из договора об участии в лотерее, а также формы и способы его заключения;

- выявить особенности лотерей по сравнению с иными видами алеаторных обязательств;

- определить специфику осуществления лотерейной деятельности в Российской Федерации и особенности ее регулирования по отношению к регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр;

- предложить рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере осуществления лотерейной деятельности с целью решения указанных проблем.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования лотерейной деятельности.

Предмет исследования – правовое регулирование общественных отношений в сфере осуществления лотерейной деятельности в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации в современных условиях.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод познания действительности.

В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, к которым, прежде всего, следует отнести формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа юридических явлений, историко-правовой). Комплексный метод позволил проанализировать рассматриваемые вопросы в их разнообразии и взаимоотношении в рамках осуществления лотерейной деятельности, что в целом обеспечило целостный подход к изучению объекта исследования. Метод системного анализа позволил определить место лотерей в системе гражданско-правовых отношений. Применение сравнительно-правового и историко-правового методов позволило выявить специфику воздействия исторических условий на развитие отношений по регулированию лотерейной деятельности.

Применение указанных методов в сочетании с последними достижениями юридической мысли позволило предложить решение поставленных автором задач.

Теоретическую основу настоящего диссертационного исследования составили труды российских и зарубежных авторов по вопросам, относящимся к правовому регулированию отношений в области осуществления лотерейной деятельности. Решение поставленных задач и специфичность предмета диссертационного исследования, обусловили необходимость обращения к литературе по теории права, римскому праву, гражданскому праву, предпринимательскому праву, а также экономической литературе и публикациям в периодической печати и в сети «Интернет».

Нормативную правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о лотереях, Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»9 (далее по тексту – Закон об азартных играх), иные нормативно-правовые документы, подзаконные акты органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, материалы судебной практики, а также иные источники, регулирующие рассматриваемую сферу отношений.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа действующего законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики в сфере исследуемых правоотношений, в том числе материалы судебной практики, а также иные источники информации, размещенные в сети «Интернет» – на сайтах уполномоченных органов и организаций, связанных с организацией и проведением лотерей, а также органов, чья деятельность затрагивает существующие проблемы лотерейной деятельности.

В качестве источников также выступили результаты статистических исследований по различным вопросам, возникающим в процессе организации и проведения лотерей.

Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании правового регулирования общественных отношений, возникающих при организации и проведении лотерей. В работе определена правовая природа лотереи и исследованы основные понятия лотерейной деятельности. Проанализированы элементы правоотношений, возникающих на основании договора об участии в лотерее, позволяющие признать указанный договор самостоятельной разновидностью гражданско-правовых отношений. Разработана классификация лотерей, которая позволяет исключить из лотерей стимулирующую лотерею и признать ее разновидностью информации рекламного характера.

Разработано авторское определение понятия «игра», относящегося к группе гражданско-правовых отношений, включающих в себя лотерею.

Сформулированы предложения по изменению и доработке норм действующего законодательства Российской Федерации в отношении осуществления лотерейной деятельности с целью решения актуальной проблемы современной России – распространения незаконных игорных заведений, в том числе под видом лотерейных клубов, касающиеся расширения перечня требований, предъявляемых к оборудованию, используемому в лотерейной деятельности.

Научная новизна диссертации также проявляется в теоретических и практических положениях, выносимых автором на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сделан вывод о том, что стимулирующей лотерее присущи признаки, в большей степени характеризующие ее как разновидность информации рекламного характера:

1) целью проведения стимулирующей лотереи является повышение спроса на товары (услуги) посредством проведения подобных мероприятий, включающих проведение розыгрыша призов;

2) в механизме проведения стимулирующей лотереи отсутствует основополагающий элемент – необходимость внесения участником платы для формирования призового фонда лотереи, а, следовательно, отношения между организатором и участником стимулирующей лотереи при ее проведении не основаны на рисковой вероятности исполнения обязательств.

На основании этого предлагается исключить из Закона о лотереях пункт 2 части 3 статьи 3, статью 7, статью 9, статью 16, регулирующие стимулирующую лотерею, и ввести положения указанных норм в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», дополнив его статьей «Статья 27.1. Реклама, распространяемая посредством розыгрыша призов (стимулирующая лотерея)».

  1. Установлено, что в пункте 1 статьи 2 Закона о лотереях и в части 2 статьи 1063 ГК РФ в качестве способов оформления договора между организатором и участников лотереи указана выдача лотерейного билета, квитанции, иного документа или иной способ, предусмотренный условиями проведения лотереи.

В работе обосновано, что «иным способом» допустимо заключать только лишь соглашения между сторонами азартных игр, а не при оформлении договора об участии в лотерее. В то же время отсутствие в действующем законодательстве заключения договора об участии в лотерее в электронной форме приводит к недействительности данного договора.

В связи с этим предложено упорядочить понятийный аппарат путем внесения изменений в часть 2 статьи 1063 ГК РФ и Закон о лотереях, где следует указать конкретный перечень способов оформления договора между участником и организатором лотереи, среди которых допускается только лишь выдача (предоставление) участнику лотерейного билета, квитанции или иного документа (в том числе в электронной форме).

3. Разработано авторское определение понятия «договор об участии в лотерее», под которым следует понимать: «добровольное соглашение между организатором и участником лотереи, по которому в соответствии с условиями проведения лотереи участник обязуется внести в призовой фонд лотереи плату для получения права на участие в розыгрыше призового фонда лотереи, а организатор обязуется осуществить розыгрыш призового фонда лотереи и предоставить участнику выигрыш в случае признания участника выигравшим по результатам розыгрыша призового фонда».

4. Установлено, что договором об участии в лотерее недопустимо считать соглашение, заключаемое посредством осуществления конклюдентных действий с неограниченным кругом лиц, в том числе на безвозмездной основе, поскольку такие признаки присущи соглашениям об участии в азартных играх.

5. Сформулировано авторское определение понятия «игра» как группы самостоятельных гражданских правоотношений, под которым следует понимать: «основанное на риске соглашение, заключаемое с целью получения материального выигрыша, между двумя и более сторонами такого соглашения, по условиям которого при наступлении (не наступлении) определенных событий или совершении сторонами предусмотренных условиями такого соглашения действий, у одной стороны, возникает право на получение материального выигрыша, а у другой, – обязанность произвести такое предоставление материального выигрыша; при этом на момент заключения такого соглашения сторонам не должно быть известно о конечных результатах такого соглашения». Указанным определением предложено дополнить статью 1062 Главы 58 ГК РФ «Проведение игр и пари» с целью надлежащей трактовки и квалификации гражданских правоотношений, возникающих из игр.

6. Установлено, что формулировка названия Главы 58 ГК РФ «Проведение игр и пари» ограничивает сферу ее применения в отношении лишь пари как разновидности азартных игр.

В то же время лотерея и азартная игра, к которой относится пари, обладают признаками, позволяющими рассматривать их как разновидности игр. На основании этого целесообразным представляется изложить название Главы 58 ГК РФ в следующей редакции: «Игры. Проведение лотерей и азартных игр».

7. Имеющееся в действующем законодательстве определение понятия «лотерейное оборудование» настолько широко, что позволяет отнести к нему виды оборудования, в том числе используемые при проведении азартных игр, что приводит к различным злоупотреблениям. Автором предложено дополнить Закон о лотереях следующей нормой:

«Статья 12.2. Виды лотерейного оборудования.

  1. При проведении лотереи организатор, оператор или распространитель лотереи вправе использовать следующие виды лотерейного оборудования:

  1. лотерейное оборудование, используемое для розыгрыша призового фонда (лототроны, барабаны и т. д.);

  2. электронное лотерейное оборудование, используемое для заключения договоров между организатором и участником лотереи (лотерейные терминалы, аппараты и т. д.).

  1. Сведения об указанном в части 1 настоящей статьи лотерейном оборудовании, используемом при проведении лотереи, должны быть внесены в реестр лотерейного оборудования в соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 5 настоящего федерального закона».

Автор утверждает, что данная мера позволит исключить неоднозначную трактовку определения и назначения лотерейного оборудования, а также осуществлять более качественный надзор за соблюдением действующих норм и пресекать использование игровых автоматов под видом лотерейного оборудования.

8. По законодательству Российской Федерации для оформления отношений между сторонами лотереи какие-либо ограничения не установлены, в том числе для этого не требуется наличие специально предназначенных заведений. Закон об азартных играх указывает, что игорные заведения могут размещаться только в определенных законом игровых зонах, объектах капитального строительства или их обособленных частях, в которых запрещается осуществлять иную деятельность помимо организации и проведения азартных игр и оказания сопутствующих услуг.

Для противодействия организации и проведению азартных игр вне специально отведенных зон под видом лотерей в лотерейных клубах автором предложено изложить пункт 11 статьи 4 Закона об азартных играх в следующей редакции: «игорное заведение – здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), расположенное на территории игорной зоны (за исключением букмекерской конторы и тотализатора), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) и в которых запрещено осуществление каких-либо иных видов деятельности».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование банковской деятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование банковской деятельности» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом...

Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование образовательной деятельности» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н.,...

Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации icon«Правовое регулирование маркетинговой деятельности»
Рабочая программа дисциплины «Правовое регулирование маркетинговой деятельности» цикла опд составлена в соответствии с Государственным...

Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации iconПрограмма занятий по курсу право средств массовой информации и правовое...
Основная цель преподавания курса «Право сми и правовое регулирование рекламной деятельности» заключается в создании у студентов практического...

Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству российской федерации icon2. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности в России
Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности в России">