Лекция, приуроченная 20-летию принятия Конституции РФ




Скачать 80.99 Kb.
НазваниеЛекция, приуроченная 20-летию принятия Конституции РФ
Дата публикации26.09.2013
Размер80.99 Kb.
ТипЛекция
urist-edu.ru > Законы > Лекция


Лекция, приуроченная 20-летию принятия Конституции РФ

«Роль и значение Конституции РФ в жизни общества»

(Сомиков К.А., кандидат юридических наук, преподаватель ТГУ)
Слайд № 1

20 лет со дня принятия Конституции России.
Поздравляю Вас с Днём знаний. Также 1 сентября настоящего года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Слайд № 2

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по принятию проекта Конституции Российской Федерации, а также выборы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы — палат Федерального Собрания — российского парламента, вводимого заключительными и переходными положениями Конституции.

Слайд № 3

Работа над проектом Конституции.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала работу по подготовке проекта новой конституции. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Слайд №4

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

- проект Конституционной комиссии

- проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

Слайды №№ 5-10

Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета и ввиду фактического игнорирования действия конституции 1978 года издал указ от 1 октября 1993 года № 1557 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Государственной думы» и указ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России.

Таким образом, инициатором всенародного голосования был Президент России, что прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики — принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету России (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10).

Слайд № 11

Статья 35 закона «О референдуме РСФСР» гласит следующее:

При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме.

Причём данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Несмотря на то, что президент не вправе был инициировать референдум, и за новую Конституцию проголосовало только около четверти от списочного состава избирателей, она всё же была принята, так как всенародное голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утверждённым ранее указом президента, который тоже вступал в противоречие с Конституцией РСФСР, в ст. 121-8 которой прямо утверждалось:

Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.

Слайд № 12

Слайд № 13

Итоги всенародного голосования

В голосовании участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции. Таким образом, за новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в России, что существенно меньше половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после его проведения, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных.

Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва — органы, введение которых предусматривалось проектом новой Конституции.

По указу президента России Б. Н. Ельцина от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года» от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены как имеющие отношение к вооруженному мятежу партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях конституционного кризиса в сентябре-октябре 1993 года на стороне Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный блок «Выбор России») в сумме получили менее половины голосов избирателей.

Тем самым в России установилась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.

Слайд № 14

Версии о фальсификации

В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о масштабных фальсификациях на всенародном голосовании (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам данной комиссии, в голосовании принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей.

Однако, Центризбирком при подведении итогов посчитал Конституцию принятой, и 25 декабря 1993 года она была опубликована в Российской газете. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова.
А теперь, что же из себя представляет Конституция.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Собственно определения себя Конституция не содержит.

Слайд № 15

Нечто, похожее на определение, содержится в ч. 1 ст. 15 К РФ: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Однако, она не является «основным законом», как это принято утверждать. В целом, Конституция не является законом в формально-юридическом смысле. И в тексте Конституции всячески подчеркивается ее отличие от законов.

Слайд № 16

Например:

ч. 2 ст. 4: Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

ч. 2 ст. 5: Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

ч. 2 ст. 15: Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Это не просто игра слов. Данный момент имеет важное, принципиальное значение и подчеркивает особое положение Конституции. Но не только ее, а ещё конституций и уставов субъектов России.

Дело в том, что сопоставлять можно только однородные объекты, нельзя же выяснить – что больше, 2 килограмма или 3 километра.

Так вот, Конституции должны соответствовать все нормативные акты. И они соответствуют, хотя бы потому, что это НПА так называемого рамочного характера, т.е. в нём довольно мало конкретики.

На уровне субъектов России подобную роль выполняют конституции и уставы субъектов, они более конкретны. И все законы субъектов должны им соответствовать. Но вот сами конституции и уставы могут отличаться по содержанию и смыслу от федеральных законов. И в этом нет противоречия, т.к. их нельзя сравнивать – ведь законами уставы не являются.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция, приуроченная 20-летию принятия Конституции РФ iconПоложение об областном конкурсе методических разработок педагогов...
Конституции Российской Федерации (далее – Конкурс), проводится в рамках мероприятий, посвященных 20-летию принятия Конституции Российской...

Лекция, приуроченная 20-летию принятия Конституции РФ iconКлассный час, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ
Классный час, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ подготовила: Пальгова Г. В">