Историческое развитие движения «братья-мусульмане» в египте




Скачать 289.8 Kb.
НазваниеИсторическое развитие движения «братья-мусульмане» в египте
страница1/2
Дата публикации13.03.2014
Размер289.8 Kb.
ТипАвтореферат
urist-edu.ru > История > Автореферат
  1   2

На правах рукописи



Царегородцева Ирина Алексеевна

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ «БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» В ЕГИПТЕ


Специальность 07.00.03 – Всеобщая история
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва, 2013
Работа выполнена на кафедре современного Востока федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский Государственный Гуманитарный Университет» (РГГУ).


Научный руководитель:

Коротаев Андрей Витальевич

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты:


Беляков Владимир Владимирович

доктор исторических наук,

Институт востоковедения Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории Востока
Карпачёва Ольга Владимировна кандидат исторических наук,

Институт Африки Российской академии наук, научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований







Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»


Защита состоится «13» декабря 2013 г. в 16:00 на заседании диссертационного совета Д 212.198.03, созданного на базе Российского государственного гуманитарного университета, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6.

Автореферат разослан « » ноября 2013 г.



Ученый секретарь

кандидат исторических наук,

доцент





Е.В. Барышева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Содержание научной проблемы и ее актуальность. В 2011-2012 гг. в ходе событий, которые получили в российской и западной историографии название «арабской весны», в ряде стран Ближнего Востока к власти пришли представители оппозиции – исламские партии. Не в последнюю очередь их приход к власти был связан с тем, что ограничения деятельности этих партий (законодательные и силовые), которые были установлены при прежних режимах, перестали действовать. Однако успех, который одержали исламские партии на парламентских выборах 2011-2012 гг., был обусловлен не только этой причиной. Каждая из этих партий имеет многолетний опыт функционирования, который показывает, что они были популярны и до событий «арабской весны». Анализ того, какие предпосылки, обусловленные историческим ходом развития этих партий, способствовали их приходу к власти на волне «арабской весны», представляется одной из актуальных задач исследований новейшей истории стран Ближнего Востока.

Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) в Египте – одно из наиболее известных исламских движений на Ближнем Востоке, которое имеет более чем 80-летнюю историю развития. После свержения Хосни Мубарака АБМ была легализована и превратилась в ведущего участника общественно-политической жизни в Египте. Созданная на ее основе Партия свободы и справедливости стала лидером парламентских выборов в начале 2012 г., а в июне того же года один из ее членов – Мухаммад Мурси – был избран президентом. Летом 2013 г. М. Мурси был отстранен от власти, а в сентябре того же года Ассоциации снова была запрещена. Однако «Братья-мусульмане» не покинули бесследно политическую арену и заявляют о намерении вернуться к власти. В настоящее время многочисленные сторонники АБМ представляют собой одну из наиболее активных общественных сил в Египте.

История развития АБМ имеет сходство с рядом других исламских партий Ближнего Востока. В этой связи, актуальность настоящего исследования заключается также в том, что оно может способствовать пониманию аналогичных процессов в Тунисе, Йемене и других государствах, где к власти также пришли исламские партии – разумеется, с учетом специфики каждой из этих стран.

Хронологическими рамками являются 1928–2012 гг. Нижняя граница настоящего исследования – год создания АБМ. Верхняя граница доведена до 2012 г., когда кандидат партии АБМ М. Мурси победил на президентских выборах; это позволило автору диссертации проследить и проанализировать динамику роли «Братьев-мусульман» в политическом процессе при старом режиме и в новых условиях. В 2012 г., после избрания М. Мурси президентом, начался принципиально новый этап в истории этого исламского движения. Особое внимание в настоящей работе уделяется новейшему периоду развития Ассоциации (2004-2012 гг.), который менее всего изучен в отечественной и западной науке.

Объектом исследования является историческое развитие государства и общества в Египте на рубеже ХХ – XXI вв., а предметом исследования – движение «Братья-мусульмане», деятельность которого, с одной стороны, оказывала влияние на общественные и политические процессы в этой стране на разных этапах, а с другой стороны, сама была подвержена влиянию этих процессов.

Цель исследования – определить факторы, которые способствовали приходу АБМ к власти в Египте в 2012 г. и были обусловлены ее историческим развитием в предыдущий период. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучено, какое влияние оказывали события внутри Египта, а также на региональной и международной арене на развитие движения «Братья-мусульмане» и его идеологии;

- проанализирован политический аспект деятельности АБМ на современном этапе и роль Ассоциации в политическом процессе;

- исследована трансформация деятельности «Братьев-мусульман» в условиях протестных волнений 2011 г. и переходного периода, завершившегося парламентскими выборами в начале 2012 г.

Теоретико-методологическая база. При написании работы был использован проблемно-хронологический метод исследования, с помощью которого рассмотрена эволюцию движения «Братьев-мусульман» в период с 1928 по 2012 гг. в едином комплексе исторических, политических и общественно-экономических условий. Хронологический метод также применялся при выявлении исторических особенностей динамики развития политического аспекта деятельности этой исламской организации. Ситуационный анализ использовался для анализа политической активности этого движения посредством анализа конкретных казусов. Для работы с источниками был применен метод источниковедческого синтеза, который помог выявить общее и особенное в трудах ранних и современных идеологов «Братьев-мусульман», проследить преемственность ряда идей или, напротив, отметить их переосмысление.

Историография проблемы. Существует значительное количество материалов, в которых освещались различные аспекты деятельности «Братьев-мусульман», и в том числе анализировались причины динамики их популярности в разные исторические периоды. Первым фундаментальным трудом на Западе, в котором исследовалось развитие АБМ начиная с ее основания и до 1950-х гг., стала книга американского историка Р. Митчелла «The Society of the Muslim Brothers». По мнению автора, Ассоциация возникла и развивалась в качестве ответной реакции на вестернизацию египетского общества, что и предопределило ее реакционный характер. Периоды взлетов падений АБМ исследователь связывает с объемом политических амбиций движения: чем больше были эти амбиции, тем более напряженными становились его отношения с властью, и это в итоге не раз приводило к запрету Ассоциации и ее уходу в подполье.

С середины 1970–х гг. «Братья-мусульмане» стали восстанавливать свои позиции, утраченные в годы правления Г.А. Насера, что стало одним из мотивов новой волны интереса исследователей к этой исламской организации. В отечественной арабистике того периода можно проследить две основные тенденции. С одной стороны, взгляд советской науки во многом совпадал с западным восприятием организации «Братьев-мусульман» как реакционной и консервативной силы, хотя эта реакционность связывалась уже не с ответом на вестернизацию Египта в условиях колониальной зависимости, а с особенностями внутреннего развития Арабской Республики Египет (АРЕ). Примером такой позиции служит работа российского исламоведа А.А. Игнатенко «Халифы без халифата». По мнению автора, радикализация в 1960-70-х гг. исламских движений, в том числе и «Братьев-мусульман», делала невозможной их функционирование в легальных условиях наравне с политическими партиями.

Статья другого российского ученого Д.В. Микульского – первая в отечественной науке серьезная попытка привлечь внимание к социально-политическим идеям «Братьев-мусульман», разрабатываемым их ключевыми идеологами. В то время как на Западе все исламские движения – и радикальные, и более умеренные – как правило, связывались с террористической активностью, Д.В. Микульский сделал вывод, что к началу 80-х гг. АБМ сделала выбор в пользу легальных методов борьбы и что это вполне соответствует идеологии движения.

События 11 сентября 2001 г. вызвали очередной и самый мощный всплеск интереса западных и отечественных исследователей к исламским движениям вообще и к организации «Братьев-мусульман» в частности. В историографии того времени было представлено несколько позиций относительно деятельности АБМ. Так, по мнению американских исследователей Дж. Эспозито и О. Волла, в конце ХХ в. исламские организации играли весомую роль в поддержке движения за религиозное возрождение, которое во многом стало реакцией на авторитарную политику светских властей. Говоря об Ассоциации «Братьев-мусульман» на современном этапе, исследователи характеризовали его как модернистское и противопоставляли его таким экстремистским течениям в АРЕ, как «ал-Гамаʻат ал-исламиййа» и «ат-Такфир ва-л-хиджра».

Примером иного подхода к оценке деятельности АБМ является сборник статей «The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement» под редакцией Б. Рубина. Основная идея собранных редактором материалов состояла в том, что в последние годы своего развития движение «Братьев-мусульман» довольно успешно сочетало в себе организационные способности, относительно модернистскую направленность курса и грамотную работу с электоратом. Однако, по мнению исследователей, «Братья-мусульмане» несли угрозу режиму, поскольку могли помешать процессу плавной передачи власти от Х. Мубарака к его сыну Гамалю.

Еще одна группа исследователей вообще ставила под вопрос совместимость исламских движений с принципами современности и демократии и, следовательно, их способность вписаться в текущий политический процесс. Характерными в этой связи являются работы французских исследователей Ж. Кепеля и О. Руа. Так, по мнению Ж. Кепеля, не исламские умеренные движения являются участниками демократических процессов, но напротив, демократизация их внутренней жизни и смягчение идеологии являются для них непременными условиями выживания. При этом французский исследователь связывал идеологию движения «Братьев-мусульман», которое стало, по его словам, «матрицей современного исламизма», преимущественно со взглядами С. Кутба, несмотря на то, что его наследие было во многом переосмыслено последующими поколениями идеологов Ассоциации. В России, где в 2004 г. появилось переведенное на русский язык издание книги Ж. Кепеля, этот подход также приобрел ряд сторонников, а тесная ассоциативная связь имени С. Кутба с АБМ до сих пор нередко становится причиной резко негативной оценки деятельности движения «Братьев-мусульман».

Для отечественной науки начала 2000-х гг. в целом был характерен более взвешенный подход к восприятию роли исламских движений вообще и «Братьев-мусульман» в частности. В 2004 г. в России вышло первое фундаментальное исследование, посвященное этой организации. Его автор, М.З. Ражбадинов, не только подробно рассмотрел этапы становления и исторической динамики «Братьев-мусульман», но и пришел к выводу, что в последние годы они превратились в группу прагматичных оппозиционных политиков, способных играть по современным правилам политической жизни. По мнению исследователя, АБМ является типичным представителем умеренного исламистского движения, поскольку использует легальные методы борьбы за власть.

В отдельную группу стоит выделить те работы, которые были изданы в 2011-2013 гг. Приход «Братьев-мусульман» к власти вызвал столь же резкий рост интереса исследователей к этому движению. Современные исследователи, как правило, видят в движении «Братьев-мусульман» силу, оказывавшую положительное влияние на политический процесс в АРЕ – как накануне событий «арабской весны», так и после начала активных волнений. Так, британская исследовательница М. Тадрос в своей работе исследовала эволюцию политической идеологии движения в ее связи с внешними изменениями и объяснила подобную гибкость стремлением исламистов включиться в современный либерально-демократический дискурс.

В отличие от западных авторов, которых интересовали прежде всего такие вопросы, как взаимоотношения «Братьев-мусульман» с египетской властью и совместимость исламистской идеологии с западными принципами либеральной демократии, арабские авторы значительное внимание уделяли внутриструктурной и идеологической трансформации этого движения. Такова, к примеру, работа родного брата основателя движения Г. ал-Банны, в которой он подробно описал первый этап становления идеологии «Братьев-мусульман» в свете общего развития исламской мысли. По мнению Г. ал-Банны, после смерти первого лидера движения в конце 1940-х гг. идеология «Братьев-мусульман» и вся исламская мысль переживали глубокий кризис, выход из которого до сих пор не найден.

Египетский исследователь Х. Таммам описал в своей монографии историю АБМ конца ХХ – начала XXI вв. как стадию ее упадка, считая, что она практически потеряла способность адекватно реагировать на вызовы современности. Другой египетский автор, Х. ал-Анани, осветил в своей работе события начала 2000-х гг., в частности участие движения в парламентских выборах в 2005 г. По его мнению, победа «Братьев-мусульман» во многом стала результатом умелого маневрирования исламистов в их отношениях с египетской властью. Обе названные работы содержат в себе значимый фактический материал – программные документы движения, а также данные о выборах различного уровня и участия в них «Братьев-мусульман».

Тематика диссертации разрабатывалась и другими учеными, однако работ, посвященных комплексному изучению причин прихода «Братьев-мусульман» к власти в 2012 г., которые были обусловлены историческим развитием движения в последние годы перед событиями «арабской весны», еще не было. Этот пробел и призвано восполнить настоящее исследование.

Источниковедческое основание диссертационного исследования. В ходе исследования были использованы источники на арабском, английском и русском языках. Их можно разделить на несколько групп.

Первую группу источников представляют работы идеологов «Братьев-мусульман». Прежде всего, это труды основателя движения Хасана ал-Банны, которые составляют идеологический фундамент его организации и на которые ссылались и продолжают ссылаться все последующие поколения Ассоциации. Поскольку наследие Х. ал-Банны весьма обширно, были отобраны те его работы, в которых освещаются ключевые принципы политического и правового устройства исламского государства. В работе «Ал-усул ал-ʻишрун» («Двадцать основ»), которая многократно комментировалась последователями основателя движения, а также арабскими и западными исследователями, перечисляются основные задачи исламской религиозно-политической деятельности. Основы государственного и правового устройства трактуются Х. ал-Банной с точки зрения ислама в следующих трудах: «Ан-низам ал-иктисади» («Экономический порядок»), «Низам ал-хукм» («Порядок власти») и «Мушкилатуна фи дау’ ан-низам ал-ислами» («Наша проблема в свете исламского порядка»). Работа «Дуʻат ла кудат» («Проповедники, а не судьи») (предположительно коллективного авторства, хотя и приписывается чаще всего второму лидеру «Братьев-мусульман» Хасану ал-Худайби) представляет собой попытку отразить отхода Ассоциации от радикальных идей, апологетом которых был С. Кутб. Из обилия работ современных мыслителей, близких к движению «Братья-мусульмане», в первую очередь, Мухаммада ал-Газали и Юсуфа ал-Кардави, были отобраны те, в которых отражены взгляды их авторов на политико-правовое устройство мусульманских государств и обществ.

Вторая группа источников – программы и документы «Братьев-мусульман», в которых излагались основные принципы, сформулированные в трудах идеологов движения в разные периоды его истории. Поскольку курс движения претерпевал определенные изменения во времени, это находило отражение и в его программных документах. Так, содержание документов, изданных АБМ в последние годы, в определенной степени отличается от более раннего документа – «Лаихат ан-низам ал-ʻамм ад-дували ли-л-ихван ал-муслимин 1982» («Международный устав общего порядка “Братьев-мусульман” 1982»); последние программы можно охарактеризовать как более умеренные. В то же время и новые программы организации не во всем похожи. Программный документ под названием «Хаула ал-мабади` ал-‘амма ли-л-ислах: мабади` джамиʻат ал-ихван ал-муслимин ли-л-ислах ад-дахили фи миср» («Об основных принципах реформы: Основа внутренней реформы в Египте, представленная Ассоциацией «Братья-мусульмане») представляет собой их видение необходимых преобразований в стране. Предвыборная программа “Братьев-мусульман” 2005 г. во многом повторяет положения предыдущего документа, тогда как программа Партии “Братьев-мусульман” (2007) уже несет на себе отпечаток обострившихся отношений АБМ с властью и содержит положения, которые вызвали неприятие со стороны ряда представителей интеллигенции Египта и соседних с ним стран. Наконец, в Предвыборной программе “Братьев-мусульман” 2010 г. значительное место занимают перечисления результатов, достигнутых в ходе работы парламентского блока движения в 2005–2010 гг.

Третья группа источников – конституции и законы. Это прежде всего конституция 1971 г. Она действовала до марта 2011 г. и трижды подвергалась поправкам – в 1980, 2005 и 2007 гг. В ходе последнего этапа поправок в Конституцию было введено положение о недопустимости создания политических партий на религиозной основе. До 2007 г. оно было прописано только в законе «О политических партиях». Конституционная декларация 2011 г. сохранила это положение, что, впрочем, не стало препятствием для легализации партий исламского толка и их участия в выборах в Народное собрание АРЕ. Среди прочих законодательных актов, используемых в настоящей работе – закон «О профессиональных союзах», закон «О политических правах» и закон «Об организации ал-Азхара и включенных в него структур».

Четвертая группа источников представлена материалами различных электронных сайтов, среди которых стоит в первую очередь выделить арабоязычные и англоязычные интернет-ресурсы, принадлежащие «Братьям-мусульманам». Это сайт http://www.nowabikhwan.com, который послужил источником ценного материала о работе блока АБМ в Народном собрании 2005–2008 гг.; сайты http://www.ikhwanweb.com и http://www.muslimbrotherhood.co.uk, содержащие статьи, освещающие различные моменты жизнедеятельности движения на современном этапе. Обилие ссылок на интернет-ресурсы в данной работе объясняется спецификой ее тематики, которая имеет отношение к современному периоду развития движения «Братьев-мусульман». Отсутствие возможности проведения эмпирического или полевого исследования автором настоящего исследования было компенсировано за счет привлечения обширного материала интернет-источников на арабском языке и их критического анализа.

Наконец, пятую группу источников представляют блоги представителей молодого поколения «Братьев-мусульман». В условиях достаточно жесткой цензуры в АРЕ электронные блоги молодых представителей АБМ являются одним из важнейших ресурсов выражения настроений наиболее политически активной группы происламски настроенной молодежи. В то время как государственные средства массовой информации в годы правления Х. Мубарака подвергались прямому контролю со стороны властей, блогосфера была местом открытого выражения населением оппозиционных настроений. Вместе с тем в них нередко можно прочесть и недовольные отзывы элитарной замкнутостью руководящего звена и отсутствием кадровой лестницы внутри организации «Братьев-мусульман».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историческое развитие движения «братья-мусульмане» в египте iconОфициальное заявление мид россии о подтверждении обстоятельств, свидетельствующих...
От 15 августа 2013 года №1574-15-08-2013, в котором говорится об обострении внутриполитической ситуации в Египте и подтверждении...

Историческое развитие движения «братья-мусульмане» в египте icon«Крым и Севастополь: их историческое значение для России»
Для проведения тематических учебных занятий в образовательных организациях и организациях среднего профессионального образования...

Историческое развитие движения «братья-мусульмане» в египте iconТворческая работа для участия в конкурсе по теме: смертная казнь:...
I. Конституционно правовые основы и историческое развитие смертной казни">