Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России




Скачать 122.94 Kb.
НазваниеПравовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России
Дата публикации18.10.2014
Размер122.94 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Право > Документы



Материалы круглого стола "Защита интеллектуальных прав и законных интересов российских экспортеров вооружений за рубежом: кто должен, кто может и как это делать?"

ЦЭМИ РАН, Москва, 3 марта 2014 года, 19-00, ауд.520

http://www.labrate.ru/round_table

Правовая охрана РИД и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России

Изучение данных патентных ведомств, законодательств иностранных государств и международных договоров в сфере интеллектуальной собственности показывает, что результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) военного назначения не только признаются, но и широко используются на территории иностранных государств как объекты исключительных прав. Военные ведомства США (в соответствии с данными USPTO) владеют тысячами патентов. В оборонной индустрии Великобритании повсеместное использование институтов интеллектуальной собственности как средства закрепления на рынке приобрело такой размах, что руководство министерства оборонной промышленности заявило об их угрозе конкурентной среде на рынке оборонной продукции.1

Только у одной американской оборонной корпорации Raytheon согласно международным базам патентной информации выявлено 12798 патентов, из них 5255 – действующие. Примерно половина этих патентов получена Raytheon на территории иностранных государств, в том числе 773 – в Израиле, 138 – в Китае, 100 – в Индии, 39 – в Российской Федерации. У оборонной корпорации Великобритании BAE SYSTEMS из 5445 патентов подавляющее большинство получено на территории иностранных государств, из них 2100 – в США, 118 – в Индии, 59 – в Китае, 14 – в Российской Федерации.2 Это много больше, чем у всех российских предприятий вместе взятых. В то же время отсутствует информация о защите интересов американских правообладателей на территории иностранных государств с помощью патентных исков.

Следует отметить некоторые ограничения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности военного назначения. Как правило, национальные законодательства предусматривают использование государством изобретения (в ряде государств также полезной модели или промышленного образца), права на которые принадлежат частному лицу, в интересах национальной безопасности в порядке, аналогичном статье 1360 ГК РФ (см., например, ст.313-34 Кодекса интеллектуальной собственности Франции3), то есть с выплатой правообладателю соразмерной компенсации. В свою очередь, статья 73 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) указывает, что "ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано … как препятствующее любому члену предпринимать любые действия, которые он считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности … в отношении торговли оружием, боеприпасами и военной техникой, а также подобной торговли другими товарами и материалами, которая осуществляется прямо или косвенно для целей снабжения вооруженных сил." Очевидно, исключения, предоставляемые статьей 73 ТРИПС, в сфере ВТС распространяются на государства-импортеры ПВН, но не на государства – экспортеры, которые продают ПВН в целях извлечения коммерческой выгоды, а не обеспечения собственной безопасности.

Согласно опубликованному в мае 2013 года отчету Комиссии по хищениям американской интеллектуальной собственности4, размер ущерба, нанесенного зарубежными лицами, по разным оценкам составляет ежегодно от нескольких десятков до 300 млрд. дол. США. Предотвращение этих потерь только со стороны Китая позволило бы создать в США 2,1 миллиона рабочих мест. При этом на долю Китая приходится до 70 % объемов нарушения прав американской стороны. Рекомендации, сделанные Комиссией, достаточно многочисленны, но практически все они связаны с мерами политического, экономического и административного характера. Судебный процесс рассматривается как слишком медленное средство защиты прав интеллектуальной собственности. Усилия предлагается сосредоточить на ранжировании китайских компаний и введении в отношении них преференций или санкций в зависимости от текущего рейтинга. Санкции связаны в основном с доступом к американскому рынку, кредитным ресурсам и технологическому обмену.

Значительное внимание в США уделяется защите интересов американских правообладателей на основе межправительственных соглашений.

Согласно части 264 главы 32 Свода федеральных нормативных актов (CFR) США, ("Международный обмен патентных прав и технической информации"), Соединенные Штаты заключили межправительственные соглашения по обмену патентными правами и технической информацией для целей обороны со следующими странами НАТО: Бельгия, Болгария, Канада, Чехия, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Польша, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Испания, Турция, Великобритания, а также с не входящими в НАТО странами: Австралия, Япония, Республика Корея и Швеция. Законодательно в США определены следующие нормы, которые включаются в указанные соглашения:

  • право каждого из правительств в целях обороны безвозмездно использовать любое изобретение, принадлежащее другому правительству, а также правительственным корпорациям, если это не наносит ущерб частным правообладателям;

  • незамедлительную и справедливую компенсацию частным правообладателям, чьи права были нарушены в результате действия правительства соответствующей стороны.

Правительство США уполномочило глав соответствующих национальных агентств самостоятельно урегулировать претензии правообладателей, связанных с нарушением со стороны Правительства США патентных прав и использования закрытой информации частных лиц, включая выплаты правообладателям на досудебной стадии.

С другой стороны, в соответствии с пунктом С2.3.2.2.6.3 директивы заместителя министра обороны США по закупкам и технологии от 17 сентября 1999 г., касающимся гарантий возмещения вреда, для некоторых проектов опытных образцов, имеющих прямое отношение к вооружениям или системам вооружений, планируемым для закупки или разработки Министерством обороны, в контрактах на их разработку "не должно быть статьи, явно выражающей готовность правительства возместить ущерб тем, кому выданы права пользования согласно настоящему Соглашению, в качестве ответственности за нарушение патентных прав".

Политический вес США на мировой арене, их экономическая и военная мощь позволяют этой стране эффективно отстаивать в процессе ВТС свои права на задействованные в этом процессе РИД. Как правило, защита прав на РИД обеспечивается прежде всего достаточно сильной зависимостью этих стран от США в политической и экономической области, их заинтересованностью в продолжении ВТС с США, а уже во вторую очередь мерами административно-судебного преследования конкретных нарушителей.

В этой связи именно Россия, передающая технологии странам, особенно склонным к присвоению чужой интеллектуальной собственности, таким как Китай и Индия5, в наибольшей степени страдает от нарушения своих интеллектуальных прав и должна искать адекватные способы защиты своей интеллектуальной собственности.

Вопрос защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении ВТС должен рассматриваться не только на территории Российской Федерации, но и в отношении защиты прав Российской Федерации, российских разработчиков и производителей продукции военного назначения на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее – РИД) на территории иностранных государств. Проблема защиты прав иностранных лиц на территории Российской Федерации в контексте ВТС не представляется актуальной.

Необходимо учитывать, что обладатели исключительных прав на территории Российской Федерации не обладают, как правило, такими правами на территории иностранных государств. Патентные права требуют регистрации на территории каждого государства. Права на секреты производства (ноу-хау) зачастую не оформлены в соответствии с требованиями российского и зарубежного законодательства, либо на территории иностранных государств эти права не признаются в качестве исключительных. Только авторские права (права на произведения науки, литературы и искусства) признаются в силу международных конвенций на территории иностранных государств. В отношении продукции военного назначения (далее - ПВН) авторское право применимо в отношении программ для ЭВМ, однако менее эффективно, чем охрана в режиме ноу-хау или патентного права (возможно на территории отдельных государств, в том числе, США).

В указанном контексте основные предложения по решению вопросов защиты прав и интересов российских участников ВТС состоят в следующем:

1. Правовая защита интересов российских лиц, которым принадлежат исключительные права в отношении РИД на территории Российской Федерации, на территории иностранных государств должна включать комплекс мероприятий, предусматривающих выбор оптимальных средств правовой охраны, заблаговременное патентование отдельных РИД на имя уполномоченных РФ юридических лиц, охрану содержащихся в экспортируемой продукции военного назначения секретов производства (ноу-хау) средствами обязательственного (договорного и деликтного) права, а также достижение межправительственных соглашений об охране РИД, предусматривающих обязанности правительств иностранных государств принимать предусмотренные национальным законодательством меры по противодействию производству, государственным закупкам и экспорту ПВН, изготовленной с нарушением прав российской стороны.

2. Приоритетное внимание должно быть уделено возможностям международно-правовой защиты прав и интересов как Российской Федерации, так и российских разработчиков и производителей ПВН. При этом наличие субъективных гражданских прав, подтвержденных, где необходимо, патентами или режимом коммерческой тайны (деловой конфиденциальной информации), а также фактов нарушения указанных прав, будет являться основным условием признания стороной по международному договору возникновения у нее обязанности противодействовать несанкционированному использованию ПВН. Типовые условия заключаемых межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС предлагается, с учетом опыта заключения аналогичных соглашений в США (часть 264 главы 32 Свода федеральных нормативных актов (CFR) США) дополнить обязательством правительств сторон о незамедлительной и справедливой компенсации частным правообладателям, чьи права были нарушены в результате действия правительства соответствующей стороны.

В этой связи заинтересованным российским ведомствам необходимо активизировать работу по подготовке и реализации межправительственных соглашений Российской Федерации с правительствами иностранных государств об охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.6

3. При урегулировании отношений по ранее предоставленным государствам-участникам бывшего Варшавского Договора так называемых лицензий на производство ПВН учитывать отсутствие у Российской Федерации и ее юридических лиц патентов в представляющих интерес юрисдикциях на переданные технологии, уязвимость правовой позиции в отношении признания указанных технологий в качестве секретов производства (ноу-хау, коммерческой тайны) и неопределенные перспективы судебного разбирательства в отношении имущественных претензий российской стороны.

4. Подготовить и одобрить соответствующим нормативным правовым актом Рекомендации по включению в договоры (контракты) положений, касающихся обеспечения правовой охраной и условий использования результатов интеллектуальной деятельности, используемых и полученных в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

5. Внести в установленном порядке изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на усиление мотивации российских ведомств и организаций в правовой охране передаваемых в ходе ВТС результатов интеллектуальной деятельности и признания исключительных прав российских лиц на территории иностранных государств, а именно:

5.1. Последний абзац статьи 5 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" изложить в следующей редакции: "недопущение передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования и обеспечения их правовой охраны." Аналогичное изменение внести в пункт 20.1 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 №1062.

5.2. В статье 1465 ГК РФ заменить слова «обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» на слова «обладатель таких сведений принимает разумные по обстоятельствам меры по обеспечению их конфиденциальности».7

5.3. В Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233, включить норму, обязывающую государственных заказчиков осуществлять необходимую зарубежную правовую охрану результатов бюджетных НИОКР, которые не передаются юридическим лицам, но используются при осуществлении международного экономического сотрудничества, включая ВТС.

6. Создать на базе организаций Роспатента Центр содействия патентным исследованиям и зарубежному патентованию, где российские организации-разработчики и производители ПВН, а также государственные заказчики и субъекты ВТС могли бы своевременно и на льготных условиях провести патентные исследования с использованием передовых международных поисковых систем (например, Questel) и получить содействие в зарубежном патентовании своих результатов и (или) их судебной защиты.

7. С учетом необходимости осуществления мероприятий по зарубежному патентованию до начала контрактных переговоров и показов техники, предлагается разработать механизм информирования потенциальных правообладателей (Российская Федерация, организации – разработчики и производители ПВН) о приоритетных направлениях патентования (ожидаемых поставок) с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

8. С учетом прогнозируемых трудностей в урегулировании отношений непосредственно с нарушителем прав российских правообладателей (как в национальных судах, так и на межправительственном уровне) предлагается приоритетное внимание уделять возможностям привлечения внимания к таким случаям организаторов тендеров в интересах третьих государств, в которых участвуют и производители контрафактной продукции.

9. В условиях слабой мотивированности государственных заказчиков обеспечить правовую охрану РИД на территории иностранных государств, разработать правовой механизм передачи интеллектуальных прав Российской Федерации на РИД организациям, обеспечивающим их правовую охрану и последующую коммерциализацию (поставку на экспорт), на следующих условиях:

  • обеспечение патентования как на территории Российской Федерации, так и на территории стран предполагаемого экспорта (определяются на основе проводимых маркетинговых и патентных исследований), либо разработки и проведения мероприятий, гарантирующих соблюдение режима секретов производства (коммерческой тайны);

  • предоставление обладателем исключительных прав указанному государственным заказчиком лицу безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных нужд и (или) для осуществления ВТС;

  • обременение исключительных прав организации в виде необходимости получения согласия государственного заказчика на распоряжение исключительными правами, либо оформление исключительных прав совместно с Российской Федерацией, но за счет правоприобретателя;

  • безвозмездная передача прав на указанных выше условиях (в качестве варианта могут быть предусмотрены выплаты государству в случае распоряжения организацией своим исключительным правом).

При выявлении целесообразности, патентование может осуществляться совместно с государственным заказчиком с заключением соглашения о совместном использовании исключительных прав.
------------------------------

Приглашаем

на круглый стол "Защита интеллектуальных прав и законных интересов российских экспортеров вооружений за рубежом: кто должен, кто может и как это делать?", который состоится в ЦЭМИ РАН (Москва) 3 марта 2014 года в 19-00 в аудитории 520 (5-й этаж).
http://www.labrate.ru/round_table
Электронная регистрация на событие - http://ipcouncilras.timepad.ru/event/108153/

1 UK defence suffers from 'lack of entrepreneurship', MoD declares //Jane's Defence Industry - January 01, 2008

2 По данным ЦЭМИ РАН. Предоставлены А.Н.Козыревым

3 Industrial Property (Books IV & f.), Code (Regulatory Part Consolidation), 10/04/1995 (17/09/1997), No. 95-385 (No. 97-863) // http://www.wipo.int/clea/en/fiche.jsp?uid=fr067.

4 Protect US intellectual property from foreign theft. // http://www.stripes.com/protect-us-intellectual-property-from-foreign-theft-1.222544

5 Intellectual Property Meets Military Technology // http://thediplomat.com/2013/02/intellectual-property-meets-military-tech/

6 См., например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического // Бюллетень международных договоров. - 2007. - N 5. - С. 15 – 20;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества // Бюллетень международных договоров. - 2007. - N 4. - С. 18 - 22.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, используемой и полученной в ходе двустороннего оборонно-промышленного сотрудничества (Подписано в г. Кейптаун 5 сентября 2006 г.). // Бюллетень международных договоров. - 2007. - N 2. - С. 58 - 63.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества (Подписано в г. Москве 1 декабря 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2007. - N 3. - С. 54 - 59.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества (Пописано в г. Москве 27 апреля 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2007.- № 12. - С. 26 – 29.

7 Соответствующая поправка принята Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении 14.02.2014.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconИспользование результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического...
Ливадный Е. А., кандидат технических наук, референт Группы референтов Аппарата генерального директора фгуп «Рособоронэкспорт»

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconПриказы фстэк по экспортному контролю Законы
О военно-техническом сотрудничестве российской федерации с иностранными государствами

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconИнформационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников...
Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в г. Сан-Франциско (сша) 26 июня 1945г. // Сборник действующих договоров, соглашений...

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconМетодические указания по дисциплине «Социально-правовая защита прав и интересов семьи»
Составитель – Рашева Наталья Юрьевна, доцент кафедры гражданского и корпоративного права Мурманского государственного технического...

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconВ настоящем Положении под результатами интеллектуальной деятельности...
Опп объекты патентных прав, на основании статьи 1349 гк РФ к таким объектам относятся изобретения, полезные модели, промышленные...

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconВ настоящем Положении под результатами интеллектуальной деятельности...
Опп объекты патентных прав, на основании статьи 1349 гк РФ к таким объектам относятся изобретения, полезные модели, промышленные...

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России icon1. Охрана, защита, воспроизводство и рациональное использование лесов...
О ходе выполнения утвержденного плана действий оиогв по решению приоритетных задач в сфере лесного хозяйства на 2012 год

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconПрограмма дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений...
Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений и порядка банкротства юридических лиц» включает: учебную программу,...

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconЛекция 12-10-09 Правовое обеспечение иб
...

Правовая охрана рид и защита интересов участников в ходе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами: Опыт США и предложения для России iconОпыт функционирования федеральной контрактной системы США
Контрактная система США создана в 1921 году и является одной из старейших государственных контрактных систем

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную