Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса




Скачать 258.59 Kb.
НазваниеЗаявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса
страница1/3
Дата публикации04.11.2013
Размер258.59 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Вступительное слово Т.Нестеренко.
Я очень рада приветствовать всех находящихся сегодня в студии, и тех, кто слушает нас. Знаю, что к сегодняшней пресс-конференции поступило много вопросов. Это обусловлено, в первую очередь, количеством пользователей информации, предоставляемой системой Федерального казначейства. Также это связано и с количеством служащих непосредственно в Федеральном казначействе, и с количеством сотрудников, специалистов учреждений, которые обслуживает Федеральное казначейство. Только количество специалистов, осуществляющих контакт с Федеральным казначейством, составляет около 200 тыс. человек.

Тема, заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса. Поэтому, что бы ни происходило в бюджетном процессе, такой участник как Федеральное казначейство всегда испытывает на себе потенциальные проблемы, которые необходимо решать в рамках изменений, происходящих в бюджетном процессе. Что касается реформирования бюджетного процесса, то здесь необходимо иметь в виду следующее: вопросы бюджетного реформирования, необходимости совершенствования бюджетных процедур всегда ставились, и будут ставиться в любом государстве вне зависимости от степени развитости институтов гражданского общества или демократических процессов. В любом государстве в ответ на требование общества всегда будут стоять вопросы необходимости совершенствования эффективного управления общественными финансами. Для России эти вопросы чрезвычайно актуальны. Надеюсь, сегодня мы сможем ответить на вопросы, связанные с реформой, которая объявлена как реформа бюджетного процесса, и почему в РФ сегодня остро стоит вопрос о необходимости совершенствования системы управления общественными финансами.
Е.Анисимов (Ленинградская обл.): Как Вы считаете, что может дать России переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат?
Т. Нестеренко

Если ответить очень кратко и односложно, то в данном случае переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, должно создать в РФ систему, позволяющую эффективно управлять общественными финансами в интересах социально-экономической политики, объявленной государством. Попытаемся разложить на составляющие вопрос о среднесрочном бюджетировании. Чем отличается этот термин от уже принятого и давно действующего в Российской Федерации понятия «среднесрочное финансовое планирование»? Казалось бы, термины схожи, однако когда мы рассматриваем эти вопросы, нужно иметь в виду следующее. Среднесрочное финансовое планирование - это определение общих макроэкономических прогнозов, которые складываются в результате экономических отношений в сфере экономики. Что касается среднесрочного бюджетного планирования, то в отличие от финансового планирования именно бюджетное планирование создает правовую основу для принятия долгосрочных бюджетных обязательств. Таким образом, если мы переходим, например, на трехлетний бюджет, это означает, что в рамках закона о бюджете участником бюджетного процесса, бюджетополучателем, создается правовая основа для принятия многолетних, в данном случае трехлетних бюджетных контрактов, которые будут оплачиваться за счет бюджетных ассигнований.

Что это дает для экономики? Это дает, в целом, предсказуемость, уверенность в том, что государство не прервет на любом этапе исполнения контракт, который заключен с экономическим агентом, который находится по ту сторону сектора государственного управления, то есть рыночным агентом. Это создает уверенность и предсказуемость в реализации бюджетной политики, поэтому так важно разделять эти понятия. И сейчас идет спор о том, нужно ли переходить на среднесрочный бюджет или лучше остаться в том режиме, который существует сейчас? Отвечаю однозначно: для рынка, для общества в целом, для обеспечения уверенности, прежде всего, экономических агентов, рыночных агентов, необходимо переходить именно на среднесрочный бюджет для создания возможностей принятия контрактов. Что же означает вторая часть? Бюджет, ориентированный на результат. Здесь мы должны понимать, что в ответ на запросы общества государство должно ответить, на какие цели тратятся деньги налогоплательщиков, что должно быть достигнуто в результате того, что собранные от налогов средства идут на реализацию тех или иных программ? Какие результаты общество в целом получит от использования тех или иных бюджетных ассигнований? Поэтому среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, создает правовую основу для механизмов, позволяющих не только формулировать, но и достигать цели более экономным способом. Вместе с тем, это является дополнительным условием существования любого демократического общества и создания более качественных предпосылок для становления гражданского общества, потому что гражданское общество – это, прежде всего, общество граждан, которые могут спросить у своих представителей во власти, куда и с какой целью были направлены средства налогоплательщиков, и что в результате эти граждане получили. Это чрезвычайно важно.

Когда мы говорим о реформе бюджетного процесса, необходимо учитывать, что данная реформа неотделима от других проводимых обществом реформ. Нельзя провести, например, реформу, связанную с изменением подходов к бюджетированию, ориентированному на результат, без проводимой сейчас административной реформы, потому что функции, полномочия, задачи органов власти как раз реализуются в рамках административной реформы. Поэтому, завершая ответ на вопрос о том, что может дать России переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, я бы сказала следующее: это создание эффективной системы управления общественными финансами, которая, в свою очередь, входит в общую систему, направленную на эффективность органов управления и власти в целом в интересах общества, в том числе, с целью создания, поддержания и развития гражданского общества.
Ольга Львовна (Москва):

В чем заключаются главные нововведения по формированию бюджета России?
Т. Нестеренко

Когда мы говорим о необходимости проведения бюджетной реформы, я бы акцентировала внимание на следующем. В недавнем прошлом место и значение бюджета как такового, на мой взгляд, финансиста с 25-летним стажем, было чрезвычайно завышено. К сожалению, больше внимания уделялось бюджету, нежели тому, для чего бюджет создан. И только с 2004г. рассмотрение вопросов бюджета и его места в системе выполнения публичными образованиями своих функций изменилось, и на первое место вышло определение "расходные обязательства РФ". Я считаю, что это главное изменение в бюджетном процессе, которое произошло в 2004г. В этом же году поправками в Бюджетный кодекс РФ на первое место вышло определение "расходные обязательства Российской Федерации и расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований". Таким образом, в Бюджетном кодексе РФ появилось определение, что бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации, муниципального образования создан и формируется, исходя из объемов расходных обязательств, обусловленных возложенными на соответствующие органы власти полномочиями. При этом нужно понимать, что бюджет как таковой (документ, который рассматривается в парламенте) - это всего лишь определение объема финансовых ресурсов, которые возникают в течение одного финансового года: сколько доходов мы реально получим, сколько расходов реально произведем. Но, вместе с тем, очень мало внимания уделялось тому, что же является источниками порождения доходов или требований по расходам, то есть никогда не уделялось внимания соотношению первичных базовых определений, таких как активы государства и обязательства государства.

Активы государства – это право требовать уплаты налогов (налоговое законодательство, нормативно-правовые акты, регулирующие процесс управления федеральным имуществом, т.е. то, что порождает денежные потоки в рамках управления этими активами. Расходные же обязательства государства возникают в силу или публично-правовых документов (законов), или гражданско-правовых договоров, участниками которых является РФ или субъект Российской Федерации. В этом смысле главное изменение в бюджетном процессе при формировании бюджета связано с тем, что сейчас акцент переносится именно на понятие "расходные обязательства конкретного публично-правового образования". Появление этого института и позволило несколько по-другому взглянуть на весь бюджетный процесс. В последующем все изменения бюджетного законодательства, бюджетного процесса будут связаны с акцентированием внимания на первичности активов и обязательств, возникающих у публично-правовых образований, и развитии этих институтов. Сейчас мы стали больше говорить о понятии "действующие расходные обязательства", то есть о тех обязательствах, которые уже приняты и их уже нельзя пересмотреть, которые уже являются основой для формирования бюджета. Такие действующие обязательства являются основой при формирования бюджета, и если при этом возникает возможность изыскать дополнительные финансовые ресурсы, то появляется новое определение - "новые расходные обязательства", которые дают возможность принять или нормативно-правовой акт, или заключить договор на выполнение каких-то работ или услуг.

Таким образом, действующие и новые обязательства - это основа и самое главное изменение в бюджетном процессе. Далее этот институт будет расширяться. Все обязательства будут разделены на публичные обязательства и иные, то есть обязательства, возникающие в сфере гражданского правового оборота. Это необходимо сделать для того, чтобы выделить те обязательства Российской Федерации, которые уже возникли в силу закона и носят безвозмездный характер. Мы не ждем вслед за тратой денег никаких встречных услуг (например, выплаты пособия в связи с рождением ребенка или пособия ветеранам). Что касается других расходных обязательств, возникающих в сфере гражданских отношений, то здесь важно понимать, что эти обязательства порождают встречные требования, то есть государство ждет выполнения каких-то услуг за те финансовые ресурсы, которые идут на исполнение обязательств. Необходимо создавать и поддерживать процедуры, которые обеспечивали бы контроль за соблюдением ограничений, возникающих в процессе принятия договоров и соглашений, чтобы не порождать несоразмерный объем этих обязательств. Я бы назвала существенным изменением в бюджетном процессе - выделение института расходных обязательств, развитие этих институтов. Это необходимо, прежде всего, для стабильности бюджетной системы, для создания большей степени доверия к государству со стороны и граждан (если закон есть, он должен быть исполнен), и бизнеса (если договор заключен, и участником этого договора является государство, он должен быть исполнен). Сейчас такое доверие уже появляется, но оно, к сожалению, пока слабое, и я считаю, что это - одна из ущербных в настоящее время позиций для нашего государства. Поэтому развитие этих институтов будет происходить обязательно.


Е.Гринько (Смоленская область):

Какие функциональные изменения произойдут в деятельности органов Федерального казначейства в случае полного перехода на бюджетирование, ориентированное на результаты?
Т. Нестеренко

Как я уже говорила, система Федерального казначейства является важнейшей составляющей в кругу участников бюджетного процесса. Прежде чем ответить, какие изменения произойдут с точки зрения функционирования системы Федерального казначейства, я бы хотела сначала пояснить, что эта система создана для того, чтобы в первую очередь обеспечить разграничение полномочий кассира и распорядителя бюджетных средств.

В рамках бюджетного процесса должны быть четко, институционально выделены те, кто принимают решение в рамках управления целями и задачами в целях оказания государственных услуг, и те, кто обеспечивает оплату обязательств, возникающих в процессе выполнения этих задач. Разделение кассира с полномочиями распорядителя (главного распорядителя средств) обеспечивают нормальное функционирование единого счета, управление ликвидностью, деньгами государства, обеспечивает контроль за тем, чтобы деньги пошли на законодательно установленные цели. Это чрезвычайно важно, и создание системы Федерального казначейства показало то, как целостно выстроилась система бюджетного планирования и исполнения после выделения или разделения этих функций.

Естественно, вслед за изменениями всех бюджетных процедур несколько изменятся не столько функции Федерального казначейства (выполнение функций кассира, управление ликвидностью, деньгами государства), сколько технологии казначейского исполнения бюджета. Например, я говорила о том, что реформирование бюджетного процесса связано с переходом, в том числе, на трехлетний бюджет. Поэтому, если сейчас Федеральное казначейство в рамках исполнения бюджета доводит распорядительные решения до каждого бюджетного учреждения в объеме ассигнований бюджетного года, то с переходом на трехлетний бюджет система казначейства должна быть способна довести эти распределительные функции, эти объемы ассигнований, лимитов бюджетных обязательств уже на трехлетний период, для того, чтобы показать тот горизонт и те ассигнования, в пределах которых каждое бюджетное учреждение сможет принимать решение и заключать договоры и контракты. Это не столько функция, сколько технология, которая поменяется в системе Федерального казначейства.

По мере развития бюджетной реформы ее главной целью становится постановка и расширение полномочий главных распорядителей средств федерального бюджета, то есть ведомств. Смысл в расширении полномочий главных распорядителей состоит в том, что именно они посредством своих решений реализуют политику в той или иной сфере. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации реализует политику в области сельского хозяйства, Министерство образования и науки Российской Федерации реализует государственную политику в сфере образования и науки и т.д. Поэтому ведомство находится в центре бюджетной реформы, наделяется обширными полномочиями, и именно ведомству предстоит решить вопрос, каким образом поставленные перед ним задачи могут быть реализованы наиболее эффективным способом. При этом нужно иметь в виду: когда реализуются задачи ведомства, когда происходят размышления по поводу того, как наиболее эффективно реализовать задачу, необходимо ответить на подвопрос: как эффективно реализовать ту или иную услугу в рамках выполнения задачи. В любом случае государство оказывает услуги гражданам. Здесь необходимо понимать, что государственную услугу для общества можно реализовать тремя способами: государство может само производить эту услугу путем создания бюджетного учреждения. В данном случае создание госуслуги, с точки зрения экономического содержания, опосредуется расчетом себестоимости этой услуги (содержание здания, выплата зарплаты, оказание услуги). Также государство может само не производить эту услугу, а купить ее на рынке, тем более сейчас, когда государство перестало быть монополистом. Даже в социальной сфере появилась возможность купить в интересах государства эту услугу на рынке.

В данном случае меняется инструмент реализации в рамках бюджетных процедур. Если в первом случае мы содержим учреждение, учитываем все его обязательства, создаем эту услугу, ее себестоимость, то во втором случае мы проводим конкурс, закупаем эту услугу на рынке, и любой участник гражданского оборота, который умеет производить эту услугу, может оказать ее в интересах государства. Третий способ - это дать возможность гражданину самому выбрать производителя этой услуги. Это реализуется посредством представления гражданам трансфертов, например, образовательного кредита. Если государственная политика проявляется в необходимости поддерживания неких образовательных стандартов для того, чтобы граждане Российской Федерации получили образование определенного уровня, государство может создать систему образовательных кредитов, предоставляя конкретному человеку возможность за счет этих кредитов выбрать поставщика тех услуг, которые удовлетворяют гражданина.

В каждом из трех случаев роль казначейства, которое следит за соблюдением законодательства, меняется. В рамках бюджетной реформы, при изменении подходов государства к вопросу оказания государственных услуг меняется, в том числе, и место Федерального казначейства, которое оно занимает в процессе контроля за соблюдением законодательства. Естественно, само Федеральное казначейство помимо того, что оно, являясь участником бюджетного процесса, обеспечивающим исполнение бюджета, является так же органом исполнительной власти и тоже должно ответить на вопросы бюджетной реформы: насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщика, идущие на содержание казначейства, насколько эффективно оно выполняет эту функцию. В этом смысле Федеральное казначейство само должно изменить подходы, связанные с выполнением тех задач и функций, которые возложены на него как участника бюджетного процесса. В этом смысле система, роль и место Федерального казначейства изменятся.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconИнформационное письмо Федерального казначейства от 1 июня 2007 года...
Федеральное казначейство сообщает, что с 13 по 16 июля 2007 года на базе Управления Федерального казначейства по Нижегородской области...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconУправления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации
В связи с запросом, размещенным 30. 03. 2009 на сайте Федерального казначейства, по вопросу заключения договоров энергоснабжения,...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconОтчет о встрече в рамках международного сотрудничества и зарубежных...
В период с 17 по 23 октября 2010 года включительно (с учетом времени нахождения в пути) в Украине (г. Киев, г. Черновцы Черновицкой...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconКазначейство – коллектив первопроходцев Казначейство – как все начиналось...
Из 15 лет существования Казначейства России Татьяна Геннадьевна Нестеренко руководила им почти 10 лет – с января 1998 г по сентябрь...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconЗаседание ведет: председатель комиссии Суконников Евгений Святославович
ФК2009/07/ок-26 «Оказание услуг по краткосрочному повышению квалификации государственных гражданских служащих центрального аппарата...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconФедерального казначейства
Российской Федерации, 2011, n 15, ст. 2036, n 27, ст. 3880; 2012, n 29, ст. 3988; 2013, n 14, ст. 1668, n 27, ст. 3463, n 27, ст....

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconК регламенту удостоверяющего центра федерального казначейства
Николаевны, действующего на основании Положения об Управлении Федерального казначейства по Томской области, утвержденного приказом...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconУправление федерального казначейства по г. Севастополю (уфк по г. Севастополю)
Российской Федерации, удаленных неучастников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и их уполномоченных подразделений,...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconУправление федерального казначейства по г. Севастополю (уфк по г. Севастополю)
Российской Федерации, удаленных неучастников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и их уполномоченных подразделений,...

Заявленная сегодня, конечно, очень большая и глобальная. Это реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства. При рассмотрении вопроса о роли и месте Федерального казначейства необходимо учитывать, что казначейство является одним из участников бюджетного процесса iconОб отделе расходов Управления Федерального казначейства
Отдел расходов Управления Федерального казначейства по Белгородской области (далее по тексту отдел) является структурным подразделением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную