Урок " Конституционные права и обязанности гражданина "




Скачать 121.54 Kb.
НазваниеУрок " Конституционные права и обязанности гражданина "
Дата публикации27.09.2013
Размер121.54 Kb.
ТипУрок
urist-edu.ru > История > Урок

Парламентский урок

" Конституционные права и обязанности гражданина ".




Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного.

Н.М. Карамзин.
Спросите нас: - Откуда вы?

  • Мы вольные волжане...

С. Хаким.
Цели:

обучающая:

  • углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в Республике Татарстан.

развивающая:

  • развивать у учащихся навыки работы с источниками;

  • анализа и синтеза изученного материала;

  • классификации;

  • определения причинно-следственных связей;

  • применения знаний в аналогичной ситуации;

  • обобщения;

  • проведения межпредметных (межкурсовых) связей;

воспитательная:

  • развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование и материалы: плакат “Символы РФ и РТ”, мультимедиа пособие, технические средства: мультимедиапроектор, компьютер с возможностью просмотра CD, DVD дисков, экран.

Тип урока: деловая игра.

Методы: словесные, частично-поисковые.

Ход урока.

Учитель. Добрый день. Я рада видеть вас. ( слайд №2)

Сегодня мы начинаем наш урок с высказываний Н.М. Карамзина и С. Хакима, являющихся его эпиграфами. В них заключено стремление понять, кто мы, какие мы и какими быть должны. Обратите внимание, что в этих словах присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика. Интересно, что 2012 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом российской истории.

Давайте попробуем вместе произнести «Я – гражданин своего Отечества». Произнося эти слова, каждый из нас непроизвольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, её прошлом, будущем и настоящем.

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная судьбой, завещанная его предками. Понятие «Отечество» имеет для нас несколько значений. Это великая страна с великой историей. Это то, место, тот уголок, где человек родился и вырос, где проходит его жизнь.

Одним из таких уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан. И поэтому показателен тот факт, что нынешний год в нашем регионе объявлен годом историко-культурного наследия.

Мы не случайно в начале нашей сегодняшней встречи «увлеклись» историей, поскольку, выражаясь словами автора первого эпиграфа, настоящий гражданин должен уважать свое прошлое и, добавим от себя, настоящее. А уважение своего настоящего – залог прочной социализации каждого индивида, которая, в свою очередь, предполагает, знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей.
Учитель. Итак, тема нашего классного часа ( слайд №3)

«Конституционные права и обязанности гражданина».

Сегодня мы с вами познакомимся с историей принятия основного закона Республики Татарстан, рассмотрим положения раздела II, посвященного основным правам и обязанностям человека и гражданина.
Прежде всего я предлагаю посмотреть короткий видео фильм об истории принятия основного закона нашей республики.


  • Просмотр видео фильма. ( слайд №4)



Учитель.
- Скажите что такое Конституция?

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление», «устройство». ( слайд №5)
- Сколько раз принималась Конституция в нашей республике?
В нашей республике Конституция принималась 4 раза:

  • 13 марта 1926 года

  • 25 июня 1937 года

  • 31 мая 1978 года.

  • 6 ноября 1992 года. ( слайд №6)


- Когда была принята ныне действующая Конституция?

Ныне действующая Конституция Республики Татарстан была принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 года.
Основной закон республики придал ее суверенитету правовую форму. (слайд №7)

Конституция подтверждала многие из принципов, отраженных в Декларации о государственном суверенитете 1990 года. В новой Конституции появилось ключевое положение о государственно-административном статусе Республики Татарстан: «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан».
Учитель.

Структура Конституции Республики Татарстан (слайд №8)

представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

В Конституции Республики Татарстан 7 разделов, 4 главы и 126 статей.

  • Какие разделы есть в Конституции РТ?

(слайд №9)

Раздел I Конституции посвящен основам конституционного строя.

Раздел II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Раздел III «Административно-территориальное устройство» содержит перечень административно-территориальных единиц Республики Татарстан. Территория республики включает в себя 43 района и 15 городов республиканского значения.
(слайд №10)
Раздел IV «Организация государственной власти» посвящен органам государственной власти в Республике Татарстан. Государственная власть в республике состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.

В разделе V «Местное самоуправление» говорится о том, что местное самоуправление в республике самостоятельно.

Раздел VI «Государственные символы и столица Республики Татарстан» посвящен государственным символам: гербу, флагу, гимну, а также столице Республики Татарстан, которые являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Татарстана.

(слайд №11)
Завершается основная часть Конституции разделом VII «Порядок принятия Конституции Республики Татарстан и внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», в котором говорится, что изменения или дополнения могут быть внесены в Конституцию только в результате референдума или Государственным Советом Республики Татарстан.
Учитель: Одна из важнейших структурных частей Конституции Республики Татарстан – это раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

  • Внимание: задание!

Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», попытается найти в нем:

3. Работа в мини – группах. (слайд №12)

1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане;

2-я группа – политические права;

3-я группа – социально - экономические права;

4-я группа – права граждан в духовной сфере;

5-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан.

(слайд №13 - 14)
Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания.

отвечают на соответствующие проблемные вопросы: (слайд №15)

1-я группа. Почему Конституция Татарстана (ст. 27) не наделяет граждан свободой, а признает ее за ними?

2-я группа. Является ли участие конкретного человека в выборах способом реального участия в управлении государственными делами? Свой ответ аргументируйте.

3-я группа. Статья 51 Конституции РТ, в частности, провозглашает, что «Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав». Прокомментируйте это положение с точки зрения формирования в Татарстане гражданского общества.

4-я группа. Порассуждайте на тему: «Частное (коммерческое) образование: «за» и «против».

5-я группа. Одним из эпиграфов нашего урока стала цитата «Спросите нас: - Откуда вы? - Мы вольные волжане...» из стихотворения Сибгата Хакима. Прокомментируйте эти слова с точки зрения взаимосвязи прав и обязанностей гражданина.

  • Ответы групп.

Учитель благодарит учащихся за участие в работе и подводит ее итоги.

Учитель: Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Республики Татарстан. Для того, чтобы этот материал помог вам в процессе подготовки к ГИА, мы еще раз обратим на него внимание и продолжим решение типовых заданий (но уже повышенной сложности).


Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) по ранее изученному материалу (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint).

( слайды №16 - 20)

Вопросы учителя:

1. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

Право на неприкосновенность жилища относится к социальным правам граждан в РТ.

Б.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


2. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

Граждане в Республике Татарстан имеют право определять свою национальную принадлежность.

Б.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


3. Верны ли следующие суждения о конституционных правах и обязанностях граждан в Республике Татарстан?

А.

Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Б.

Труд является почетной обязанностью граждан в Республике Татарстан.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


4. Верны ли следующие суждения о конституционных ограничениях политических свобод граждан в Республике Татарстан?

А.

Запрещение пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, является законным ограничением политических сво­бод граждан в Республике Татарстан.

Б.

Запрет на создание оппозиционных по­литических организаций является законным ограничением политических свобод граждан в Республике Татарстан.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны



5. Верны ли следующие суждения о конституционном праве граждан в Республике Татарстан на свободу совести?

А.

Право на свободу совести предпола­гает отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обяза­тельного неверия.

Б.

Право на свободу совести следует понимать как возможность человека поступать в соответствии с его собст­венными представлениями о добре и зле.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

( слайд №21)


7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (т.е. соотнесите цифру с буквой).

«В соответствии с ________(А) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и ________(Б) являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного ________(В) и обеспечиваются правосудием. ________(Г) неприкосновенно. Никто не вправе проникать в ________(Г) против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании ________(Д). Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и ________(Е) или отказу от них».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)

убеждение

2)

Гражданско-процессуальный кодекс

3)

жилище

4)

гражданин

5)

Конституция

6)

самоуправление

7)

законодательство

8)

личность

9)

судебное решение

( Ответ: слайд 22-23)


  • Учитель подводит итоги тестирования и переходит к завершению урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель: Изучение Конституции РТ мы с вами продолжим на уроке обществознания. Сегодня же мы углубляли свои знания в области прав и обязанностей граждан согласно Конституции Республики Татарстан. Нам остается сформулировать главные выводы по итогам проделанной работы.

(слайд №24)

Итак,

  • одним из основных структурных элементов Конституции Республики Татарстан является раздел II, посвященный …………………………………..

  • конституционные права граждан в Татарстане соответствуют нормам Всеобщей ………………………… и Конституции……………………………………;

  • базовые права человека и гражданина в Республике Татарстан носят ………………………..

  • правовой статус гражданина в Республике Татарстан предполагает единство прав и ……………………………. (слайд №25)



  • одним из основных структурных элементов Конституции Республики Татарстан является раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина;

  • конституционные права граждан в Татарстане соответствуют нормам Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации;

  • базовые права человека и гражданина в Республике Татарстан носят естественный, неотчуждаемый характер;

  • правовой статус гражданина в Республике Татарстан предполагает единство прав и обязанностей…

Учитель:

Наша сегодняшняя работа включала в себя решение типовых заданий базовой и повышенной сложности формата групп А и В Государственной итоговой аттестации по обществознанию. Однако, как вам хорошо известно, контрольно-измерительные материалы ГИА значительное внимание уделяют проверке ваших знаний, умений и способов деятельности в режиме развернутых ответов на задания высокой сложности.

Один из таких вопросов я предлагаю вам в качестве домашнего задания: (слайд №26)

Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав? Опираясь на знания обществоведческого курса (с учетом нашего сегодняшнего материала) и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту вашего ответа.

Предложенные вами варианты решения этого задания мы обсудим с вами в начале следующего урока.

А за активную работу на сегодняшнем уроке я благодарю всех его участников и хочу завершить нашу встречу известной цитатой (слайд №27)

К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится.

Урок закончен.

До свидания.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами.
Всеобщая декларация прав человека




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" icon1. Конституционное право в системе права Российской Федерации
Конституционные обязанности человека и гражданина. Гарантии прав и свобод

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconТема урока: Конституционные права и обязанности человека и гражданина
Конституции рф; продолжить формирование у учащихся знаний о содержании каждой статьи главы 2 основного закона государства

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconН есовершеннолетние: Права. Обязанности. Ответственность несовершеннолетние...
Человек, в том числе и несовершеннолетний имеет право на фамилию, имя, отчество, на определенное место жительства, на родителей,...

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" icon1. Религия, ее роль в жизни современного общества
Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconЗаконов! Правовой статус человека и гражданина
Конституционные обязанности человека и гражданина – конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования,...

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconУрок в 10б классе по теме Семья и семейные ценности
Понятия для усвоения: брак, права и обязанности родителей и детей, права и обязанности супругов, Семейный кодекс рф, условия и порядок...

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconПраво. Вопросы к зачету
Понятие конституционного статуса личности. Конституционные права, свободы и обязанности граждан России

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconУрок обществознания «Права человека и гражданина: история развития в XX в.»
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconУрок тема: «конституция основной закон государства. Права и обязанности граждан»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 г. Лениногорска»

Урок \" Конституционные права и обязанности гражданина \" iconКакие особенности имеют нормы конституционного права?
В какой главе Конституции Российской Федерации закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную