Скачать 79.98 Kb.
|
Бодров О.Г., доцент кафедры микроэкономики Казанского (Приволжского) федерального университета Институциональные ограничения экономической свободы качества жизни в Республике Татарстан Abstract The article studies modern regularities in the influence of the evolution of the rules of institutional environment on the levels of economic freedom of the life quality of population. The author has used vast statistical material in order to justify the wave effects that the increased costs of using basic ownership rights have on the quality of life. Аннотация В статье рассматриваются современные закономерности влияния эволюции правил институциональной среды на уровне экономической свободы качества жизни граждан. На основе анализа обширного статистического материала автором обоснованы волновые эффекты повышения издержек пользования основными правами собственности на качественную жизнь. Key words: Economic freedom, the quality of life, ownership rights, competitive environment, labour market of teachers and doctors, transactional costs, protection of ownership rights. Ключевые слова Экономическая свобода, качество жизни, права собственности, конкурентная среда, рынок труда учителей и врачей, трансакционные издержки, защита прав собственности. Наиболее существенным институциональным индикатором, отражающими уровень развития экономической свободы и экономического роста страны, является качество жизни населения. Под экономической свободой мы подразумеваем минимизацию издержек добровольного обмена правами собственности экономических агентов. Граждане обладают правом собственности на качественную жизнь, в которой процессы использования их прав не требуют преодоления высоких экономических, административных, организационных и каких бы то ни было иных видов издержек. Основными неотчуждаемыми правами собственности, составляющими структуру качества жизни, для граждан являются права на: - образование, причем в 43 статье Конституции РФ предусмотрены гарантии государства на общедоступность и бесплатность дошкольного, обязательного основного общего и средне-профессионального образования; - охрану здоровья медицинскую помощь, которая оказывается гражданам бесплатно (статья 41 Конституции РФ); - частную собственность, охраняемую законом. Несмотря на то, что по данным критериям РТ является несомненным лидером в ПФО, положение, например, в сфере общего среднего образования остается тяжелым. Так, средний балл ЕГЭ по математике выпускников школ, сдававших в 2008 г. составил только 37,72; в 2009 г. – 41,9; в 2010 г. – 43,9. При этом 9,5% школьников фактически экзамен «завалили». Выпускники школ не могут освоить уровень школьной программы по математике даже на 50%, что является ярким показателем низкого качества среднего образования. Среди комплекса факторов и процессов, вызвавших подобное положение дел, в качестве основной институциональной причины, по нашему мнению, является отсутствие конкурентной среды на рынке труда школьных учителей, обусловленное низким уровнем оплаты труда в данной сфере. Так, среднемесячная номинальная заработная плата учителей государственных общеобразовательных учреждений составила: в 2008 г. – 9314 руб.; в 2009 г. – 10221 руб.; в 2010 г. – 10500 руб. В эти суммы входят и должностной оклад и суммы выплат оказанным по дополнительным образовательным услугам. Однако, если учесть, что уровень инфляции за эти годы составил в 2008 г. – 13,3%; в 2009 г. – 8,8%; в 2010 г. – 8,2% - (данные Министерства финансов РФ), то динамика реальной заработной платы учителей принимает более скромный характер: Таблица 1 Заработная плата учителей РТ
Темп прироста реальной заработной платы учителей в 2010 г. сократится на 10% по отношению к уровню 2009 года. При этом, положение учителей начальных классов еще более тяжелое, поскольку их заработная плата составляет только 5-7 тыс. рублей в месяц. Система дополнительных образовательных услуг в средней школе создает среду, в которой происходит изменение мотивационной активности учителей от основных образовательных программ в пользу дополнительных. Это приводит к снижению качества образования, что наглядно отражено в отрицательной динамике результатах сдачи ЕГЭ с 2007 по 2010 годы. Данная тенденция является стратегически опасной, поскольку среднее образование формирует основы человеческого капитала республики на длительную перспективу. Кроме того, снижение качества образования приводит к росту «серого» рынка репетиторских услуг, что многократно увеличивает размеры трансакционных издержек населения в сфере образования. Так, до 90% абитуриентов из 25233 выпускников школ в 2010 г. – это около 22700 человек, оплачивали услуги репетитора по математике по средней ставке – 700 рублей за час. Средний объем занятий на 1 абитуриента составил 50 час., таким образом, общий размер трансакционных издержек в сфере образования на репетиторство по математике составил, по нашим расчетам, около 794,5 млн.руб. в год. Кроме того, каждый четвертый студент первого курса в силу слабой школьной подготовки, вынужден продолжать занятия с репетитором для успешного усвоения высшей математики по программе высшей школы. Данные затраты оцениваются в размере 212 млн.руб. Итого, годовой оборот серого рынка репетиторских услуг по математике составляет более 1,006 млрд. рублей, что в 3 раза превышает номинальный фонд оплаты труда 35065 учителей Республики Татарстан в 2010 году. Данный вид затрат представляет собой явные издержки, которые вынуждены нести граждане при использовании своих прав на образование, гарантированные Конституцией страны. Низкое качество общего среднего школьного образования ежегодно приводит к снижению реальных доходов населения на указанную сумму, что соответствующим образом снижает уровень экономической свободы качества жизни в сфере образования. Если учесть, что в последние годы в школах высокими темпами развивается сфера дополнительных образовательных услуг, в которую вовлечены до 34% школьников, то фактические затратные ограничения значительно выше. Американский экономист Артур Мэдисон доказал характерную зависимость: увеличение ассигнований на образование на 1 процент ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35 процента. В нашем случае, то, что государство недоплачивает учителям - вынуждены оплачивать граждане. Аналогичная ситуация сложилась в сфере здравоохранения. По официальным данным министерства здравоохранения РТ1 средняя номинальная заработная плата врачей в 2010 году составила 18918 руб. Однако, эта цифра не отражает реальные доходы основной массы врачей республики, поскольку включает в себя и суммы выплат по платным услугам. Во многих учреждениях здравоохранения эти платные услуги развиты слабо. Высокие доходы получают лишь те врачи, которые работают на наиболее востребованном населением медицинском оборудовании, что образует основу для оказания платных услуг. Из 11145 врачей РТ они составляют не более 8%, т.е. менее 1 тысячи, что подтверждается данными нижеприведенной таблицы 2. Таблица 2 Распределение доходов врачей РТ
Основная масса врачей (более 10,2 тыс.чел.) вынуждены брать дополнительные ночные дежурства, различного рода совмещения как в своем учреждении, так и в других, одновременно работая на 1,5-2 ставки. Они занимаются медицинским «ремесленничеством» поскольку поставлены в условия самообеспечения, что значительно снижает качество медицинского обслуживания населения. Так, удовлетворенность населения медицинской помощью (в % от числа опрошенных) в 2007 г. составила 41,9%,; в 2008 г. – 45,5%; в 2009 г. – 46,5% - что меньше даже половины. Сложившаяся ситуация порождает питательную среду для неформальных видов оплаты медицинских услуг, что является для населения дополнительными трансакционными издержками в сфере здравоохранения. Так, по данным судебной статистики РТ, количество дел рассмотренных судами по взяткам в сфере здравоохранения возросло со 145 в 2008 году до 161 в 2009 году. Оборот неформальных видов оплат медицинских услуг по разным оценкам составляет от 80 до 120 млн.руб. – эти суммы составляют половину номинального фонда оплаты труда врачей Республики в 2009 году. Низкая оплата труда учителей и врачей со стороны государства компенсируется трансакционными издержками населения, которые составили 1126 млн.рублей. Данная сумма эквивалентна 16% от акцизных доходов консолидированного бюджета РТ в 2009 году и образует 763 рубля в год в качестве дополнительного добровольного налога на 1 экономически активного жителя республики. Достаточно напряженной сохраняется обстановка в сфере защиты прав собственности в РТ. Этот институциональный фактор особо значимый, поскольку формирует основу экономической стабильности и инвестиционной привлекательности республики. По данным министерства внутренних дел РТ в 2009 г. из 70623 зарегистрированных преступлений 45813 или 64,9% - составили преступления против собственности граждан и юридических лиц. В последние годы количество экономических споров ежегодно увеличивается на 18-20%. В 2009 году количество рассмотренных дел арбитражным судом увеличилось на 30% и составило 38138 дел, а в 2008 более, чем на 20%, и составило почти 28081 тысяч. Количество судей арбитражных судов – неизменно. В 2009 году каждый судья в среднем по Республике Татарстан рассматривал в месяц 76 дел2. Районными судами и судьями в РТ в 2009 году было рассмотрено 27 713 уголовных, 368404 гражданских и 55 227 административных дел. По сравнению с 2008 годом объем работы судов увеличился на треть, при неизменности численности судей. Как при подобных обстоятельствах обеспечить качество и эффективность правосудия? По данным социологических исследований у 34% опрошенных предпринимателей отсутствуют надежды на исполнение решения суда, причем с увеличением практического опыта участия опрашиваемого этот показатель возрастал до 49%. В 2009 году были исполнены лишь 24,3% от числа выданных исполнительных листов. Данное положение усиливает недоверие граждан и экономических агентов к эффективности правосудия, как к средству защиты их собственности и существенным образом снижает уровень экономической свободы качества жизни. Все вышеизложенное является убедительным свидетельством существования устойчивых системных институциональных ограничений экономической свободы качества жизни населения республики Татарстан. К сожалению, в последние годы они приняли необратимый характер самоусиливающихся тенденций, и поэтому в преодолении этих проблем не может быть простых разрозненных разбалансированных бессистемных решений. Литература
1 Итоги деятельности министерства здравоохранения РТ за 2010 г. Материалы коллегии МЗ РТ. [Электронный ресурс] Режим доступа:www.minzdrav.tatar.ru 2 Латыпов Н. Первый зам. Председателя Арбитражного суда Р.Т. www.tatar-inform/news/2010/02/11/205609/?font=big |
![]() | Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики... | ![]() | Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики... |
![]() | «Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» (далее – Подпрограмма) | ![]() | Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита в Республике... |
![]() | Казалось бы, они касаются различных сфер жизни общества, однако находятся в тесной связи. Многие причины высокой заболеваемости кроются... | ![]() | Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека... |
![]() | Отдельные вопросы противодействия коррупции в Республике Татарстан: Методическое пособие / Автор-составитель А. И. Зарипов; под науч... | ![]() | Итп, весьма коротко обсуждены только организационно-технологические вопросы свободы мнений в итп. Сама же принципиальная проблема... |
![]() | Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 12. 05. 2003 №16-зрт «Об обращениях граждан в Республике Татарстан», Законом... | ![]() | Целью Программы является повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики... |