Комментарий к федеральному закону




НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/6
Дата публикации26.09.2013
Размер1.13 Mb.
ТипЗакон
urist-edu.ru > Законы > Закон
  1   2   3   4   5   6
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 22 НОЯБРЯ 1995 Г. N 171-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА

ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"
(Постатейный)
Д.Н. ОРЕХОВ, И.Б. НАЗАРОВА
Орехов Дмитрий Николаевич - заместитель исполнительного директора Союза производителей алкогольной продукции;
Назарова Ирина Борисовна - специалист по гражданскому праву, советник юстиции 1-го класса.
22 ноября 1995 года N 171-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА

И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ

И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ,

от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 01.12.2007),

от 16.10.2006 N 160-ФЗ,

от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 19.07.2007 N 219-ФЗ,

от 01.12.2007 N 302-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 313-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 12.11.2003 N 17-П,

Федеральными законами от 26.07.2006 N 134-ФЗ,

от 20.04.2007 N 55-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Расширение теневого рынка алкогольной продукции, сокращение поступления доходов в бюджеты различных уровней обусловили необходимость внесения многочисленных изменений и дополнений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1> (далее - комментируемый Закон, настоящий Закон). Эти изменения и дополнения установили принципиально новые подходы к регулированию отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
Целью реформирования законодательства является формирование современного государственно-правового механизма действия алкогольной отрасли. При этом государственное регулирование направлено на создание благоприятных условий для данной деятельности, на защиту интересов легальных производителей алкогольной продукции.

2. В настоящее время розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукций могут заниматься только организации.

3. Комментируемая статья называет сферы действия настоящего Закона, включая в предмет его регулирования деятельность по производству и обороту вина, а также производство денатурата, содержащего этиловый спирт.

В пункте 3 данной статьи установлены изъятия из сферы действия комментируемого Закона:

деятельность граждан (физических лиц), производящих продукцию, содержащую этиловый спирт, не в целях сбыта;

деятельность организаций, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанная с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти;

деятельность по производству и обороту пива;

деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% от объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Это делается в целях стимулирования производства натуральных слабоалкогольных напитков на основе виноградных (не крепленых) виноматериалов, различных соков (виноградных, плодовых, ягодных, цитрусовых и др.) и формирования социально ориентированной структуры потребления различных алкогольных напитков;

деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 мл;

перемещение через таможенную границу Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для официального пользования дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, в том числе представительств иностранных государств при международных межгосударственных и межправительственных организациях;

перемещение через таможенную границу Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для показа в качестве образцов на выставках и для проведения сертификации, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) каждого наименования.

В настоящее время деятельность, связанная с изготовлением и обращением лекарственных средств, включая их государственную регистрацию, меры государственного контроля и качества маркировки регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" <1>. Как следует из письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 октября 2006 г. N 01И-777/06, действие данного Закона распространяется на деятельность аптечных учреждений, связанную с оборотом спиртосодержащей непищевой продукции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3006.
Аптечные учреждения, осуществляющие оборот спиртосодержащей непищевой продукции, обязаны соблюдать следующие требования:

на этикетках спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией должны содержаться сведения о недопустимости использования спиртосодержащей непищевой продукции в пищевых целях; в том, что касается денатурированной спиртосодержащей продукции, вместо слов "этиловый спирт" должно использоваться слово "денатурат" (п. 4 ст. 10.1 комментируемого Закона);

должны быть в наличии сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции (ст. 10.2 комментируемого Закона);

организации, занимающиеся производством, закупкой и поставками спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% от объема готовой продукции, обязаны вести учет и декларировать объем их производства и оборота. При этом учет объема производства, оборота, за исключением розничной продажи, и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ведется с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, отвечающих требованиям, изложенным в п. 2 ст. 8 настоящего Закона (ст. 14 комментируемого Закона).

4. В пункте 4 ст. 1 настоящего Закона установлено, что Правительство РФ, исходя из объема потребительской тары (упаковки) или стоимости парфюмерно-косметической продукции, вправе устанавливать перечень продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Закона. Согласно Перечню парфюмерно-косметической продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 401, вступившему в силу с 1 июля 2007 г., действие комментируемого Закона не распространяется на деятельность по обороту парфюмерно-косметической спиртосодержащей продукции, максимальный объем потребительской тары (упаковки) которой не превышает 150 мл. Таким образом, Правительство РФ исключило из сферы действия настоящего Закона некоторые виды парфюмерно-косметической продукции, исходя из объема потребительской тары.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
В статье 2 дается определение основных терминов, используемых в комментируемом Законе, - этиловый спирт, водка, вино, уведомление и др.

Согласно определению алкогольной продукции при ее производстве, кроме этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, может использоваться спиртосодержащая пищевая продукция. Алкогольная продукция подразделяется на питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (включая водку), вино (включая натуральное вино). При отнесении вина к натуральному необходимо учитывать определение, установленное ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные".

При производстве спиртных напитков может использоваться этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащая пищевая продукция, как-то: виноматериалы и виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный и висковый дистилляты.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 42 "О перечне пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата" к пищевому сырью, используемому для производства этилового спирта, в том числе денатурата, относятся пищевые продукты и продовольственное сырье (за исключением плодово-ягодного сырья), содержащие достаточное для промышленной переработки количество крахмала или сахара, и полученная при производстве этилового спирта из пищевого сырья головная фракция этилового спирта.

В этиловый спирт входит денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта и спирт-сырец. Например, суд признал несостоятельными доводы налогового органа о том, что головная фракция этилового спирта является самостоятельным видом продукции, производство и оборот которой осуществляются на основании лицензии, а организация, в лицензии которой не указан такой вид продукции, как головная фракция этилового спирта, поставляя эту продукцию, нарушает лицензионные требования (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 августа 2007 г. N А17-402/2007).

К спиртосодержащей непищевой продукции отнесены также спиртосодержащие денатурированные и спиртосодержащие парфюмерно-косметические изделия. В определении спиртосодержащей непищевой продукции уточняется, что при ее изготовлении может использоваться иная спиртосодержащая продукция или спиртосодержащие отходы производства этилового спирта.

Изменено понятие уведомления: ранее под ним подразумевался разрешающий закупку документ, в новой редакции это - подтверждающий закупку документ.

Согласно ст. 2 комментируемого Закона, под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (включая экспорт), хранение и розничная продажа. Следовательно, приобретение и использование этилового спирта для собственного потребления не образуют оборота.

Понятия настоящего Закона (например, лицензия, налоги), не определенные в комментируемой статье, используются в значениях, содержащихся в актах налогового, таможенного и гражданского законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Комментарий к статье 3
В комментируемой статье законодатель очертил нормативную правовую базу, регулирующую производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основным актом в данной сфере является комментируемый Закон и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3125.
Многие законодательные положения, касающиеся государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассредоточены по федеральным законам, предмет которых прямо или косвенно связан с алкогольной проблематикой. Такие нормы содержатся, например, в Таможенном, Налоговом, Гражданском кодексах Российской Федерации, в Федеральных законах от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1>, от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
Подзаконные акты, регулирующие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, принимаются по прямому предписанию закона или в развитие законодательного акта, которым данный вопрос не был подробно урегулирован. К ним относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Число нормативных актов Российской Федерации, регулирующих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в настоящее время исчисляется десятками. Так, постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливается порядок получения акцизных марок, уведомления (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 857 "Об утверждении Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений").

Алкогольные напитки включены в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти являются самым многочисленным видом подзаконных актов, регулирующих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых, согласно Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам, актам Президента и Правительства Российской Федерации, осуществляется исключительно федеральными конституционными, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Таким образом, административная реформа сосредоточила нормотворческие полномочия в руках федерального министерства.

До 31 декабря 2008 г. Минсельхоз России осуществлял правовое регулирование производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также выполнял полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным казенным предприятиям, подведомственным данному Министерству (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 181, в ред. от 22 декабря 2005 г. N 802).

Однако 31 декабря 2008 г. Указом Президента РФ N 1883 образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, которая будет осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по контролю производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" устанавливает, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является правопреемником Минсельхоза России, Минфина России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, Минсельхоз России самостоятельно осуществлял правовое регулирование по вопросам производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 181, в ред. от 22.12.2005 N 802). Таким образом, указанная функция Минсельхоза России будет передана Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.

Следует отметить, что впредь до отмены или принятия новых нормативных правовых актов продолжают действовать нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, которые в ходе административной реформы утратили полномочия на принятие нормативных правовых актов. Поэтому в системе действующих источников права, регулирующих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, присутствуют как нормативные правовые акты Минсельхоза России, так и нормативные акты других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти СССР, например Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденная заместителем Министра пищевой промышленности СССР А.М. Беличенко 25 сентября 1985 г.

Наряду с "профильным" федеральным органом исполнительной власти (Минсельхоз России) в создании нормативной правовой базы участвуют и иные органы отраслевого управления - министерства, которые принимают нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности. Это, например, такие документы, как Приказ ФНС России от 3 мая 2007 г. N ММ-3-07/273@, Приказ Минфина России от 27 февраля 2006 г. N 31н "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы отчета об использовании денатурированного этилового спирта организациями, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом".
Статья 4. Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Комментарий к статье 4
Государственная монополия не меняет форму собственности участников рынка и не предполагает национализации предприятий отрасли.

Основная задача введения государственной монополии на оборот этилового спирта - это регулирование оборота этилового спирта посредством регламентации числа участников рынка и их поведения. Основу такого регулирования составляет формирование общегосударственного годового и оперативного балансов производства и потребления и контроль государства над целевым использованием этилового спирта.

Предметом монополии становится оборот сырья для производства алкогольной продукции - этилового спирта. Иными словами, под особый контроль государства берется первичное звено всей цепочки алкогольного производства. Введение государственной монополии должно коснуться любого спирта, в том числе идущего на медицинские цели. Законопроект о госмонополии предполагает создание единого федерального органа, который будет заниматься вопросами госрегулирования алкогольного рынка. Сейчас эти функции распределены по крайней мере между пятью ведомствами - Минсельхозом России, Минфином России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФТС России.

Некоторые страны, такие, как Соединенные Штаты Америки, разрешают местным или региональным властям самостоятельно решать вопрос о лицензировании или монополизации производства и продажи спиртных напитков. Монополия на производство была установлена законом в республиках бывшего Советского Союза. Некоторые из них сохранили эту монополию, а, например, Российская Федерация временно отменила ее, а затем вновь восстановила. Иные страны, монополизируя производство ряда алкогольных напитков, лицензируют другие. Согласно этой схеме обычно отдают в частную собственность производство пива по лицензии, в то время как производство крепких спиртных напитков остается в руках государства. В Европе национальные монополии на производство алкоголя сочетаются с гибкими рыночными реформами. В Норвегии, Финляндии и Швеции монополии на производство и продажу спиртного упразднены. Однако управляемые государством системы распределения оказались более стойкими к приватизации.
Страны с монополиями на производство и (или) продажу алкоголя:


Страна

Тип монополии

Белоруссия

Государственная монополия на производство.

Болгария

Государственная монополия на производство и торговлю.

Канада

Региональные монополии, контролирующие продажу
алкоголя в зависимости от потребления.

Финляндия

Монополия на розничную продажу алкогольных напитков
(исключая алкогольные продукты крепостью менее 4,7%).

Франция

Монополия на оптовую продажу бренди.

Германия

Монополия на оптовую продажу бренди.

Латвия

Монополия на производство вин и крепких спиртных
напитков. Лицензия, требуемая для продаж.

Литва

Монополия на производство вина и крепких спиртных
напитков.

Норвегия

Монополия на производство крепких спиртных напитков и
их розничную продажу.

Российская
Федерация

Лицензирование системы производства и распределения
в настоящее время сосуществует с традиционной
государственной монополией.

Швеция

Государственная монополия на розничную продажу (кроме
продажи некрепкого пива в магазинах бакалейных
товаров).

Швейцария

Государственная монополия на производство крепких
спиртных напитков, но не вина, пива и сидра. Монополия
предоставляет лицензии другим производителям.

Бывшая Югославская
Республика
Македония

Государственная монополия на производство и
распределение всех трех типов алкогольных напитков.

Турция

Государственная монополия на производство и
распределение крепких спиртных напитков.

Туркмения

Государственная монополия на производство всех трех
типов алкогольных напитков.

Украина

Государственная монополия на производство крепких
спиртных напитков и крепленого вина.

Соединенные Штаты
Америки

Лицензия или монополия в зависимости от штата.
18 штатов имеют монополию на оптовую продажу, из них
10 - монополию на розничную торговлю.


Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Комментарий к статье 5
С принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" существенные изменения претерпели полномочия Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, к полномочиям Российской Федерации отнесены регулирование цен на этиловый спирт, организация контроля качества, ведение государственного реестра лицензий, за исключением розницы, установление порядка сертификации этилового спирта и порядка сертификации основного технологического оборудования.

Как следует из норм комментируемой статьи и иных положений настоящего Закона, Правительство Российской Федерации определяет:

1) требования к автоматическим средствам измерения, учета и передачи информации в ЕГАИС (п. 2 ст. 8 комментируемого Закона);

2) использование пищевого и непищевого сырья для производства этилового спирта (п. 8 ст. 8 комментируемого Закона);

3) уведомления о закупке этилового спирта (п. 5 ст. 9 комментируемого Закона);

4) порядок государственного контроля над денатурацией этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции (п. 3 ст. 10.1 комментируемого Закона);

5) формы справок (п. 3 ст. 10.2 комментируемого Закона);

6) средства укупорки потребительской тары (п. 4 ст. 11 комментируемого Закона);

7) государственные органы, имеющие право продавать федеральные специальные марки (п. 2 ст. 12 комментируемого Закона);

8) форму отчета об использовании ранее выданных специальных и акцизных марок (п. 2 ст. 12 комментируемого Закона);

9) требования, предъявляемые к форме специальной и акцизной марок (п. 4 ст. 12 комментируемого Закона);

10) правила производства, продажи и использования акцизных и специальных марок (п. 4 ст. 12 комментируемого Закона);

11) алкогольную продукцию, упаковка которой не позволяет осуществить маркировку марками (п. 5 ст. 12 комментируемого Закона);

12) порядок регулирования импорта и контроля качества импортируемой алкогольной продукции (п. 4 ст. 13 комментируемого Закона);

13) технические регламенты и национальные стандарты;

14) порядок учета производства и оборота алкоголя (формы деклараций) (п. 4 ст. 14 комментируемого Закона);

15) положения об экспертных комиссиях (ст. 22 комментируемого Закона).

Функции по обеспечению контроля качества и безопасности продукции, включая алкогольную продукцию, отнесены к полномочиям Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В настоящее время полномочия по регулированию в алкогольной отрасли на федеральном уровне осуществляет Минсельхоз России и Федеральная налоговая служба.

В соответствии с Приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" старший государственный налоговый инспектор наделен полномочиями на составление протоколов о правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Органы государственной власти субъектов РФ не уполномочены контролировать оборот алкогольной продукции.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Комментарий к статье 6
1. Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ограничены полномочия субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что направлено на уменьшение регионального алкогольного сепаратизма. Например, отменены квоты на закупку этилового спирта. Ранее они распределялись между субъектами Российской Федерации, которые раздавали их организациям, работающим на их территории. Таким образом, у региональных властей был дополнительный рычаг давления на алкогольный бизнес, но с 2006 г. его не стало. Власти субъектов Российской Федерации лишились и права контроля над качеством и безопасностью алкоголя, продаваемого в розницу.

При этом в комментируемом Законе есть положение о том, что регионы могут проявлять инициативу: органы государственной власти субъектов вправе декларировать розничную продажу алкогольной продукции.

Принять подзаконный нормативный акт о введении на территории субъекта РФ декларирования розничной продажи алкогольной продукции и об установлении порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции вправе не только законодательный, но и исполнительный орган субъекта РФ, поскольку в комментируемом Законе не разграничены полномочия законодательного и исполнительного органов в данной сфере <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2008 г. N 56-Г08-2 // Сайт Верховного Суда РФ в Интернете: http://www.supcourt.ru.
Определение порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции находится в исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации; таким образом, субъекты РФ наделены правом осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу.

Субъект Российской Федерации устанавливает и требования к уставному капиталу организаций, ведущих розничную продажу алкогольной продукции.

Кроме того, субъект Российской Федерации может устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкоголя с содержанием этилового спирта более 15%. Правомерно определение субъектами Российской Федерации мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% от объема готовой продукции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. N 71-Г06-39. Текст Определения официально опубликован не был.
Несмотря на изменения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, до сих пор имеют место злоупотребления в данной области.

Так, с 1 июля 2006 г. утратила силу ст. 15 комментируемого Закона, предусматривающая аккредитацию организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим субъекты РФ не наделены полномочиями на проведение аккредитации организаций, поставляющих алкогольную продукцию для розничной торговли и общественного питания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N 47-Г07-11 // Сайт Верховного Суда РФ в Интернете: http://www.supcourt.ru.
2. Финансирование деятельности по реализации полномочий субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняется за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета данного субъекта.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Комментарий к статье 7
1. Контроль над соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции возложен на органы местного самоуправления, которые уполномочены определять территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, где запрещена продажа алкогольной продукции (п. 3 ст. 16 комментируемого Закона).

2. Статьи 85 и 140 БК РФ устанавливают, что в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции местным бюджетам на исполнение указанных расходных обязательств муниципальных образований предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Комментарий к федеральному закону от 04. 05. 2011 n 99-фз "о лицензировании отдельных видов деятельности"">