М. Е. Осовский Институты и институционализация




Скачать 144.92 Kb.
НазваниеМ. Е. Осовский Институты и институционализация
Дата публикации07.10.2014
Размер144.92 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
М.Е. Осовский

Институты и институционализация
Оперируя с понятиями институты и институционализация, в первую очередь, возникает желание разобраться и отстроиться от современного смысла слова “институт”, как “научно-исследовательская организация, высшее учебное заведение”1. Нам кажется, что в этом значении слово употреблялось всегда – известно, что так назывались закрытые учебные заведения для дворянских детей еще в дореволюционной России, например, Институт благородных девиц.

Тем не менее, в словаре Академии Российской (43357 слов, 1789-1794 гг.) слова «институт» еще нет. Оно появляется в словаре Даля (около 200 тыс. слов, 1863 г.) и указывается в двух значениях. Первое – «воспитательное, учебное или ученое заведенье или учрежденье». Второе– «узаконенье, устав, установленье».

Владимир Иванович Даль отмечает, что это значение «учебное заведение, учрежденье2» заимствовано из французского. Действительно, первоначально учрежденный в 1764 г. Екатериной II, Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, назывался не «институт», а «Императорское воспитательное общество благородных девиц».

В Англии institute в значении организация, ассоциация, как юридическое лицо, так же используется только с 1828 г. - как указывается в английских этимологических словарях, “после упразднения французских королевских академий”. То есть, появлением значения слова институт, как учебное заведение, Европа (в т.ч. Россия), скорее всего, обязана Великой Французской революции (1789 г.). Именно во Франции через 4 года после революции Национальный конвент упразднил “на истинных началах республиканского равенства” пять академий “как учреждения аристократического характера, позорящих науки и ученых”3 и объединил их в 1795 г. в Национальный институт наук и искусств (с 1806 г. - Институт Франции) для «собрания открытий и совершенствования искусств и наук».

Таким образом, революционно настроенные французы, вероятно, первыми в мире реализовали идею того, что раз для совершенствования определенной деятельности и установления порядка (мы бы сейчас сказали – «повышения эфффективности») необходима институционализация, то самый простой и быстрый способ проведения институционализации – это создание специального института (организации), которая будет заниматься повышением этой эффективности. Чтобы не путаться, специально созданную для институционализации всей Франции организацию так и называли - «институт». После этого французские институты стали копироваться по всей Европе.
В европейских языках слово “институт”, как до французской революции, так и после имело также значение “установление правилами”, “устраивание в порядок”. Не подлежит сомнению, что своим появлением и долгой жизнью это слово обязано институциям (Institutiones) Гая4, систематизировавшего во II в. н.э. нормы отношений между людьми и правила человеческого общежития, о которых я скажу позже.

На рис.1 визулизированы синонимы значения понятия институт в немецком и англ. языках


Это влияние прослеживается в Англии, где с 1550-х термин institution используется в значении “установленное законом или практикой” и ранее (конец XIV - начало XV в.) в значении действия по установлению (фундированию) системы управления (государственного) или религиозного порядка от лат. глагола institutionem (сущ. institutio) - размещение, обобщение, обучение (инструкция, наставление), образование. Интересно, что в начале XVI в. в англ.яз. от глагола institute (институировать) было образовано отглагольное существительное - institute в значении “цель проекта, проект”.

Если идти в этимологию дальше, то лат. institutum «устройство, организация; принцип», от instituere «ставить; выстраивать, устраивать»; из in- «в» + statuere «ставить», далее из statum, индоевропейская форма отгалагольного имени sistere «ставить, помещать; возводить», далее из stāre «стоять», далее из праиндоевр. *sta- «стоять». Таким образом, можно проследить историческое развитие языковой рефлексии этого понятия в европейских языках:

*sta, stāre - стоять (праиндоевр.)

sistere - ставить, помещать; возводить (индоевр.)

in- «в» + statuere «ставить, статут, устав» = instituere - ставить; выстраивать, устраивать (лат.)

institutum - устройство, организация; принцип (лат.)

institutus (отгл.сущ.) - создать, основать, ввести

institutio (сущ.), institutionem (гл.) - расположение, обучение, образование (лат.)

Institutiones (мн.ч.) – собрание наставлений (лат., Гай, II в. н.э.)

Institute (гл.)- установить в учреждении, назначать (англ., ранее XIV в.)

Institucion - фундамент; то, что создано (старофр.)

Institution - действие по установлению или основанию-фундированию (системы управления (правительства), религиозного порядка, и т.д. (англ., с XIV в.)

Institution - установленное законом или практикой (англ., с сер. XVI в.)
В современном русском Институт – это совокупность норм, правил и отношений в какой-либо сфере человеческой деятельности5, совокупность юридических норм, обнимающих одно или несколько связных юридических отношений6, общественное установление, распорядок, узаконенный какими-н. нормами7.

Влияние значения понятия «институт», как синонима «академии» (учебного заведения) в России оказалось настолько велико, что для отстройки пришлось ввести специальное понятие «социальный институт», «институция», что, по сути, означает тот же институт, но не учебное заведение - определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей;8 постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций на основе определённых норм, правил9, относительно устойчивая форма организации социальной жизни10, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества11.

Институционализа́ция — это процесс упорядочения, формализации и стандартизации12, превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения. За любым институтом стоит история его институционализации. Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д. Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя — в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо жанром популярной музыки — в субкультурную организацию13.

Процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений (объединений, соглашений, переговоров) и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти, регламентацией соответствующей деятельности, тех или иных отношений, их юридической легализацией, если это возможно и необходимо. Организация и формализация общения, отношений и деятельности превращает их в институт семьи, школы, учреждений и т. д. Институционализация представляет собой синергетический процесс перехода от самоуправляющихся и самоорганизующихся явлений к организованным и управляемым14.

Институционализировать - создавать формальный институт для какого-л. действия, осуществляемого ранее на основе неформальных правил15.

С рядом приведенных определений из этих словарных статей, конечно, нельзя согласиться.

Как в русск.яз., так и в англ.яз. Institutionalization – это очень молодое понятие (употребляется с конца XIX в.), которое означает – превращать в институт, установление; наделять законным статусом; учреждать16, и даже помещать в больницу или другое лечебное учреждение (обыкн. умалишенных, алкоголиков и т.п.)17, тюрьму, т.е. под заботу институтов.

Я зафиксирую, что в языковой рефлексии деятельности понятия институты и институционализация стоят в том же синонимическом ряду, что и:

формы, нормы и процесс превращения в институты

организации и организация (основание)

справедливые правила и их соблюдение

учреждения и учреждение (упорядочивание, приведение в порядок, в один ряд)

государства (states) и их конституция (statut, конституирование, узаконение)

институты и образование (инструктирование, обучение, наставление)

структуры и конструирование

по Далю: уставы (в монастыре общее житье чинно и уставно, в порядке) и уставления (уговоры, договоры)

установки (способы, манеры пения) и аранжировка

стандарты18 (лучшие практики, меры, правила) и их распространение (укоренение в практике)

полипозиционная коммуникация и установление равновесия

системы и систематизация

рабочие группы в различных актах деятельности и ее рефлексия

Этот синонимиченский ряд понятий из отношений деятельности, коммуникации и мышления подсказывает нам поискать институты и институционализацию на схеме мыследеятельности. Отсюда, хотелось бы обозначить, что под «институтами» и «институтами мышления следует полагать «институты мыследеятельности», поскольку нет институтов вне мыследеятельности и вне схемы мыследеятельности.

Очевидно, что один из возможных этапов процесса институционализации нарисован на схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры, на горизонтальной линии [коммуникации] креста, вписанного в круг-сферу. Другой - нарисован там же в слое рефлексивной коммуникации по поводу акта деятельности, разворачивающегося в нижнем слое сферы – слое мыследеятельности и протекает по вертикали.

По всей вероятности, можно сказать, что институтами в исторической перспективе становятся акты мышления, инстуционализированные в формы, отрефлексированные в нормы, транслируемые в коммуникации и воспроизводящиеся в деятельности.
Что же такого произошло в начале первого тысячелетия нашей эры, чтобы понятие Institutiones, введенное древнеримским юристом Титом Гаем (Каем), вошло в мировую общеупотребительную языковую рефлексию для схватывания того объекта, который мы называем институтом?

На самом деле Институции - это записи лекций Гая, которые сделал его ученик в период между 130 и 180 гг. н.э. Считается, что автор был никому не известным провинциальным юристом, преподавал вдали от Рима, в Малой Азии.

Кто такой юрист в Римской империи? Наверное, в современном понимании – это такой специалист по общественному устройству, философ, государственный или общественный деятель, знающий постановления императоров и помнящий старые обычаи, языческих римских и греческих богов, оратор, иногда выступающий в суде, имеющий учеников19. В те времена не было законов, как таковых, и того, что мы сейчас имеем в виду под, например, гражданским кодексом. Юриспруденция того времени – это некая данная свыше, неотрефлексированная божественная «мудрость права» (лат. juris - право20 + лат. prudentia — предвидение, мудрость, благоразумие). А то, что мы называем lex (закон) мыслилось как договорное соглашение21.
Институции Гая не были знакомы его современникам-юристам. Через три столетия после его смерти в IV в. н.э. завершится объединение античного мира, как христианского, в 395 г. Римская империя развалится на западную и восточную (византийскую) империю.

И к Гаю в это время приходит известность. В 426 г. восточный византийский (константинопольский) император Феодосий II издает «Закон о цитировании», в котором обязывает использовать тексты Гая, отрефлексировавшего 300 лет назад отношения между людьми и обычаи человеческого общежития для вынесения судебных решений наряду с институциями других римских юристов – Эмилия Папиниана22, Юлия Павла23, Домиция Ульпиана24, Геренния Модестина25. И в западной части империи мать императора Флавия Плацида Валентиниана III - Галла, которая управляла до 437 г. в малолетство своего сына, от его имени также издает эдикт о том, чтобы лекции Гая имели обязательную силу закона для судей.

Через некоторое время новые государства, образовавшиеся после падения Римской империи, в Галлии и Испании, продолжали применять римские нормы права, например, в 506 г. вестготский король Аларих издал в сокращении Кодекс Феодосия II - Lex Romana Visigothorum, который затем использовался во всей Европе.

Через 400 лет (!) после записи лекций, в 534 г. н.э. пятидесятилетний император восточной (византийской) римской империи Юстиниан, поручает министрам, положить институции Гая в основу своей собственной компиляции законов римской империи. Т.е. за 400 лет правила и нормы человеческого общежития, описанные в лекциях Гая, остались правилами и нормами, которые можно было использовать в качестве прототипов и он мог придать им силу императорского закона. Еще через 20 лет Юстиниан ввел использование своих законов в западной части империи – в Италии.

При этом, в дальнейшем, римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. При решении спорных дел в Германии, суд должен был также применять римское право, поскольку Священная Римская империя (германская) считалась наследником прежней Римской империи. До Великой революции 1789 г. у Франции не было своей кодифицированной системы права. Придя к власти, Наполеон в 1804 г. поставил задачу создать стабильные государственные институты и четко обоснованные законы для всех. Одним из источников компиляции Наполеона также стало классическое римское право – Кодекс Юстиниана, включающий в себя институции Юстиниана, составленные на основе институций Гая, кроме этого, кодекс был построен по институционной системе (деление на книги и основная структура были заимствованы у Гая). Кодекс Наполеона во Франции действует до настоящего времени и никогда не пересматривался полностью.

Вот так, за свою более чем полуторатысячелетнюю историю Институции Гая стали источником понятия Института римского права, Института права и Института, а сами эти понятия наполнились тем смыслом, который мы сейчас в них вкладываем. На примере исторического пути лекций Гая мы видим историю институционализации отрефлексированных им в мышлении отношений между людьми, их трансляцию и воспроизводство в деятельности.

Пожалуй, Институции Гая являются одним из первых сохранившихся до наших дней примеров описания лучших практик (стандартов, норм) и их систематизации. Однако, вряд ли бы они были бы отрефлексированы Гаем, как стандарты и лучшие практики, не будь у него своей собственной схемы мыследеятельности и схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры.
Попытки поименовать элементы в схеме происходят, прежде всего, в языке. Например, сам термин право и есть синоним равновесного институционального воспроизводства [норм] деятельности.

Право, правда, правый, праведный – от «пра» предлог слитный, означающий родство или связь в дальнем восходящем или нисходящем порядке, предков или потомков, а иногда простое предшествованье чему по времени, или исконный, начальный, др.-греч. εὑθύς, ὀρθός, протоиндоевр. *pr-26 – раньше, до; через.

Антонимы: криво, кривда, кривой – от κρίνω27 отделять, выбирать; рассуждать, полагать; решать, делать вывод, приводить к заключению; судить, производить суд, осуждать, обвинять. Примеры: критика, кризис, криминал, дискриминация. Кривею - делаюсь одиноким28. «Пра-вда» и «кри-вда» от протоиндоевр. *вед, *wedh- вести29 или *weyd – видеть, знать30.

Право в старом русск.яз. – это нормы и правила, которые ведут прямым лучшим путем от прародителей из поколения к поколению, в отличие от кривды – отдельных кривых выводов и критических суждений, которые нами не разделяются и проявляются в конкретных ситуация воспроизводства (см. Схему ВД и ТК).

Практически, аналогичная ситуация с рефлексией права у древних греков и римлян. У Фемиды (Themis-Justitia) и Зевса-Юпитера-Посейдона были три дочери – Dikaiosyne-Aequitas, Eirene-Pax и Eunomia-Disciplina, олицетворяющие собой феномены правды, цикличности времен годы и смены дня и ночи, равенства, справедливости, эквивалентности, дисциплины, мирного сосуществования и равновесия.
Французский юрист Морис Ориу (Maurice Hauriou) считал, что Институт - есть идея предприятия, которая реализуется в социальном мире, с одной стороны её защищает власть, органы, с другой стороны- члены общественной группы. Государство – это не суверенитет, а институт институтов. Чтобы понять государство, следует исследовать плюрализм и равновесие31, которые приводят к созданию государства, ещё до того, как они начинают правовое существование. С точки зрения Ориу, государство предстаёт как конструкция, реализованная исходя из трех различных слоев, а именно института (мышления, курсив мой М.О.), рынка (деятельности) и договора (коммуникации). В 1925 году Ориу вывел некоторые позиции для этой схемы. Первая — это созидательная идея (idée d’œuvre), конкретизирующаяся в действиях индивидов, которые стремятся реализовать себя в деятельности. Вторая и третья позиции — это власть организованного по двойному принципу правительства — на основе разделения властей (разных управляющих позиций) и представительского режима. Он также отмечал, что если первоначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она предстает уже институтом.  С течением времени институты приобретают устойчивый характер и обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица.
Практика появления (м.б.создания) институтов, практика институционализации – это попытки нарисовать различные многопозиционные рефлексивные коммуникации на схеме мыследеятельности в рефлексивном слое над деятельностью. Это попытки дать ответ на вопрос, кто отвечает за равновесие всей сферы деятельности, коммуникация кого с кем приводит к стабильной устойчивому воспроизводству этой конструкции.

В качестве примеров кейсов институционализации методологического мышления (мыследеятельности), было бы интересно рассмотреть, как именно и кем в истории рисовались, реализовывались и удерживались управляющие позиции для институционализации государств, учреждений, самовоспроизводящихся социальных институтов, в отсутствие каких позиций или на месте каких позиций образовывались «кривды», приводящие к нарушениям равновесия и воспроизводства этих систем.


2 Учрежденье, по Далю, от «Учреждать, учредить - устроить в чреду, ряд или порядок; основать, установить правилами, порядком. Учредить правление, порядок».

3 Французскую академию, основанную кардиналом Ришелье в 1635 году, Академию [для составления в честь Людовика XIV на монументах] надписей и медалей, Академию наук, основанную Людовиком XIV, Французскую академию изящных искусств и Французскую академия моральных и политических наук

6 Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

7 Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

8 Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009

9 http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_институт

10 http://ru.wiktionary.org/wiki/Социальный_институт

11 Новейший философский словарь

14 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

15 Англо-русский экономический словарь

16 Англо-русский словарь Мюллера

17 Новый большой англо-русский словарь

18 standard - по одной из версий (середина XII в.) - штандарт, объединяющий фактор для военной силы, чтобы “стоять жестко” stand hard, копье с флагом воткнутое в землю. В значении “единица измерения” используется с XIII в., вероятно, от “королевского штандарта”, как чего-то авторитетного в вопросах установления мер и весов.

В значении «признаный образец качества и правильности" употребляется с конеца XV в. "Правило, принцип или судебное решение" с 1560-х гг.

19 В I в. консулом Капитоном была основана первая частная юридическая школа сабинианцев

20 *ious от протоиндоевр. *yAus- ритуал; высшая справедливость, по некоторым источникам «спустившаяся с небес» от Юпитера, идущая веками от поколения к поколению внутри рода http://en.wiktionary.org/wiki/ius#Etymology_1 , восходит к протоиндоевр. *ei – идти http://www.etymonline.com/index.php?term=jurist&allowed_in_frame=0

21 например, Закон XII таблиц – это результат работы комиссии из 10 человек, принятый народным собранием http://lawdiss.org.ua/books/a1534.doc.html

22 Был родом из Сирии, казнен императором Каракалой в 212 г. н.э. за то, что в ответ на требование составить оправдательную речь для императора в связи с убийством им своего брата Геты, сказал: "Гораздо труднее оправдать убийцу, нежели им стать".

23 Финикиец, начальник императорской канцелярии при императоре Александре Севере (нач. III в.н.э.). Написал более 300 книг.

24 Убит в 228 г. разъяренными солдатами-преторианцами при попытке установления воинской дисциплины.

25 Был управляющим пожарной охраны и охраны порядка в ночное время в Риме III в.

28 Словарь Академии Российской

31 Идею равновесия в свое время Монтескье положил в основание своей теории разделения власти. Суть ее состоит в том, что правопорядок - система физического равновесия сил и всю жизнь современных государств можно представить себе как «бесчисленные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconПрограмма дисциплины "Конституционное право и политические институты"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconПрограмма дисциплины "Конституционное право и политические институты"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconЮридический факультет материалы международной конференции «Институты...
Присутствие здесь студентов, аспирантов, молодых ученых, представляющих ведущие отечественные и зарубежные Университеты, Академии,...

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconЧто такое «институционализация теневой экономики»?
Косалс леонид Янович – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения...

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconПрограмма дисциплины «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления 080100....

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconПрограмма дисциплины Мировые финансовые рынки  Направление подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлению подготовки 080100....

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconПрограмма дисциплины «Финансовые рынки и финансовые институты» для...
Программа дисциплины «Финансовые рынки и финансовые институты» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки бакалавра

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconКраснодарский университет
Конституционные нормы, их виды, структура, особенности. Конституционно-правовые институты

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconСамостоятельная работа студентов
Модуль Общая часть. Основные понятия и общие институты международного частного права

М. Е. Осовский Институты и институционализация iconУчебная программа дисциплины
Дисциплина Гражданско-правовое регулирование недвижимости и институты гражданского права (сравнительно-правовой аспект)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную