1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта




Скачать 235.51 Kb.
Название1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта
страница1/3
Дата публикации07.02.2014
Размер235.51 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
  1   2   3
О.А.БУКАНОВА, сотрудник Центра исследований проблем российского права «Эквитас», 4yrsik@mail.ru

О некоторых вопросах исторического опыта административно-правового регулирования деятельности военнослужащих пограничных органов по пропуску через государственную границу1

В статье рассматриваются вопросы исторического опыта административно-правового регулирования деятельности военнослужащих пограничных органов по пропуску через государственную границу. Выявляются основные этапы исторического развития деятельности по осуществлению пропуска и ее административно-правового регулирования.

Ключевые слова: военнослужащие, пограничные органы, органы пограничного контроля, административная реформа, пограничный контроль, пункты пропуска, законодательство.

O.A. Bukanova, employee of the Center of Study the Problems of the Russian Law «Aequitas», 4yrsik@mail.ru
On some issues of the historical experience of administrative legal regulation of activities of the servicemen of the border authorities on the passage through the state border

The article examines the historical experience of administrative and legal regulation of the activity of servicemen border authorities on the passage through the state border. Identifies the main stages of the historical development activities for the implementation of the checkpoints and its administrative regulation.

Key words: military, border authorities, border control authorities, administrative reform, border control, border crossing points, legislation.

Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности ввиду ее исключительной важности в деле обеспечения пограничной безопасности нашего государства основана на многоуровневой системе нормативных правовых актов. Анализируя массив действующих в указанной сфере правовых норм, можно заметить, что они приняты различными органами государства на протяжении достаточно длительного временного периода по разнообразным вопросам и содержатся в источниках различной юридической силы (в актах, принятых на законодательном и подзаконном уровнях). Данные факторы обуславливают необходимость обеспечения единства и согласованности всего многообразия существующих правовых норм, а интересы практики требуют их дифференциации применительно к деятельности пограничных органов1.

Исследуя вопрос деятельности военнослужащих пограничных органов по осуществлению пропуска через государственную границу, необходимо рассмотреть поэтапное развитие законодательства, регулирующего проблемные аспекты в данной сфере, а также зарубежный опыт административно-правового регулирования пропуска через государственную границу, с целью обнаружения и применения положительного опыта исторического развития, а также зарубежного опыта деятельности органов, осуществляющих пограничный контроль на границе.

В связи с этим анализ эволюции административно-правового регулирования деятельности государственных органов, контролировавших пересечение границы, целесообразно проводить по следующим историческим периодам: первый – период становления и развития административно-правового регулирования погранично-таможенной стражи и деятельности жандармских постов Российской империи (с 9 века до 1917 года); второй – период административно-правового регулирования деятельности контрольно-пропускных пунктов пограничных войск СССР (с 1917 по 1991 г.г.); третий – период административно-правового регулирования деятельности органов пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации (с 1991 по 2003 г.г.); четвертый – период административно-правового регулирования деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по осуществлению пропуска через государственную границу Российской Федерации, то есть период после проведения административной реформы 2003 года (обусловивший упразднение Федеральной пограничной службы и последующий переход пограничных органов в состав федеральной службы безопасности), иными словами, на современном этапе.

Первый период хронологически охватывает период становления и развития Российской Империи с IX – до начала XX вв. В это время были созданы предпосылки для становления единой системы контроля за пересечением границы и выработки специфических форм и способов ее реализации.1

Исследователи периода становления пограничной охраны Руси2 утверждают, что одной из основных проблем на границах государств того периода была проблема предупреждения набегов соседних народов, для чего создавалась сторожевая стража. С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен » отмечает: «Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, – сбор за провоз товаров через заставы на границах, торговля в то время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о разграблении богатых городов и народов»3. Немногочисленные купцы с товарами, пересекавшие границу, без труда контролировались сторожевой стражей4. Деятельность сторожевой стражи носила разведывательный характер и осуществлялась в основном наблюдением, прослушиванием, осмотром отдельных направлений местности и, конечно, опросом проезжавших торговых людей. По сути, они были и первыми пограничниками, и таможенниками, и санитарами, и ветеринарами1. Таким образом, делая вывод, необходимо отметить, что деятельность стражников преследовала две основные цели: предупредить о набегах и собрать пошлины. Этот вывод подтверждает «Свод Русской правды»2, общеизвестный в юридических кругах нормативный акт тех времен, который содержал нормы, относящиеся к международному торговому, процессуальному и уголовному праву, регламентировал право найма на службу, штрафные санкции, регистрации отдельных товаров3. Кроме того, Судебники 1497 и 1550 гг.4 наделяли стражу правами органа дознания по уголовным делам и предусматривали денежный и имущественный штраф. Данные нормативные акты позволяют сделать вывод, что в деятельности стражников присутствовали: разведывательная, войсковая, пропускная, статистическая, уголовно - процессуальная, административно-процессуальная и административная деятельности.

Лица, взимавшие пошлины с продаваемых купцами товаров, были первыми таможенниками. Таможни назывались «мытными дворами», а сборщики налогов «мытниками» (понятие «таможня» произошло от татарского слова «тамга» (деньги) и появилось на Руси в 13 веке). Отдельные пошлины взимались в местах продажи товаров. В этот период фискальные интересы государства стояли на первом месте.5

При Василии III (1505-1533) значительно вырос товарооборот. Купцам запрещалось совершать крупные торговые сделки без разрешения великого князя. Встреча иностранных послов на границе стала носить ритуально-обрядовый характер. При пропуске иностранных послов, их тщательно расспрашивали. Таким образом, было положено начало развития правил въезда в страну иностранцев. Но при въезде наличие каких-либо разрешительных документов не требовалось, и проверка документов не проводилась1. Первое официальное упоминание о государственной пограничной службе России относится к 1512 г., когда великий князь Василий III «утвердил землю своими заставами»2. В 1571 году издается первый устав службы сторожевой и станичной стражи «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», законодательно закрепивший охрану границы как исключительную функцию государства и определивший государственный орган в виде воинской структуры, ответственной за безопасность государства на его границах. Он определил основные задачи стражи, порядок охраны границы, права, обязанности и ответственность должностных лиц.3. Это был первый в России закон об охране границ, который положил начало созданию постоянной пограничной охраны в нашей стране4. То есть, иными словами, посредством правового регулирования деятельность данных органов постепенно приобретает облик организованной системы контроля.

В первой четверти XVIII века в России в результате мер административного и экономического принуждения и стимулирования произошел мощный экономический подъем России. К мерам экономического характера относится и таможенная политика. Петр I в 1723 г. издал Указ, в котором предписывал «по всей польской границе, по большим дорогам учредить крепкие заставы и между тех больших дорог проезды лесом зарубить…». В России появились первые пункты пропуска через границу в виде «крепких застав»5. Содержание указа ориентировало на главное – борьбу с контра­бандой, хотя практика тех же лет показывает, что вводимые форт-постные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но и одновременно выполняли задачу по охране границы и задер­жанию беглых людей.1. Указ 1782 года положил начало созданию специальной стражи по охране границы от потайного провоза товаров, прорвавшихся через вторую линию; к охране границы широко привлекалось местное население, за определенными семьями закреплялись для охраны отдельные участки границы2. В 1819 году был утвержден Таможенный устав по Европейской торговле, в котором указывалось 12 таможенных округов: Архангельский, Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Ковенский, Гродненский, Радзивиловский, Дубоссарский, Одесский, Феодосийский, Таганрогский. Каждый округ имел в подчинении от 3 до 7 таможен3. Анализ Таможенного устава 1819 года, проведенный на основе документа показал, что данный нормативный акт впервые законодательно закреплял за таможней проверку паспортов лиц при пропуске их через границу4. В нем определялось, что таможенники "при пропуске через границу людей рядового звания обязаны наблюдать, чтобы они имели указанные паспорты"5.

В 1887 году было утверждено «Руководство для жандармских офицеров на погранпунктах», которое определяло порядок осуществления паспортного контроля. В начале XX в. жандармские погранпункты стали появляться и на границах вне пунктов пропуска. Они назывались наблюдательными пунктами и располагались там, где наиболее часто границу переходили нелегальные элементы. Их деятельность носила в основном контрразведывательный характер. Начиная с 1871 г., на границе появилась еще одна организация (жандармы), принимавшая в пограничном контроле самое непосредственное участие. Это участие заключалось в основном в выполнении политических задач. Путем проверки паспортов в таможенных учреждениях у пересекающих границу лиц, проведения оперативно – розыскных мероприятий в приграничных районах жандармами выявлялись лица, находящиеся в розыске, нежелательные для въезда в Россию иностранцы, нелегальные эмигранты, а также переправленная через границу запрещенная литература.

Начало XX века было временем активного поиска путей дальнейшего совершенствования административно-правового регулирования пограничного контроля на базе анализа опыта прошлого и активизации теоретической мысли, внедрения в практику охраны границ всего передового, что было достигнуто в этом деле. В это время были заново разработаны все нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОКПС. Важнейшими из них были: «Проект инструкции чинам Отдельного корпуса пограничной стражи о введении секретной агентуры по контрабандному промыслу», опубликованный в 1910 г., и «Инструкция службы чинов ОКПС», утвержденная в 1912 г. В этих двух документах была разработана принципиально новая концепция охраны границы1.

Второй период развития административно-правового регулирования служебной деятельности органов, осуществляющих контроль на границе (специального органа советского государства по пропуску через границу физических лиц), хронологически охватывает исторический период с 1917 по 1991 гг.2

Изменение государственной идеологии после октября 1917 г. вызвало соответствующие изменения как всей системы охраны границ, так и работы пунктов пропуска. Контроль в пунктах пропуска постепенно был организован таким образом, чтобы, прежде всего, предотвратить проникновение извне шпионов, контрреволюционеров, политически вредной литературы, средств диверсий и террора. Установившаяся система контроля предусматривала существование двух самостоятельных субъектов – пограничной охраны, к ведению которой был отнесен и пограничный контроль, и таможенный контроль. Все пассажиры и транспорт теперь контролировались последовательно таможней и чекистскими органами (с 1924 года – погранохраной ОГПУ). Правовое регулирование советской миграционной политики исходило из необходимости в целях обеспечения безопасности государства, полного контроля всех связей Советской Республики с заграницей. Естественно, что в условиях зарождения советской правовой организации нормативные правовые акты создавались не в системе, не были кодифицированными. В то же время они имели четкий объект регулирования. Это проявлялось в первую очередь в том, что принимались конкретные, узко целенаправленные нормативные акты. Примером тому может служить принятие Постановления НКИД РСФСР «О визации паспортов при въезде в Россию»1. Данным Постановлением в пределы Советской России разрешался въезд только лицам, имевшим паспорта, заверенные советским представительством за рубежом2. Вслед за этим Постановлением было принято Постановление НКВД РСФСР от 5 декабря 1917 г.3 Оно провозглашало запрет на выезд из РСФСР без разрешения местных Советов граждан воевавших с Россией государств. Не исключено, что этим документом советское правительство делало попытку избежать передачи противнику информации о положении в советской прифронтовой полосе, а также в тылу страны. Подобные нормативные акты были направлены, в первую очередь, на регулирование общественных отношений в сфере перемещения лиц через государственную границу на определенный срок, в том числе со сменой постоянного места жительства1. Развитие советского законодательства в указанной сфере в конце 1917 г. можно проследить по Постановлениям СНК РСФСР от 20 и 21 декабря2. Они содержат уже положения о паспортах с фотографиями, надлежащими печатями, об особых разрешениях со специальными подписями уполномоченных представителей НКВД и НКИД.

К лету 1918 г. создаются 34 пограничные ЧК (ПЧК) и назначены 60 комиссаров пограничных пунктов, на которые возлагалась задача охраны границы и надзор за деятельностью таможен. Их деятельность регламентировалась Инструкцией ВЧК Пограничным Чрезвычайным Комиссиям (ПЧК) и комиссарам пограничных пунктов Советской республики, которая определила цель ПЧК – надзор за деятельностью пограничной охраны и таможен: «ВЧК берет на себя определенную функцию по охране границ и оказанию полного и законного содействия пограничной охране и таможенным учреждениям»3. Кроме того им предписывалось осуществлять такие пропускные действия, как просмотр паспортов и документов на груз, борьба с контрабандой, не допускать въезда лиц, которым он воспрещен, и лиц, разыскиваемых правительством. В период 1919 – 1920 гг. был принят ряд руководящих документов4. Совет Труда и Обороны своим постановлением 24 ноября 1920 г. всю ответственность за охрану границ РСФСР возложил на особый отдел ВЧК по охране границ (ОО ВЧК). Этим постановлением было закреплено положение, что охрана границы является составной и неотъемлемой частью обеспечения государственной безопасности страны. В октябре 1921 г. был подписан декрет СНК о порядке контроля личного состава иностранных торговых судов, о пропуске и пребывании иностранных моряков в портовых городах РСФСР. Эта обязанность была возложена на особые отделы по охране границы. Пропуск через границу лиц и багажа после таможенного досмотра производится лишь с визой особого отдела ВЧК по охране границы. В нем также определялось, что всякое движение лиц и грузов через границу может происходить только через пункты расположения таможенных учреждений, а лиц, кроме того, и через специальные таможенные пропускные пункты.

Принципиально ничего не изменилось в функциях контрольно-пропускных пунктов пограничной охраны, в которые трансформировались ПЧК после реорганизации ВЧК в ОГПУ. Об этом наглядно говорит анализ, сделанный В.Ф. Бушменковым, с которым согласен автор данного исследования, последующих советских нормативных актов: это Положение об охране границ СССР 1923, 1927 и 1960 гг. Однако и Устав службы пограничной охраны 1927, 1940 гг., и Инструкция по охране Государственной границы СССР 1958, 1961 гг., а также инструкции по службе КПП Пограничных войск рассматривали эту деятельность только как войсковую, оперативную и режимную1. В местах постоянного пропуска лиц и грузов из-за границы и обратно были сформированы КПП. В их задачу входили надзор за соблюдением установленных правил въезда, выезда и борьба с контрабандой2. Одним из важнейших мероприятий по обеспечению охраны границы в этот период явилось подписание 15 июня 1927 г. нового Положения об охране Государственной границы СССР. Также в июне 1927 г. было утверждено Положение о контрольно-пропускных пунктах ОГПУ (КПП ОГПУ). С началом Великой Отечественной войны органы пограничного контроля подверглись определенной реорганизации, на них было возложено выполнение ряда несвойственных им задач3. В послевоенный период в связи с образованием социалистического лагеря росли и укреплялись политические, экономические, культурные связи, устанавливались новые КПП, формировались ОКПП. Однако содержание служебной деятельности существенных изменений не претерпело1. Послевоенный период в основном подтвердил целесообразность структуры органов пограничного контроля, которая в значительной степени копировала апробированную структуру подразделений и частей предвоенных лет, что в свою очередь убеждает в необходимости рационального использования накопленного опыта. Органы пограничного контроля сформировались в структуру, которая не участвовала в непосредственной охране участков границы, а выполняла специальные задачи в пунктах пропуска через государственную границу2. Значительным аспектом в истории становления и развития пограничного контроля стало принятие в 1982 году Закона СССР «О Государственной границе СССР», в котором впервые было введено понятие пограничного контроля. Однако этот закон, как в прочем и прежние нормативные акты СССР, не конкретизировал виды деятельности, они просто вытекали из обязанностей и прав, предоставляемых пограничным войскам законодательством. Так, войсковые действия, погранпредставительская деятельность, административная и оперативная определялись законом «О Государственной границе СССР», уголовно и административно процессуальная деятельность – соответственно Уголовным, Уголовно-процессуальным кодексами и кодексом об Административных правонарушениях, информационно-аналитическая приказами КГБ СССР3.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconРоссия и украина: факторы формирования национальной идентичности...
Комплексное применение политологического, правового и исторического принципов с учетом сложившихся традиций и иных факторов позволяет...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconКоррупционные преступления в военной организации государства
В статье рассматриваются проблемные вопросы выделения типичных коррупционных преступлений, совершаемых в военной организации государства,...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconПравовое обеспечение военно-морской политики Российской Федерации
В статье рассматриваются вопросы современного состояния, выявления потребностей и обосновывается необходимость выработки концепции...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта icon1 принудительное прекращение права собственности на земельные участки
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся принудительного прекращения права собственности на земельные участки

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconВанягина Ольга Владимировна аспирант, преподаватель кафедры гражданско-правовых...
В статье рассматриваются вопросы коллизионного регулирования договора поручительства, которые имеют большое практическое значение...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconКлассный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание»
Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе многовекового опыта православной культуры, исторического...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconВ министерстве обороны российской федерации
В статье рассматриваются теоретические аспекты соотношения антикоррупционной экспертизы с правовой и криминологической экспертизами....

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconВ статье рассматриваются вопросы мотивации, их материальная и моральная составляющие
Казначейства России включают в себя центральный аппарат, 84 Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconКодекс добровольцев России Общие положения
Конституции российской Федерации, законодательстве рф, всеобщей Декларации Добровольчества (Амстердам, 2001), Резолюций Генеральной...

1 в статье рассматриваются вопросы исторического опыта iconДревняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII -сер. XV вв
Теория истории рассматривает соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса в их историческом развитии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную