Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение




Скачать 217.26 Kb.
НазваниеКонцепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение
Дата публикации26.09.2013
Размер217.26 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы


Для обсуждения на заседании Президиума РАО

25 апреля 2012 года
СПРАВКА

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Сообщение

Кукушкиной Ольги Ильиничны

главного научного сотрудника

ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО,

д. п. н., члена-корреспондента РАО
Ключевые слова: дети с отклонениями в развитии, право на образование,

федеральные стандарты образования, особые образовательные потребности, образовательные возможности, уровни образования, нецензовое образование, академический компонент, жизненные компетенции.

Актуальность разработки. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья1 должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

В основу Проекта СФГОС положены опережающие научные исследования, выполненные в ИКП РАО и определяющие актуальные направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы российского специального образования.
В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. Проект СФГОС направлен на преодоление существующей социальной несправедливости.

Ратификация Россией международных Конвенций2 свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Отказ от представления о «необучаемых детях», как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловливают необходимость создания адекватного инструмента инновационного развития образовательной системы страны – специального стандарта образования детей с ОВЗ. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта научным коллективом Института коррекционной педагогики РАО является ответом на социальный заказ государства, сформулированный в контексте первоочередных, наиболее острых задач реформирования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанность проблемы. Проблема специальных федеральных государственных образовательных стандартов на уровне единой концепции для всех основных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается впервые.
Состояние проблемы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников


Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания3.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с тяжелым, необратимым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в нее категории детей.

Поэтому диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования также должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам.

То есть для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка его вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.

Современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ


Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, обнаруживая два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, отмечается рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Это означает, что в разработке СФГОС должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования.

С другой стороны, обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходит» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. Однако Проект стандарта общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворения их особых образовательных потребностей в полном объеме и оказания им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования.

Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава учащихся массовых и специальных школ являются устойчивыми, порождая задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, обучающимся в общеобразовательной школе. Инструментом решения возникших на практике проблем должен стать государственный федеральный специальный стандарт общего образования для детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями


Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства4. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Особые образовательные потребности различаются у разных категорий детей, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

  • начало специального обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;

  • использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

  • максимальное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.

Соответственно, еще одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Таким образом, представленные факторы определяют необходимость разработки концепции специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ.

Общие положения концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ



Специальный федеральный государственный образовательный стандарт является неотъемлемой частью стандартов общего образования, базовые положения которого сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.

Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


СФГОС, разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:

  • максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

  • дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;

  • гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

  • обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, представив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;

  • обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

  • эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

  • обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;

  • создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Предмет стандартизации


В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле, является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.

Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно, предметом стандартизации и здесь являются:

  • результаты образования на каждой ступени

  • структура образовательной программы

  • условия, необходимые для получения образования

В то же время предмет стандартизации здесь и специфичен, поскольку адресован разнородной группе школьников с ОВЗ, имеющих не только общие, но и особые образовательные потребности. При этом диапазон различий в развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования – невозможен. В связи с этим требуется выделение нескольких уровней, соответствующих всему диапазону возможностей детей с ОВЗ, и соответственно - их стандартизация.

Таким образом, предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

Предлагается стандартизировать три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения: один из них является цензовым, т.е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.

Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.

I уровень школьного образования, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.

II уровень - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;

III уровень также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации.

Дифференциация специального стандарта образования детей с ОВЗ – четыре варианта


Для гарантированного получения детьми с ОВЗ школьного образования доступного им уровня должны быть разработаны варианты специального стандарта.

Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам:

  • уровню результата образования,

  • структуре и содержанию образовательной программы;

  • результатам обучения на каждой ступени,

  • условиям, которые должны быть созданы для его освоения.

Предлагается разработать для каждой категории детей с ОВЗ набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.

Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости, среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант специального стандарта.

Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта стандарта.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной, вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый)

Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностей здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения. Так же как и в предыдущем варианте стандарта требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду, работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.
Четвертый вариант специального стандарта

(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное, поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Представленные четыре варианта специального стандарта рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Применительно к каждому выбранному варианту стандарта должны быть представлены:

  • требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции);

  • требования к условиям получения образования;

  • требования к результатам школьного образования на каждой его ступени;

  • характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный).

В дифференциации этих требований в соответствии с нуждами каждой категории детей состоит специфика разрабатываемого специального государственного стандарта образования детей с ОВЗ.

Таким образом, отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей состоит в том, что специальный стандарт может быть представлен только в описании его вариантов, которые и являются интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования детьми с ОВЗ.

Требования к структуре основных образовательных программ


В структуре образования детей с ОВЗ во всех вариантах стандарта предполагается выделить шесть основных областей образования. При этом их содержание в данной концепции стандарта выстраивается в новой логике.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:

  • Знания о языке – речевая практика и речевое творчество;

  • Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество;

  • Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром;

  • Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;

  • Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;

  • Обществознание – практика жизни в социуме

В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

При разработке академического компонента в каждой из шести содержательных областей применяется логика сознательного, разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие. Подчеркнем, что этот принцип един для всех вариантов стандарта, включая третий и четвертый, ориентированных на нецензовый и даже индивидуальный уровень образования.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие. Роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.

Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического должно:

  • соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребенка;

  • отражать специфику разработки каждой содержательной области образования;

  • отвечать характеру особых образовательных потребностей детей;

  • варьироваться в разных вариантах стандарта, где роль формирования жизненной компетенции закономерно возрастает в случаях, не предполагающих освоение ребенком цензового образования.

Таким образом, специальный образовательный стандарт, фиксируя шесть образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Вариативность соотношения этих компонентов стандарта в значительной мере отражает соотношение общих и особых образовательных потребностей в полиморфной группе детей с ОВЗ5.

Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обоих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы


Требования к образовательным результатам следует рассматривать как описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты. Предлагается оценивать их по завершению каждой из ступеней школьного образования, учитывая, что у ребенка с ОВЗ может быть свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования, и его стандартизация в относительно коротких временных промежутках объективно невозможна.

Предлагается описать ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции». При этом описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

  • что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,

  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

  • насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Неудачи ребенка в освоении отдельных линий и даже областей образования не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. Вместе с тем, учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка, в достижении им ориентиров, заданных стандартом, и для максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом. Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка предлагается использовать метод экспертной группы, объединяющей представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи.

Образование ребенка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребенка по обоим направлениям – «академическому» и жизненной компетенции. В четвертом варианте стандарта, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребенка в этом направлении становится основным искомым результатом образования.

Заключение.

Впервые разработана единая концепция построения дифференцированных специальных образовательных стандартов для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые раскрыты требования к специальной педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование в условиях обычного учреждения образования.

Впервые описаны требования к структуре и содержанию образования детей с ограниченными возможностями здоровья, не способных к овладению цензовым уровнем школьного образования и нуждающихся в индивидуальной образовательной программе.

Предлагаемый специальный федеральный государственный образовательный стандарт следует рассматривать как инструмент, внедрение которого позволит гарантировать ребенку с ОВЗ конституционное право на школьное образование, адекватное его возможностям и потребностям, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование, а также способствовать созданию оптимальных условий реализации его реабилитационного потенциала.


Главный научный сотрудник

ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина
Подпись Кукушкиной О.И. удостоверяю,

ученый секретарь ФГНУ ИКП РАО А.Х. Алле


1 Далее дети с ОВЗ

2 Конвенции о правах ребенка, правах ребенка-инвалида, правах умственно отсталых.

3 Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.


4 Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского).

5 Предполагается, что при разработке стандарта образования, выделенные образовательные области должны формироваться для каждой категории детей с ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями и включать в себя необходимые специфические разделы обоих компонентов, а диапазон требований к результатам освоения содержания образования должен различаться в соответствии с возможностями разных категорий детей и их индивидуальными особенностями.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconЕдиная концепция специального федерального государственного стандарта...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconЕдиная концепция специального федерального государственного стандарта...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconОбразовательная программа ( 4-9 классы) Муниципального специального...
Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconПоложение о медицинском кабинете государственного бюджетного специального...
«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23 VIII вида»

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconУтверждено
Краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconПредседатель пк директор
Для работников муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconПроект специального федерального государственногообразовательного...
Федеральные стандарты образования, особые образовательные потребности, образовательные возможности, уровни образования, нецензовое...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconОсновные положения концепции
...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение iconО результатах проведения плановой выездной проверки деятельности...
Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Республики Мордовия для обучающихся, воспитанников...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сообщение icon«Проектирование системы социализации обучающихся с умственной отсталостью...
Нормативно-правовыми основаниями, определяющими деятельность школы в 2012-2013 учебном году, были следующие документы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную