Учителям




НазваниеУчителям
страница1/3
Дата публикации27.09.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
  1   2   3

УРОКИ, посвященные КОНСТИТУЦИИ РФ к 1 сентября

УЧИТЕЛЯМ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Просмотров: 684

В 2013 году отмечается 20-летие принятия Конституции Российской Федерации.

Участники Всероссийского Съезда учителей права и обществознания (май 2013 года, Санкт-Петербург) выступили с инициативой о проведении 2 сентября 2013 года в школах России Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации.

Рекомендуется в рамках проведения Всероссийского урока организовать встречи обучающихся с депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

___________________________________________

20-летие принятия Конституции Российской Федерации

14 февраля 2013 года Президент Российской Федерации подписал распоряжение о праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации. Подготовка и проведение мероприятий намечено на 2-е полугодие 2013 года, и завершится праздник 12 декабря.

С 1906 г., когда Конституция в России была введена впервые, в нашей стране сменилось пять Основных законов. Срок жизни каждого из них в среднем – чуть больше 17 лет.

Первая функционировавшая российская конституция начала свою работу с Манифеста 17 октября 1905 г. и закончила ее в 1917 г. Последующие советские конституции – представляли собой номинальный конституционализм, т.е., чисто декларативные и по существу исключительно идеологические документы, которые не могут рассматриваться как юридическое ограничение власти. Лишь на исходе XX в. в результате напряженной политической борьбы демократических сил и конституционной революции была принята действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., заложившая основы перехода от однопартийного режима к демократии современного типа.

Конституция 1993 г. – переломный этап в движении к гражданскому обществу и правовому государству.

Конституция отразила основные права и свободы, ставшие результатом либерального конституционализма в послевоенной Европе. Россия определяется как демократическое правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является многонациональный народ. Права и свободы человека провозглашаются «высшей ценностью», а их защита – «обязанностью государства».

Впервые в российской истории в Конституции четко фиксировался принцип разделения властей, а право законодательной инициативы предоставлялось высшей законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституция создавала (в противоположность предшествующей советской практике) профессиональный парламент: депутаты Государственной думы работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе.

Очень важным направлением стало закрепление независимости судебной власти: судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону.

Результатом конституционного переворота 1993 г. стало принятие Основного закона, создававшего предпосылки формирования гражданского общества и правового государства. Конституция способствовала восстановлению исторической преемственности российской государственности: идеи, выдвинутые в начале прошлого века, оказались актуальны в начале нынешнего именно потому, что не были реализованы тогда.

Действующая Конституция – выражение идей гражданского общества и правового государства, провозглашенных либеральным конституционным движением в России конца XIX – начала XX вв., которые пыталась, но не смогла осуществить Февральская революция 1917 г.

Список публикаций:

Российская Федерация. Президент (2012; В. В. Путин).

О праздновании 20-летия Конституции Российской Федерации : распоряжение от 14 февр. 2013 г. № 58-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7 (18 февр.). - С. 1704-1707 (ст. 644).

_____________________________________________________

Автономов, А. С. Ценность Конституции / А. С. Автономов // Государство и право. - 2009. - № 3. - С. 5-11.

Арбузкин, А. М. Народовластие в свете современных конституций / А. М. Арбузкин // Вестник Московского университета. Сер. Право. - 2010. - № 1. - С. 29-40.

В статье рассматриваются вопросы осуществления народовластия через такую форму прямой демократии, как выборы.

Бычков, А. И. Историко-правовая характеристика Конституции СССР 1936 г. / Бычков А. И. - (О конституционных правах) // История государства и права. - 2012. - № 9. - С. 18-21.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с принятием и действием Конституции СССР 1936 г., освещаются ее основные положения касательно правового статуса личности и механизма защиты прав и свобод, рассматриваются нормы, относящиеся к общественно-политическому строю Советского государства, определяется роль данного законодательного акта.

Добрынин, Н. М. О сущности конституционализма и правового государства: необходимое и действительное / Николай Михайлович Добрынин // Государство и право. - 2012. - № 7. - С. 5-12.

В статье рассматриваются проблемы становления правового государства в контексте модернизации политической системы и заявленной реформы на основе ключевых принципов конституционализма, демократии, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Земцов, Б. Н. Уроки Конституции 1993 года / Б. Н. Земцов. - (История российского конституционализма) // Российская история. - 2010. - № 1. - С. 93-100.

Анализируется опыт разработки и принятия Конституции 1993 года. Рассматриваются направления ее будущего совершенствования.

Калякин, О. А. Конституционализм в России: выбор модели / Калякин О. А. - (О конституционных правах) // История государства и права. - 2012. - № 14. - С. 17-19.

Начало формирования российского конституционализма - вторая половина XVIII-первая четверть XIX в. Автор отмечает типологическую схожесть российской и германской моделей конституционализма

Марченко, М. Н. Методологические аспекты познания российских Конституций 1978 и 1993 гг.: сравнительный анализ: юридические статьи / М. Н. Марченко // Государство и право. - 2008. - № 12. - С. 15-23.

Медушевский, А. Н. Российская Конституция 1993 г. в сравнительно-историческом контексте / А. Н. Медушевский // Отечественная история. - 2008. - № 6. - С. 28-51.

Петров, С. М. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития / С. М. Петров, Л. Ю. Грудцына // Государство и право. - 2010. - № 7. - С. 14-22.

О конституционном законодательстве в России.

Румянцев, О. Г. К истории создания Конституции Российской Федерации (Сентябрь - декабрь 1993 г.) / О. Г. Румянцев // Государство и право. - 2009. - № 12. - С. 64-75.

Румянцев, О. Г. Из истории создания конституции Российской Федерации. О работе конституционной комиссии (1990-1993 гг.). В 4-х ч : юридические статьи / О. Г. Румянцев // Государство и право. - 2008. - № 12. - С. 5-14.

Хорошильцев, А. И. Власть права и власть конституции / Хорошильцев А. И. - (О конституционных правах) // История государства и права. - 2012. - № 7. - С. 9-12.

В статье обосновывается реальность власти права и власти конституции. Выделяется их собственная и заимствованная власть.

Шейнис, В. Л. Большевистская власть и первая советская Конституция / В. Л. Шейнис. - (История современности) // Общественные науки и современность. - 2012. - № 1. - С. 106-121.

Раскрываются основания и этапы подготовки первой Конституции РСФСР 1918 года, анализируются ее программные положения, отразившие утверждение диктатуры пролетариата в результате Октябрьского переворота.

Шейнис, В. Л. Образование СССР и его первая Конституция / В. Л. Шейнис. - (История российского конституционализма) // Российская история. - 2010. - N 1. - С. 64-81.

Анализ социально-политической жизни советских республик между первой советской Конституцией 1918 года и новой союзной Конституцией.

Сценарии:

Белорукова, В. В. Учусь быть гражданином: игра к уроку права / В. В. Белорукова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 9. - С. 67-69.

Калуцкая, Е. Проблемы правового образования в начальной и средней школе / Е. Калуцкая // История ПС . - 2011. - № 4. - С. 38-41.

Методические рекомендации в помощь учителю по курсу обществознания.

Калуцкая, Е. Правовая культура молодежи / Е. Калуцкая. - (Правовая культура: пути воспитания) // История ПС. - 2012. - № 11 (дек.). - С. 52-56.

Материалы для уроков "Правоведение. Нравственная и культурная основы сферы права".

Карнизова, Н. В. Я - гражданин России: интегрированный урок истории и обществознания для учащихся 6-11-х классов / Н. В. Карнизова, М.С. Лахман // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 9. - С. 45-48.

Электронные ресурсы:

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.constitution.ru/

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%FF

Кузьменко Наталия Владимировна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №4"
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "МОИ ПРАВА»

Цели:
• ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;
• формирование основ правовых знаний;
• создание условий для понимания учащихся своих прав.
Ход мероприятия:

I. Под музыку дети входят в класс, приветствуют друг друга:
-Здравствуй, друг! Как ты тут? Я скучал. Ты пришел, и я пришел. Вместе нам хорошо! (Если присутствуют гости, они приветствуют и гостей)
Учитель:

Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.


От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.


- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)
- Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)
- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово «закон» и дается его значение).
- Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).
- Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.
- В этой конституции записаны наши с вами права. В прошлом году мы познакомились с обязанностями, а в этом году мы стали взрослее и познакомимся с правами. Мы взяли только те права, которые наиболее понятны вам в вашем возрасте. Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим. Как ваше домашнее задание связано с темой нашего разговора? (Ребята сидят по группам, в каждой группе присутствует родитель).


II. Выступление групп.


1) Свое домашнее задание показывает I группа.

1) Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа четвёртая моя.

2) Ну, а я студент - дипломатик,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья -
Это школа четвёртая моя.

3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась здесь всегда.

4) (Используются 1 и 2 куплеты песни Шаинского “Чему учат в школе”)


1. Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.


2. К четырем прибавить два,
По слогам читать слова,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.



2) Выступает вторая группа.
(Инсценировка песни “На прививку!”. За дверью слышится голос: “На прививку второй класс!”)


1 уч.- На прививку! Второй класс!
- Вы слыхали? это нас!.. -

2 уч. (Дрожит от страха)
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.


3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится.)
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

4 уч. (Улыбается, делает вид, что не боится уколов).
Ну, подумаешь, укол!
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел...


(Следующие слова произносит медленно, показывая своим видом, что он боится.)

Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...

Все (поют припев песни “На прививку”).

На прививку второй класс,
Второй класс,
второй класс!
- Вы слыхали?
Это нас!
Это нас, это нас!


Поет 4 уч. – Я
уколов не боюсь:
Если надо – уколюсь!
На прививку
Вызывают, братцы, нас!


3) Свое домашнее задание показывает третья группа.
(Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”)


1. Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

2. Дело было вечером,
Делать было нечего.

3. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

4.- А у нас на кухне газ.
А у вас?

5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый красный шар.

6. А у нас огонь погас –
Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот. -


1). - Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!

2). Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

3). - Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.

4). Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

5). Дело было вечером,
Спорить было нечего.


4) Свое домашнее задание покажет 4 группа.

(Под пальмой сидят несколько учеников, держат плакат, на котором написано: “Чунга-чанга”. Одежда напоминает одежду африканских племен, живущих в джунглях. Здесь же сидят родители с детьми, все одеты в летнюю одежду. Выходят две девочки, которые являются корреспондентами центрального канала телевидения).
1 корреспондент: – Добрый день, дорогие друзья!
2 корреспондент: – Здравствуйте!
1 корреспондент: – Ксюша, какое у тебя любимое время года?
2 корреспондент: – Лето. А у тебя?
1 корреспондент: – Тоже лето. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о летнем отдыхе ребят.
2 корреспондент: – Свой репортаж мы ведем из Ханты-Мансийского округа, из города Югорска, из знаменитой школы №2. Ксюша, а ты знаешь, почему именно из этой школы?
1 корреспондент: – Не знаю, но догадываюсь. Здесь каждое лето работает лагерь под названием “Чунга-чанга”. А вот и его обитатели. (Подходят к ребятам).
- Ребята, мы слышали, что вы каждый год посещаете этот лагерь. А чем вы занимаетесь?
- (Ребята: - ходим в походы, закаляемся, учимся дружить, учимся любить край родной, играем, веселимся. Одним словом – отдыхаем. Дети исполняют песню “Чунга- Чанга”).
2 корреспондент: Здесь же, в лагере мы взяли интервью и у родителей.- Что вы можете сказать об этом лагере?
Родители: – Здесь созданы все условия для отдыха детей. Здесь действительно заботятся о здоровье детей и этому учат наших детей. Посмотрите на лице ребят: им здесь нравится.
1 корреспондент: – А вы планируете семейный отдых?
Родители: - Да. Наша семья планирует отдых в июле в пансионате “Кабардинка” на берегу Чёрного моря.
2 корреспондент: – От лица 1 канала мы желаем ребятам прекрасного летнего отдыха.Репортаж вели: Лиля Байрамгулова и Ксения Зубова.- До свидания, друзья!

III. Работа в группах.

1. – Я повторяю, что ваше домашнее задание было связано с правами, о которых мы будем говорить. Сейчас вы поработаете в группах, ваша задача ответить на вопрос: “О каких правах шла речь в вашем домашнем задании. Когда вы определитесь, ваш представитель подходит к доске, выбирает то, о чём шла речь”.
2. Дети подходят к доске, выбирают и прикрепляют к доске:
Право на образование;
Право на медицинское обслуживание;
Право на труд;
Право на отдых.
- Я думаю, что вы даже не подозревали, ребята, что у вас есть такие права.
- Не нарушая вашего права на отдых, проведем валеологическую паузу.
( Под музыку “Танец маленьких утят” проходит физкультминутка).
2. – К сегодняшнему уроку оформлена выставка ваших рисунков. И это неслучайно. Почему? ( Дети готовят ответы).
3. - Каждая группа отберёт рисунки, которые отражают их домашнее задание. (Рисунки готовились ребятами к классным часам, на уроках ИЗО).
Итог урока:
- Подходит к концу наш с вами разговор. Вы будете взрослеть и знакомиться с другими правами, но это будет позже.А сейчас я прошу вас ответить на следующий вопрос: “Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их? (Ответы детей).
- А чтобы вы хотели пожелать народу, живущему в нашей стране? (Ответы ребят).
Учитель:
- Мои пожелания к вам, ребята.Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).


Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
В слове мы сто тысяч “Я”.
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.


Литература:
1. С. Михалков “А что у вас?” Из-во “Малыш”, 1981г.
2. Н.К.. Элиасберг “Система правового образования в школе и воспитание гражданина России”, Санкт-Петербург. Специальная Литература, 1999г.
uo-prohladny.narod.ru/znam_dni/konst/konsti.htm

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

«СИМВОЛЫ РОССИИ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

«Символы РОССИИ»

Плеханова Валентина Алексеевна,

учитель начальных классов

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

Ленинского района Волгоградской области

Цель разработки: познакомить педагогов с опытом использования информационно-коммуникативных технологий, повысить эффективность использования ИКТ при проведении внеклассных занятий в начальной школе.

Задачи разработки:

продемонстрировать практическое применение ИКТ при проведении классных часов и внеклассных мероприятий;

продемонстрировать формы организации деятельности учащихся на классном часе с использованием ИКТ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ:

необходимо адаптировать содержание материала к возрастным особенностям учеников (1 -4 классы);

материал можно разбить на несколько занятий, в зависимости от подготовленности учеников;

творческий подход к практическим заданиям;

возможно проведение интегративных уроков.

Цели:

Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны.

Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».

5. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

6.Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование :

Текст Конституции Российской Федерации.

Проектор, экран.

Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

выставка детских рисунков “Моя любимая Родина ”.

Стихи учеников данного класса о Родине.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

I. Постановка цели классного часа.

Слайд 1.

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.

- Как называется страна, в которой мы живём? Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства. - Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.

- Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

Чтение стихов, сочинённых учениками нашего класса:

Родина моя, ты так прекрасна!

Родина моя, ты мне мила.

Родина моя, ты необъятна.

И чудесней всех всегда была!

Я шепчу тебе любя:

«Не забуду я тебя!» Наталья Ильменская,

4 класс А, МОУ ЛСОШ № 1

О Родине.

У Родины моей

Любовь и ласка есть.

И лучше Родины моей

Красивей места нет!

Леса, поля, моря и реки –

Красивей всех на свете!

От всей души воскликну я:

«Люблю тебя, о, Родина, моя!»

Анна Музыкант , 4 класс А, МОУ ЛСОШ №1

Моя Родина.

Как красива Родина любимая моя!

Вижу я берёзоньки, растущие в лесу,

Ели высоченные, стоящие в бору.

Слышу шёпот листиков, пенье соловья.

Чувствую я радость, вижу я красу –

Родину прекрасную так свою люблю!

Птички поют в высоте.

Как тут красиво везде!

Красное солнышко светит,

Чувство о Родине греет.

Анна Лушникова , 4 класс А,

МОУ ЛСОШ №1

Россия – Родина моя. Россия – Родина моя,

Как ты прекрасна, как мила!

Кругом бескрайние просторы,

Кругом леса, поля и горы,

Сады, цветущие весною,

И пенье птиц над головою –

Всё сердцу дорого! Не скрою:

Не налюбуюсь я тобою!

Век восхищаться я готов

Великолепьем городов,

Церквей злачёных куполов

И роскошью больших дворцов.

Нет, не найдёшь нигде милей

И краше Родины моей!

Виктор Прилучный,

4 класс А, МОУ ЛСОШ №1

II Символы Российской Федерации. Учитель.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

- Когда сложились современные символы России?

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

Слайд №3. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Назовите имена президентов РФ (слайды № 4, 5, 6).

Назовите символ президентской власти.

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства. Штандарт Президента Российской Федерации.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации .

Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации - городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.

Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

Конституция Российской федерации.

На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

Как вы понимаете слово «инаугурация»?

Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами):

Церемония инаугурации (присяги)

По сложившейся традиции, к присяге Президента приводит Председатель Конституционного Суда России.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.




«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»




- Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря? День Конституции Российской Федерации.

В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? 12 декабря 1993 года. - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.

Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Подумайте, что такое законы? Это правила, которые устанавливает государство.

- Для чего они издаются?

- Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

ЗАДАНИЕ: блиц-опрос.

- Из чего состоит Конституция?

- Сколько в ней разделов? (2)

- На что они делятся? (Главы)

- На что подразделяются главы? (Статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? - Какие права человека вы знаете?

- Когда человек приобретает права?

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека?

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете?

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

Какие символы государственности вы знаете?

Флаг, герб, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Герб

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов? 1 ученик. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

5 ученик.

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика,
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

Задания: 1)раскрасить герб РФ по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл, 2) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах). Команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ Дата принятия: 08.12.2000

- Что такое флаг? Это символ государства.

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный) 6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик.Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

- Что мы знаем о Российском Флаге? Дата принятия: 08.12.2000

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: составить из полос цветной бумаги флаг РФ. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

- Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства - это гимн.

Гимн РФ

10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ. (слова С.Михалкова)
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Дата принятия: 07.03.2001

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

- Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

Итог классного часа.

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Домашнее задание: выучить слова гимна России, уважать и беречь родную природу и свою Родину.

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/urok-rossii

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учителям iconКонкурс состоится 14 ноября 2013
Директорам оу, заместителям директоров, учителям русского языка и литературы, классным руководителям, учителям начальной школы

Учителям iconОбзор образовательных ресурсов Сети
Нынешняя колонка обращена к учителям технологии, вернее, только к одной их половине – к преподавателям «Обслуживающего труда». Но...

Учителям iconПоложение о порядке возмещения части затрат в связи с предоставлением...
Порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части...

Учителям iconПостановление Правительства Курганской области от 24 июля 2012 г....
Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных...

Учителям iconПояснительная записка
Курганской области «О субсидии молодым учителям на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту»

Учителям iconЗаконом области от 25 октября 2012 года
...

Учителям iconI. Общие положения
Утвердить прилагаемый Порядок предоставления учителям общеобразовательных учреждений субсидий на оплату первоначального взноса и...

Учителям icon4 Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений, детского...
Успеваемость, качество зун (по классам, предметам, учителям), качество преподавания

Учителям iconО возмещении части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных...
«Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы

Учителям iconШарон Лечтер Богатый папа, Бедный папа Книга посвящается родителям...
Рассказ о том, как погоня за финансовой мечтой оборачивается финансовым кошмаром. 33

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную