Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»




Скачать 299.38 Kb.
НазваниеГородская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
страница1/3
Дата публикации31.10.2013
Размер299.38 Kb.
ТипРеферат
urist-edu.ru > Законы > Реферат
  1   2   3


Городская научно-практическая конференция старшеклассников

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.С.Пушкина»

Учебно-исследовательская работа

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ
Автор: учащийся 10 класса

Габузашвили Иван,

Руководитель: учитель истории

Гурченкова Лариса Петровна


г. Черемхово, 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы взаимоотношения морали и

права в историческом контексте

Выводы

Глава 2. Результаты исследования общественного мнения на проблему

взаимоотношения морали и права

2.1. Описание методов исследования

2.2. Описание результатов исследования

2.2.1. Анализ результатов опроса в формате Интернет-форума

2.2.2. Анализ результатов социологического опроса учащихся 9 – 11 классов

о причинах, которые удерживают их от совершения преступления

2.2.3. Анализ результатов анкетирования родителей 9-11 класса

2.2.4. Анализ результатов интервью

Выводы

Глоссарий

Библиография

Приложения

Право – искусство справедливости и добра.

(Древнеримское изречение)

ВВЕДЕНИЕ

Право и мораль относятся к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, которые были созданы человечеством в ходе его развития. И право, и мораль являются важными факторами общественной эволюции и составляющими элементами современного общества, поэтому от их взаимодействия зависит не только развитие общества, но и само выживание человечества. На протяжении многих веков право и мораль выступают как социальные регуляторы, включенные в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуя на преобразования сознания личности. Сегодня проблема взаимоотношения моральных и правовых норм как никогда актуальна по нескольким причинам:

  • изменения, которые происходят в российском обществе затрагивают не только экономическую и политическую сферы, но и духовную;

  • в современных условиях мы наблюдаем интерес общества к праву, формирование чувства уважения к закону, стремление части граждан к установлению правопорядка и следование общепринятым моральным нормам поведения с одной стороны;

  • с другой стороны, многие подвержены правовому и нравственному нигилизму, который выражается в негативно – отрицательном отношении к праву, законам а также неуважительном отношении к традиционным моральным ценностям. Наиболее опасным, на наш взгляд, является подростковый нигилизм, т.к. он подчас, носит массовый характер и может выражаться в криминальной форме, о чем свидетельствует рост детских и подростковых правонарушений как в целом по стране, так и в Черемхово в частности).

Проблема взаимоотношений права и морали становится наиболее актуальной в период общественной трансформации, когда меняются духовно - нравственные ценности, связанные с модификацией всех сторон общественной жизни.

Цель исследования: установить специфику взаимоотношений моральных и правовых норм в современном обществе.

Объект исследования: правовые нормы.

Предмет исследования: взаимоотношения моральных и правовых норм.

Задачи исследования:

1. Изучить современные публикации и труды правоведов прошлого столетия по проблеме взаимоотношения правовых и моральных норм.

2. Исследовать исторические факторы, способствующие появлению норм права и морали.

3. Изучить общественное мнение по проблеме исследования.

Гипотеза исследования: Если мораль появилась раньше права, то в своей деятельности и совершаемых поступках общество больше руководствуется нормами морали, чем права.

Методы исследования:

  • анализ теоретических источников;

  • социологический опрос;

  • интернет – форум;

  • анкетирование;

  • интервью.

Методологической основой для нашего исследования послужили работы Алексеева С.С. «Общая теория права», В.С.Соловьева «Миросозерцание», Е.Н.Трубецкого «Религиозно –общественная мысль», Ильина И.А. «О сущности правосознания», Графского В.Г. «Право и мораль в истории», Ионова И.Н. «Россия и мировая цивилизация» и учебник Матузова Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права»

В теоретической части нашего исследования мы рассматриваем проблему взаимоотношений морали и права, анализируя работы российских философов и правоведов, исследуем причины возникновения моральных и правовых норм, сравниваем их, устанавливая сходства и основные отличия, определяем функции и значения моральных и правовых норм для общества в историческом контексте.

Вторая часть нашей работы включает в себя исследование общественного мнения по проблеме взаимоотношения морали и права, а также возникающих между ними противоречий.

Ценность нашего исследования состоит в том, что мы смогли организовать мини-форум по обсуждению проблемы взаимоотношения морали и права.

Практическая значимость: проводя исследование, мы приобрели опыт анализа и систематизации информации, ее структурирования, а также в использовании метода анкетирования и опроса для создания форума для обсуждения определенной проблемы. Эта работа может помочь мне в выборе профессии юриста.


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Из выбранных нами теоретических источников, мы выяснили, что и мораль, и право являются регуляторами поведения людей в обществе. При этом мораль выступает как «внутренний» регулятор действий человека, право же выступает в роли «внешнего», государственного регулятора его поступков.

Современный российский правовед Алексеев С.С. отмечает, что мораль существовала в человеческом обществе всегда, тогда как право возникло в период классового расслоения первобытного общества и появления государства. [1;233]

Проблема взаимоотношения моральных и правовых норм всегда волновала правоведов и философов. Остановимся на взглядах некоторых из них. Например, знаменитый российский философ В.С.Соловьев, рассматривая взаимоотношения правовых и моральных норм, считал, что «…право – это юридически оформленная мораль» [7;224], поэтому авторитет нравственных законов выше, чем права.

Другой российский философ и правовед Е.Н.Трубецкой, утверждал, что некоторые моральные и правовые нормы совпадают, но есть такие моральные принципы, которые не нашли своего отражения в законах, некоторые же, по его мнению, законы являются безнравственными. Приведем цитату: «Существует множество правовых норм, которые не только не представляют собою минимум нравственности, но, напротив того, в высшей степени безнравственны. Таковы, например, крепостное право, законы, устанавливающие пытки, казни, законы, стесняющие религиозную свободу. Кроме того, существует множество юридических норм, не заключающих в себе ни нравственного, ни безнравственного содержания, безразличных в нравственном отношении: таковы воинские уставы, правила о ношении орденов, законы, устанавливающие покрой форменного платья для различных ведомств. Наконец, и самое осуществление права далеко не всегда бывает согласно с нравственностью: один и тот же поступок может быть безукоризненно законным, правильным с юридической точки зрения и, вместе с тем, вполне безнравственным. Кулак, выжимающий последнюю копейку у обнищавшего крестьянина-должника, совершенно прав с юридической точки зрения, хотя его образ действий с нравственной точки зрения заслуживает полнейшего осуждения…» [8;341] .

Нам кажется, что взгляды этих ученых на право, в основе которого лежит идеал нравственности, совпадают. Они различаются в том, что, по Соловьеву, сущность права состоит в выражении нравственности, а по Трубецкому право хотя и должно служить нравственности, но лишь «в целом», тогда как отдельные юридические нормы могут не соответствовать морали или же быть просто несвязанными с ней.

Известны и другие точки зрения на эту проблему. В частности, правовед и философ Ильин И.А.утверждает: «Право там выполняет свою великую роль, где достигнуто единство народа в духовных основах жизни, в отношении к таким непреходящим ценностям, как добро, истина, красота, долг, совесть» [5;122].

Таким образом, следует отметить, что описанные ранее взгляды российских философов и правоведов позволяют утверждать, что правовые нормы появились на основе моральных норм, сложившихся в человеческом обществе до появления государства.

Нами уже отмечалось, что право и мораль выступают в роли регуляторов общественного поведения. Мораль можно рассматривать как нравственные нормы, основанные на принципах добра и справедливости, они управляют не только поведением, но и сознанием человека во всех сферах: экономике, политике, образовании, семье и т.д. Мораль появилась в первобытном обществе и в процессе развития приняла конкретный исторический характер, сумев сохранить и общечеловеческий. Соблюдать моральные нормы человека принуждает сила общественного мнения.

Ученые правоведы (Алексеев С.С., Никитин А.Ф. ,Певцова Е.А., Графский В.Г. и другие авторы научных статей и современных учебников по праву), также уверены, что основы права возникли в период разложения первобытных отношений и стали выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Одной из человеческих потребностей является стремление к порядку. Графский В.Г. считает, что древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, которые формировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в быту и в труде. Эти нормы передавались из поколения в поколение, такое право не было записано, поэтому получило название «обычное право» [3].

Некоторые юристы, полагают – истинное право возникло только в эпоху формирования государства, государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно было обеспечить действенную силу права, подкрепив его силой государственного принуждения. По ее мнению, формирование права шло несколькими путями:

1) Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

2) Государство создало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения.

3) Государство само издавало специальные нормативные акты.

Следовательно, право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. В учебнике теория государства и права авторов Н.И. Матузова и А.В. Малько отмечается, что: право возникло на определенной ступени социальной эволюции, а мораль «старшей по возрасту» древнее, она всегда существовала и будет существовать. Этот критерий будет верен только в том случаи, если под правом подозревается позитивное право, а не естественное, поскольку естественное право возникает почти в тоже время, что и мораль, а позитивное право на определенной ступени социального развития [4;217-220].

Анализируя выбранные нами источники, мы установили основные отличия правовых и моральных норм (см. табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика морали и права

Мораль

Право

1. Передаются из поколения в поколение, не санкционируются государством, не фиксируются в законах и других документах юридического характера.

1. Нормативность (право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2. Выражают общественное мнение.

2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.


3. Необязательны для исполнения. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения или внутренним мотивом – совестью.

3. Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4. Моральные нормы распространяют свое влияние на более широкую сферу общественных отношений. На первый план выходят такие этические категории, как добро, зло, справедливость.

4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, вытекают одни из других, образуя целостную систему законодательства.

5.Моральные нормы более расплывчаты, не определены по содержанию и дают широкий простор для их интерпретации.

5. Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.




6. Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.


В.Г. Графский подчеркивает, что право и мораль выполняют в обществе важную роль. Он выделяет следующие их функции [3]:

Основные социальные функции морали:

  • регуляторная;

  • ценностно-ориентационная;

  • социализирующая;

  • личностного самоопределения

Основные функции права:

  • регулятивная;

  • ограничительная;

  • гуманистическая;

  • идеологическая;

  • воспитательная.

Рассмотрев и проанализировав отмеченные функции, мы можем найти в них общее: и право и мораль помогают в социализации личности, регулируя ее поведение.

В. Соловьев (упоминаемый нами вначале) писал, что религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедовавших. По его мнению, религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями [7;202].

Мы разделяем его точку зрения и считаем, что религия оказала не только большое влияние на моральные принципы общества, но и на формирование правовых норм. Чтобы доказать это, обратимся к Христианским Заповедям и Индуистским Принципам Йоги.
Христианские Заповеди

«…6. Не убий.

7. Не прилюбы сотвори (Не прилюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний).

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (Не лжесвидетельствуй, не лги)

10.Не пожелай жены, искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего (Не завидуй чужому добру) [9;гл.20].


Индуистские принципы Йоги

1.Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2.Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3.Астейя – не-воровство, не- присвоение чужого.

4.Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5.Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями [6;131].

Как мы видим, приведенные религиозные нормы совпадают с моральными и соответствуют некоторым правовым нормам. Однако, Ионов И.Н., изучая формирование правовой системы древнерусского государства, приходит к выводу, что даже с принятием христианства перемены в русском праве совершались крайне медленно. В отличие от католичества, позаимствовавшего разработанную систему римского права, православие не проявляло интереса к судебным делам, не вмешивалось в правовые представления общества. Он считает: в России правовое сознание не сложилось. По его мнению, правовое сознание не выделилось из морального сознания. Мораль постоянно опровергает закон [5]. Интересной нам показалась точка зрения Пьянова Н.А., который отмечает, что противоречие между правом и моралью могут возникать, как в силу объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести материальное условие жизни (замечено, что в период кризисов нравственные требования в обществе резко понижаются, следовательно усиливаются противоречия между правом и моралью, например стремления оправдать противоправные действия граждан: самосуды, месть и.т.д.) Субъективные причины зависят от людей и государства.[10;97].

ВЫВОДЫ

1. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: права, морали, обычаев, традиций, ритуалов и т.д. В целом плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

2. Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.

3. В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития. (Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в эпоху средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов).

4. На современном этапе праву также принадлежит приоритет, который, однако, не означает отсутствия влияния моральных установлений на установления правовые.

5. В современном обществе, особенно в условиях правового государства и гражданского общества, необходимость совершать поступки, действовать в рамках правовых норм продиктованы нормами морали.

6. Наиболее важные моральные и религиозные нормы включены в законы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconПост – релиз Международной научно-практической конференции «Биотехнология...
С 18 по 20 марта с г в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, 36/9) проводила свою работу Международная научно-практическая конференция...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconУчебник : О. Т. Поглазова, Окружающий мир, Смоленск, «Ассоциация 21 век»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» составлено на основе Программы курса «Окружающий мир». Автор:...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconСмотрите на живой мир. Мир живой, а ваши понятия о нем мертвы. Вы...
Научитесь отделять свое «Я» от переживаемого состояния. Человек, погруженный в свои переживания, не может управлять собой. Ваши эмоции...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconЭтап проектной или исследовательской деятельности
Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconСлова Откровений есть и будут востребованы, как золотые, как Маяк...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconМногие века люди живут на земле. Каждый день они ходят на работу,...
За огромное время эти существа научились манипулировать людьми словно марионетками. И никто не догадывается, что судьба человечества...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconКонец иллюзии
Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconКонспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков»
Учебный материал: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Мир вокруг нас», 2 часть, «Просвещение»ао «Московские учебники», презентация,...

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconДавайте зададим себе вопрос, что же такое идеология?
Есть 2 типа людей: одни катят этот мир, куда им нужно, другие бегут рядом и кричат: «Куда катится этот мир?!»

Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» iconПоложение о грантовой программе фонда «Русский мир» Утверждено правлением фонда «Русский мир»
Приоритет также отдается проектам, предусматривающим долевое участие в их финансировании третьих лиц, подтвержденное гарантийными...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную