Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст.




НазваниеПрограмма по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст.
страница1/10
Дата публикации24.12.2013
Размер1.22 Mb.
ТипПрограмма
urist-edu.ru > Законы > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

г. Невинномысска Ставропольского края



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 11

_________________ Г.И. Рябова
«___» ___________ 2012 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Пять шагов к себе»
для учащихся 5-9 классов

Составитель:

заместитель директора по ВР,

психолог Н.В. Божко





Директор МБОУ СОШ № 11

_________________ Г.И. Рябова

«___» ___________ 2012 г.


Невинномысск 2012г

Пояснительная записка
Актуальность программы.

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.

Актуальность данной программы связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным одобрена программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Современные концепции образования и воспитания пропагандируют антропоцентрический подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности человека, а образование понимается как процесс “окультуривания” его. В основе такого толкования нынешних педагогических процессов лежат два фундаментальных принципа - природосообразности и культуросообразности. Это означает, что общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, а также владеющей навыками самосовершенствования. В этом смысле формула такой работы выглядит следующим образом: знание + желание + действие, что придает деятельности человека характер само деятельности, всестороннего само выражения. Все это и явилось причиной внедрения в практику школы программы поэтапного формирования толерантного сознания. Существуют и другие причины, по которым обучение и воспитание толерантности необходимо в школе.

Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением социальных устоев, снижение жизненного уровня большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость, межрелигиозные и конфессиональные конфликты и прочее.

Во-вторых, такое обучение должно проводиться как можно раньше, чтобы заполнить нишу установок, избежать ситуаций принятия асоциального поведения. Обучение навыкам межличностного взаимодействия, овладение и развитие способностей, могут привести к здоровому образу жизни, пониманию важности выбора жизненного пути и умению нести ответственность за свои действия.

В-третьих, обучение и воспитание толерантного сознания является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуются умение общаться и эмпатия (для будущих медиков и адвокатов), умение решать проблемы, творческое мышление, умение справляться с эмоциями и стрессом (для менеджеров, политиков, управленцев), умение работать с информацией (для каждого человека в современном мире). Принятие другого человека, отличного от тебя самого является базисным для всех профессий, связанных с взаимодействием «человек - человек».

В-четвертых, школа дает возможность охватить максимальное количество детей и подростков.
Информационная справка о школе.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 «Дружба» г. Невинномысска была открыта в 1968 году. МБОУ СОШ № 11 находится в центральной части города, в микрорайоне № 2 (район ДК Химиков).

Школа находится в одном из старейших районов города, жилой фонд представлен старыми застройками(5-этажные дома, построенные в 60-70 годы ХХ века), что обуславливает проживание в микрорайоне основного % горожан - людей зрелого и пожилого возраста. Контингент детей и подростков школьного возраста в микрорайоне представлен малым %. Но небольшое количество учащихся в школе имеет свои преимущества: обучение в 1 смену, психологическое и педагогическое сопровождение каждого учащегося, отсутствие переполненности классов и параллелей.

Школа имеет достаточно благоприятное социальное окружение, которое сформировано следующими территориями и учреждениями:

  • Городская художественная школа;

  • Городской шахматный клуб;

  • Детские сады;

  • ДК Химиков;

  • Центр технического творчества;

  • Парк культуры и отдыха;

  • Спортивный стадион «Химик»;

  • Спортивные корты;

  • Комната школьника «Дружба»;

  • Управление труда и социальной защиты,

  • Территориальный общественный совете № 2.

Наполняемость школы позволяет работать с каждой семьей, знать особенности жизни каждого ребенка. Это является очень важным для администрации и педагогического коллектива и обеспечивает возможность индивидуальной работы с учащимися и родителями.

Сведения о контингенте обучающихся.

ВМБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска на сегодняшний день 13 классов-комплектов, в которых обучается 337 обучающихся.

Учащиеся школы участвуют во внеурочной деятельности, посещая кружки предметного содержания и ряд кружков, которые способствуют развитию их творческих способностей. Процент учащихся, занимающихся в детских объединениях школы достаточно высок – до 88%.

Образовательный уровень родителей: высшее – 24%, незаконченное высшее – 2,2%, среднее специальное – 54%, среднее и незаконченное среднее– 19,9%.

Социальная среда школы.

Анализ  итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):

  • Средним уровнем общей культуры;

  • Наличием неблагополучных малообеспеченных семей, недостаточно занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребёнка;

Вместе с тем до 60 % семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них 30 % способны глубоко изучить способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.

Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики. Представлена вся шкала развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с незначительной задержкой психического развития.
Уровень развития и воспитанности учащихся.

Рассматривая сложившуюся современную ситуацию, школой выделен ряд проблемных направлений:

  1. Влияние социума на формирование мировоззренческой системы взглядов подрастающего поколения.

  2. Недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе.

  3. Отсутствие потребности и знаний у родителей по организации семейного воспитания с учётом вышеуказанных позиций: формирование духовно-нравственных ценностей у детей, а также ведение здорового образа жизни. У отдельной части родительской общественности отсутствуют семейные ценности и традиции, не культивируется значимость семьи в жизни отдельно взятой личности.

  4. Часть педагогов и большинство родителей недооценивают значимость психологических исследований, связанных с определением психологических особенностей ребёнка, его внутреннего потенциала в определённые периоды, необходимость психологического сопровождения в системе.

Перечисленные проблемы являются основой определения цели и задач организации работы по созданию здоровьесберегающей, развивающей образовательной среды, позволяющей учесть современные подходы к формированию духовно-нравственных ценностей и физическому саморазвитию школьников.

Наша школа – это непрерывно развивающаяся воспитательная система, приоритетными направлениями которой являются:

  • гражданско-патриотическое, нравственное становление личности;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • формирование лидерских качеств через школьное самоуправление;

  • ранняя профессиональная ориентация учащихся;

  • организация досуговой деятельности;

  • партнёрство с родительской общественностью.

В школе развит блок дополнительного образования, существует достаточно высокий уровень комфортности среды, позволяющий опираться на личную мотивацию ребёнка и развивать индивидуальный образовательный маршрут ученика.

Школа занимается вопросами этического и нравственного воспитания с 1993 года. Научная и практическая значимость этой программысостоит в том, что её реализация в системе позволяет осуществлять систему профилактики, ранней диагностики и предупреждения комплекса психологических и социальных проблем учащихся, осуществлять план мероприятий в учебное и внеурочное время. Разработана и успешно функционирует система воспитания этической культуры школьников. Мероприятия по формированию и развитию этической культуры участников образовательного процесса включены в учебную и внеурочную деятельность. Мониторинг результативности педагогической работы отслеживается в течение 5-6 последующих лет, а также осуществляется фиксация социальной адаптированности и успешности выпускников школы в дальнейшем.
Законодательно-нормативное обеспечение. Методологическая основа деятельности:

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10.07.1992г.

  • Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях».

  • Национальная доктрина образования.

  • Международная конвенция "О правах ребенка" 1989 г.

  • "Основы законодательства РФ о культуре.

  • Федеральный закон «О санитарно-гигиеническом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002г.

  • Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности.

  • Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Устав МБОУ СОШ № 11.

  • другие законодательные акты и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры.

Общенаучный уровень составляют: психолого-педагогические положения теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), исследования по пониманию сущности готовности к деятельности (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, K.M. Дурай-Новакова).

Технологический уровень: исследования в области здоровья и валеологического образования (Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева), здоровьесберегающие технологии (O.A. Бутакова, С.К. Смирнов, В.В. Стригин, Т.М. Резер), концепции здоровьесбережения (H.H. Куинджи, Н.В. Никитин, С.Г. Сериков).
Функции инновационной программы.

Понятие «Нравственная воспитанность»мы рассматриваем как комплексных нравственных качеств личности, отражающих взаимосвязь нравственного сознания, чувств и поведения личности.

Под воспитанностью как качеством личности подразумевается сформированность привычки и устойчивость навыков нравственного поведения по отношению к людям и окружающей действительности.

Осознанное проявление воспитанности руководит человеком в его общении с другим, построением отношений в семье, коллективе, обществе в целом. Стержневой основой воспитанности человека является уважение к другим и доброжелательное отношение к окружающим, составляющим основу гуманизма.

Программа определяет действия участников, их целевые ориентиры к определению совместной деятельности:

  • Воспитание этической культуры, формирование духовно-нравственных ценностей.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, верности Отечеству, готовности быть полезным обществу и государству.

  • Воспитание уважения к традициям, культурному и историческому прошлому и настоящему «малой Родины» и России.

  • Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Результаты работы:

  • Снижение отдельных неблагоприятных социальных показателей духовно-нравственного кризиса в школе.

  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;

  • Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

  • Сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.


Образовательный курс «Пять шагов к себе» является составной частью воспитательно-образовательной системы школы:

Система воспитания этической, толерантной культуры школьников:

в МБОУ СОШ № 11


Структурные компоненты системы




Внеурочная деятельность этическойнаправленности

Урок

«Этическая грамматика

Повседневная методика этического заряда




Методика:

взаимосвязь нравственного просвещенияс деятельностными формами организации детей

Принцип построения:

взаимосвязь знания, чувства, поведения

Содержание:

простые нормы нравственности




Цель:

нравственное развитие личности, формирование толерантного сознания




Средство:

активизация нравственного потенциала личности,

формирование толерантного сознания




Гуманность, наличие толерантности (отношение к другим людям)

Чувство собственного достоинства (отношение ксебе)

Ответственность (отношение к своему слову,делу, поступку, предвидение его последствий)
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ЯДРА ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

НА НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ


Расширение и углубление нравственных знаний и представлений о толерантности, продуктивном диалоге с социумом




Накопление опыта эмоциональных реакций на слова, чувства и поступки другого

Создание условий для повышения авторитета морали

Обеспечение состояния комфортности в системе общения. Накопление опыта достойного предотвращения конфликтов и выхода из них.
НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ

НА ПОВЕДЕНИЕ


Создание ситуаций успеха и способов реализации себя

Накопление опыта поведения с позиции уважения и доброжелательногоотношения к другому




Накопление опыта поведения согласно нравственной норме



НА НРАВСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ И САМООЦЕНКУ


Формирование потребности в самосовершенствовании




Формирование адекватной самооценки

Развитие потребности в нравственной оценкеи самооценке


ПРОЦЕСС НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИУМУ



Структурные компоненты

Этапы

1

Начало процесса.

Создание поля этического взаимодействия в сфере простых норм нравственности.

Нравственное ориентирование личности средствами накопления, насыщения учащихся нравственными знаниями, эмоционально окрашенными формами включения в деятельность.

2

Движущий механизм процесса.

Методическое обеспечение взаимодействия в сфере простых норм нравственности.

Эмоционально-образное сосредоточение учащихся на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, действий, утверждающих нравственное начало личности.

3

Содержание процесса.

Расширение этического пространства для подготовки и реализации нравственно ориентированного опыта поведения учащихся.

Концентрация резвившихся нравственных представлений, чувств школьников через стимулирование их внутренних на нравственном выборе.

4

Цель процесса.

Личностное действование учащихся в этическом пространстве с выверенными критериями нравственного самоопределения.

Создание педагогических условий для нравственного самоопределения школьников, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности.

5

Результата процесса.

Обретение школьниками нравственно ориентированного «Я», стремление к самосовершенствованию.

Развитие формирующейся потребности школьников в нравственном самосовершенствовании через создание условий реализации его субъектной позиции.



СОДЕРЖАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Сознательная нравственная регуляция поведения. Самоконтроль, совестливость

Способность к осознанному нравственному выбору



Осознание ценности собственной личности, значимости «Я». Потребность в нравственномсамосовершенствовании


ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- развитие нравственных представлений и знаний,

-нравственное содержание эмоционального отклика на состояние другого человека, развитие чувства эмпатии,

- моральное содержание нравственного выбора,

- адекватность самооценки,

-направленность на самосовершенствование.

Поэтапные педагогические срезы по запланированному комплексу методик

Поэтапные методики изучения личности в логике этических занятий с детьми

(курсы «Этическая грамматика», «Пять шагов к себе»)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconОсновная образовательная программа боу смр «сош №3»
Цели, задачи школы на ступени основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconРабочая программа внеурочной деятельности литературного объединения «Переменка»
Фгос ООО. Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПедагогическим советом Директор мбоу сош р п. Мухен мбоу сош р п. Мухен района имени Лазо
Положение определяет язык образования образовательного учреждения, реализующего свою образовательную деятельность по программам начального...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПравила приема граждан в мбоу «Прииртышская сош»
Мбоу «Прииртышская сош» (далее по тексту Правила) разработаны с целью реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПояснительная записка
«Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ош №4 г. Родники разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа по формированию толерантного сознания у обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №11 г. Невинномысска разработана в соответствии с Конституцией рф, ст. iconПояснительная записка Основная образовательная программа основного...
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 163

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную