Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект)




Скачать 128.57 Kb.
НазваниеПравовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект)
Дата публикации26.09.2013
Размер128.57 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Кодексы > Документы
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект)

В условиях современного российского общества грамотная семейная политика играет важную роль для успешного развития государства.

В целом поддерживая необходимость создания концепции государственной семейной политики, хотелось бы отметить, что успешной может быть только такая государственная семейная политика, которая отражает современные реалии жизни российской семьи и согласуется с законодательством Российской Федерации.

Проанализировав Общественный проект Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года1, хотелось бы отметить наличие в нем существенных противоречий нормам российского и международного законодательства, в том объеме, который, по нашему мнению, препятствует принятию указанного общественного проекта за основу концепции государственной семейной политики России.
1. Определение брака.

В п.4 Концепции дано следующее определение брака: под браком понимается исключительно союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями, составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

заключаемый супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей,

основанный на уважении к родителям и авторитете родительской власти,

характеризующийся добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

Семейный кодекс РФ, в свою очередь, устанавливает условия и порядок заключения брака. Согласно ч. 2 ст. 1 СК РФ, признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Несмотря на то, что семейное законодательство не дает определения брака и не устанавливает целей его заключения, при анализе п.1 ст.27 СК РФ можно сделать вывод, что брак должен заключаться в целях создания семьи, в противном случае брак считается фиктивным, т.е. недействительным.

В российском законодательстве также отсутствует определение термина «семья», но это не сказывается на правоприменении. Судебная практика при решении вопроса о том, был ли брак заключен в целях создания семьи или брак был фиктивным, в основном использует критерий ведения общего хозяйства, взаимной материальной и моральной поддержки. (Например, Постановление президиума Московского городского суда от 26.03.2010 по делу N 44г-22, Кассационное определение Волгоградского областного суда от 26.01.2012 по делу N 33-555/2012, Постановление президиума Московского областного суда от 14.09.2005 N 501 и др.).

Установление в законодательстве более конкретных целей и признаков брака, как, например, рождение и совместное воспитание трех и более детей, совместное проживание и т.п., приведет к произвольному вмешательству в дела семьи, что противоречит основным принципам семейного законодательства (ст.1 СК РФ). Так, например, не ясно как будут проверяться такие цели и обстоятельства при заключении брака и в дальнейшем, а также, если супруги по какой-либо причине не будут им соответствовать, будет ли брак признаваться недействительным?

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на существующую по этому вопросу практику Европейского суда по правам человека. Суд отметил, что право вступать в брак и создавать семью гарантированно статьей 12 Европейской Конвенции. Данное право подпадает под действие национального права государств-участников Конвенции, но ограничения, вводимые на его применение, не должны сокращать или сужать право таким образом, и в такой степени, чтобы сама суть права была искажена. (Постановления Европейского суда по делам Риз против Соединенного Королевства, Б. и Л. против Соединенного Королевства, Ф. против Швейцарии).

Данная позиция была также раскрыта в деле Кристин Гудвин против Соединенного Королевства, где Суд указал, что неспособность какой-либо супружеской пары к зачатию или усыновлению ребенка не может рассматриваться как возможность лишить их права вступать в брак.
2. Роль религиозных организаций в семейной политике.

Авторы рассматриваемой Концепция призывают существенно расширить участие религиозных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений, в укреплении духовно нравственных основ семейной жизни.

Так предлагается признавать брак, совершенный в соответствии с религиозными традициями, и на основании свидетельства о венчании производить государственную регистрацию и выдавать свидетельства о заключении брака.

Как уже было отмечено, в соответствии ч. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Признание юридической силы только за браками, заключенными в органах ЗАГС является одним из основных принципов семейного права.

Данный принцип корреспондируется со статьей 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Российская Федерация - светское государство, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светский характер является одним из фундаментальных принципов правового государства. Светский характер Российского государства означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение проявляется, в частности, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно ст. 6 указанного Закона, граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускаетсяi.

Также Концепцией предлагается изменение порядка формирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а именно введение правила, предусматривающего, что не менее половины ее состава формируется из представителей Русской православной церкви, других религиозных организаций граждан, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, иных общественных организаций.

В целом поддерживая инициативу включения в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав представителей общественных объединений, хотелось бы отметить следующее.

Согласно п.1 ст. 15 Федеральный закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Равноправие является одним из основных принципов деятельности общественных объединений.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, считаем, что формирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должно проводиться субъектом РФ, исходя из принципа равенства общественных объединений.
3. Предложения по профилактики абортов и регулированию применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства.
Российское законодательство содержит нормы об искусственном прерывании беременности (аборте) (статья 56 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Между тем, авторы Концепции считают это недостаточным и призывают к введению в законодательства термина «аборт», который должен характеризоваться как умышленное умерщвление живого организма, умышленное «изгнание плода».

Таким образом, авторы Концепции пытаются наделить термин аборт не медицинским, а социальным смыслом, фактически наделив плод правом на жизнь. Подобные предложения не имеют под собой правовых оснований ввиду следующего.

Статья 17 Конституции РФ установила, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Согласно ст.17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.

В соответствии с ч.1 ст.53 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

Таким образом, плод человека не наделен правом на жизнь, как и любыми другими правами.

Подобной позиции придерживается и Европейский суд по правам человека, отмечая, что начало жизни следует рассматривать с момента физического рождения человека (case Vo vs. France).

Таким образом, с юридической и медицинской точки зрения плод не является отдельным живым организмом, а является зародышем человеческого организма.
Российская Федерация является участником Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая утверждает, что законы, ограничивающие доступ к абортам, являются дискриминационными по отношению к женщинам. Данная позиция нашла отражение и в п. 1 статьи 56 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", устанавливающем, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве.

Комитет ООН по правам человека также указывает на то, что полный запрет на доступ к безопасному аборту является нарушением статьи 7 Международного Пакта "О гражданских и политических правах"2. Комитет ООН против пыток рассматривает полный запрет абортов как нарушение запрета на пытки и жестокое обращение.3
С правовой точки зрения, сомнительно положение Концепции, предусматривающее введение обязательного письменного согласия родителей или иных законных представителей на проведения аборта у несовершеннолетней.

Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Считаем, что данная норма является взвешенной и поддерживает баланс между родительскими правами и правами несовершеннолетних на неприкосновенность личной жизнь и участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, установленные Конвенцией о правах ребенка и Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Кроме того, хотелось бы отметить тот факт, что в подобных случаях в соответствии с семейным законодательством РФ обязанность по содержанию и воспитанию ребенка в первую очередь возникнет у его родителя, а не у бабушки или дедушки этого ребенка. Таким образом, родители беременной несовершеннолетней своими действиями предрешают возникновение обязанностей у несовершеннолетней, а не своих собственных обязанностей, которых несовершеннолетняя может не желать.
Авторы Концепции предлагают ограничить круг лиц, к которым могут быть применены репродуктивные технологии только супружескими парами, страдающими бесплодием, и установить перечень оснований, допускающих применение репродуктивных технологий одинокими женщинами и лицами, не состоящими в браке между собой.

Согласно статье 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии с ее стороны информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

Таким образом, в этом случае авторы Концепции, ограничивая применение вспомогательных репродуктивных технологий для лиц, не состоящих в браке, нарушают их право на лечение бесплодия. Между тем, дискриминация как в связи с наличием каких-либо заболеваний, так и по признаку семейного положения запрещена. Российское законодательство никак не ограничивает право одиноких женщин или мужчин иметь детей, в связи с этим ограничение права одиноких женщин или мужчин, страдающих бесплодием, пользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями будет являться дискриминационным.
4 . Иные положения Концепции, не соответствующие российскому законодательству.
Одним из предложений Концепции также стало введение специального федерального сбора, взимаемого при разводе и направленного на формирование алиментного фонда в целях оказания помощи детям, родители которых уклоняются от выполнения алиментных обязательств,

Согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

При расторжении брака законодательством предусмотрена обязанность уплаты пошлины. Таким образом, сбор (пошлина) взимается в связи с оказанием услуги государственными органами за реализацию какого-либо права гражданина.

Семейным законодательством РФ установлен круг лиц, с которых могут быть взысканы алименты на содержание несовершеннолетних – родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, т.е. те лица, у которых имеется установленная законом обязанность содержания несовершеннолетнего.

Рассматриваемым положением Концепции ее авторы пытаются переложить бремя содержания несовершеннолетних на третьих лиц, у которых законодательством подобная обязанность не предусмотрена. Кроме того, не ясно, каким образом будет собираться сбор, так например, будет ли он взиматься с родителя, с которым остаются несовершеннолетние дети после расторжения брака, а также с родителя, уплачивающего алименты на содержание своих детей добровольно.
Концепция призывает признать приоритет прав родителей (иных законных представителей) на воспитание детей, включая установление правила о получении согласия родителей (иных законных представителей) на заключение брака с лицом, не достигшим совершеннолетия; увеличение до 14 лет возраста ребенка, по достижении которого его мнение по вопросу о том, с кем из родителей проживать после расторжения брака между ними, является обязательным для суда.

Совершенно не отрицая установленный нормами российского законодательства приоритет прав родителей на воспитание своих детей (ст. 63 СК РФ), хотелось бы отметить следующее.

Согласно Конвенции о правах ребенка, каждый ребенок обладает право на неприкосновенность частной жизни и право быть заслушанным по всем вопросам, затрагивающим его интересы. (Статьи 12, 16 Конвенции). Указанные нормы не просто указывают на необходимость предоставить ребенку эти права, но возлагают на государство обязанность обеспечить реализацию данных прав.

Непосредственно со статьей 12 Конвенции связаны статьи 13-14 указанного акта. Эти нормы закрепили право ребенка на свободу самовыражения, а также свободу совести, мысли и религии, которое включает в себя:

- право свободно формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка;

- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган;

- свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка;

- право ребенка на свободу мысли, совести и религии;

- право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 57 Семейного Кодекса РФ закрепила право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Данными нормами установлен баланс интересов между правами родителей и правами ребенка. Дети, достигшие 10 лет, вполне способны осознавать происходящее и выражать по этому поводу свое мнение, что подтверждается судебной практикой, которая на протяжении многих лет достаточно успешно применяет указанные нормы.
Также хотелось бы отметить, что предложение Концепции о восстановлении правила о допустимости отступления от принципа равенства прав супругов при разделе имущества в случае расторжения брака в пользу того из них, с кем остаются дети после расторжения брака, не имеет под собой правовых оснований, так как указанное правило существует в российском законодательстве и закреплено в ст. 39 СК РФ.
На основании изложенного, считаем, что рассматриваемый вариант Концепции имеет принципиальные противоречия с международным и российским законодательством, в связи с чем не может быть положен в основу концепции государственной семейной политики.
Составитель: Давтян Мари Давитовна,

Адвокат Коллегии адвокатов «Московский юридический центр»,

Эксперт ОАЖОО «Консорциум женских неправительственных объединений»

1 Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект):в 3-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др./ЧАСТЬ 1.–М., 2013.


2 General comment No. 28, para. 11; see also CCPR/CO.70/ARG, para. 14.

3 CAT/C/PER/CO/4, p.23

i "Комментарий к Конституции Российской Федерации"(постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Л.А. Окунькова) ("БЕК", 1996)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconКонцепция государственной семейной политики российской федерации...
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconКонцепция государственной семейной и демографической политики в Челябинской...
Концепция семейной и демографической политики в Челябинской области на период до 2015 года (далее Концепция) с учетом специфики региона...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconАннотация к докладу
«Общественный проект «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации» глазами юриста»

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconЗакон Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках...
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также о результатах исполнения плана...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconУказ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 "о стратегии государственной...
Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconО состоянии и перспективах реализации доступности дошкольного образования...
Указе Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconПлан мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной...
Реализация проектов и мероприятий государственной программы «Основные направления деятельности по реализации государственной политики...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconРекомендации для специалистов, осуществляющих подготовку граждан
Решение проблем защиты детства отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconКонцепция государственной миграционной политики Российской Федерации...
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации...

Правовое заключение на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) iconПояснительная записка к проекту федерального закона «Об иммиграционном...
Плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную