Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума




НазваниеРеферендумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума
страница1/7
Дата публикации27.09.2013
Размер1.17 Mb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1. Понятие и предмет КП как отрасли права.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация.

3. Конституционно-правовые отношения: понятия, виды, основания возникновения и прекращения.

4. Субъекты конституционно-правовых отношений.

5. КП – ведущая отрасль российского права.

6. Система КП как отрасли права.

7. Источники КП как отрасли науки.

8. ФКЗ и ФЗ как источники конституционного права

9. Конституционно-правовая ответственность.

10. КП как наука: предмет, система, источники.

11. Методы науки КП.

12. Понятие и сущность конституции.

13. Основные этапы развития российской конституции.

14. Юридические свойства конституции.

15. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции РФ

16. Структура Конституции РФ.

17. Порядок пересмотра Конституции РФ.

18. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

19. Внесение изменений в статью 65 Конституции РФ.

20. Соотношение Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ.

21. Правовая охрана Конституции РФ.

22. Толкование Конституции РФ.

23. Понятие конст. строя и его основ.

24. Суверенитет РФ и его конституционное закрепление.

25. Конституционное закрепление РФ как социального государства.

26. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в РФ.

27.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности.

28. РФ – светское государство.

-29. Народовластие как основа демократического характера рос. гос-ва. Декларация о государственном суверенитете России.

30. Институты непосредственной демократии.

31. Референдумы в РФ: федеральный, субъекта РФ, местный. Вопросы референдума.

32. Определение результатов референдума.

33. Общественная палата РФ: порядок формирования и функции.

34. Законодательная регламентация порядка создания и деятельности общественных объединений.

35. Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации.

-36. Гос. регистрация политических партий и её региональных отделений

-37. Гос. поддержка политических партий

-38. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.

39. Понятие основ правового статуса личности.

40. Принцип равноправия граждан.

41. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

42. Уполномоченный по правам человека в РФ.

-43

44. Ограничение конституционных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и военного положения.

-45.

-58.

59. Правовая регламентация организации и проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования.

60. Право на обращения.

61. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ.

62. Конституционные обязанности граждан РФ.

63. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

64. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

1. Понятие и предмет КП как отрасли права.

КП – одна из отраслей системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, то есть общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.Предмет КП – общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права:

  • Основы конституционного строя, закрепленные в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», то есть общие основы функционирования всей ПСО, основы экономической системы, и остальные отношения, определяющие принципы на которых основано устройство государства и общества;

  • Отношения между человеком и государством, то есть основы правового статуса членов общества, главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина (Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»);

  • Отношения между Федерацией и ее субъектами, (Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»);

  • Механизм управления социальными процессами – основные принципы системы органов государственной власти и системы органов МСУ (Главы 4, 5, 6, 7. 8 Конституции РФ).

Особенности КП:

  • данная отрасль права регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и других;

  • конституционное регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по объему.

КП – ведущая отрасль права России – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Термин “КП” применяется в трех значениях:

  1. Это отрасль права в России – она регулирует различные сферы общественных отношений;

  2. Это юридическая наука – она изучает саму отрасль и общественные отношения, которые данная отрасль регулирует;

  3. Это учебная дисциплина – она не изучает, а содержит сведения о науке и отрасли.


2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация.

Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

  1. своим содержанием – зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

  2. источниками, в которых они выражены – основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

  3. своеобразием видов – много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

  4. учредительным характером содержащихся в них предписаний – конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;

  5. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены – народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

Классификация конституционно-правовых норм:

  1. по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

    • нормы, регулирующие основы конституционного строя;

    • норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

    • нормы, регулирующие федеративное устройство;

    • нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

  2. по юридической силе:

    • нормы, закрепленные в Конституции РФ;

    • нормы, закрепленные в ФКЗ;

    • нормы, закрепленные в федеральном законе;

    • нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.

  3. по территории действия:

    • нормы, действующие на всей территории РФ;

    • нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

  4. по характеру предписания:

  • Управомочивающие нормы – закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 – 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

  • Обязывающие нормы – закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

  • Запрещающие нормы – содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

  1. по степени определенности предписаний:

  • Императивные нормы – в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

  • Диспозитивные нормы – предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. 2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3. Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. 4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госдума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

  1. по назначению в механизме правового регулирования:

  • Материальные нормыпредусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

  • Процессуальные (процедурные) нормы определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

Конституционно-правовые институты – совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

  1. основы конституционного строя;

  2. основы правового статуса человека и гражданина;

  3. федеративное устройство государства;

  4. система государственной власти;

  5. система местного самоуправления.

По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).

3. Конституционно-правовые отношения: понятия, виды, основания возникновения и прекращения.

Правоотношения – есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъекты правоотношений – это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений – участник, сторона правоотношений.

В праве выделяют две группы субъектов:

  1. индивиды (физические лица) – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

  2. организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).

Юридическое лицоэто организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).

Правосубъектность – способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

Правоспособность – способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

Дееспособность – это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.

Деликтоспособность – это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Юридический факт – событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов – действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).

Конституционно-правовые отношения (КПО) – это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

Специфика КПО:

  • КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

  • КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений. Специфические субъекты КПО:

  • Народ – при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;

  • Государства – РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

  • Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:

  1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование – в других отраслях права.

  2. Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм – правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).

Особый вид КПО – правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе). КПО бывают:Постоянные – срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;

  • Временные – возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается (например, отношения между избирателем и участковой комиссией отношения прекращаются после исполнения последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования);

  • Материальные – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения). Например, Статья 8 (2) Конституции устанавливает, что в РФ признается и защищается частная собственность;

  • Процессуальные – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, статья 35, ч.1 Конституции РФ закрепляет, что право частной собственности охраняется законом.

Субъекты КПО – носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:

    1. Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;

    2. Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).

    3. Негосударственные объединения: общности людей – народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан – политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан – собрания избирателей, сходы граждан и другое.



4. Субъекты конституционно-правовых отношений.

Субъекты КПО - это участники обществ. отношений, регулир-х конст. правом, к-ые по своим особ-тям фактически м.б. носителями юр. прав и обяз-ей и к-е приобрели св-ва субъекта в силу норм конст. права.

Способность выступать субъектом к-п отношений называется конст правосубъектностью.

3 большие группы: физ. лица, гос. образования и негос. объединения.

Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты.

Гос. образования: РФ, субъекты РФ, органы гос-ва.

Негос. объединения: общности людей (народ РФ, субъектов), органы местного самоуправления, ассоциации граждан (полит. партии, религ. объед.), группы граждан (собрания), собрания избирателей.

Объекты – высшие социальные ценности (блага) общества и индивида, социально политические ценности (суверенитет, выборы, республиканская форма правления. Федерализм, разделение властей); социально-экономические блага (собственность, земля); личные блага (жизнь, свобода, достоинство личности).
5. КП – ведущая отрасль российского права.

КП является ведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции - основного источника конституционного права - являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.
6. Система КП как отрасли права.

Система отрасли права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФправовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.В системе КП выделяют институты:

  1. Основы конституционного строя.

  2. Основы правового статуса человека и гражданина.

  3. Федеративное устройство государства.

  4. Систему государственной власти и систему МСУ.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого института:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Воздействие осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.

    • по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера.

    • по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие – конкретно регулируют.

    • по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, либо типовому виду субъектов, других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

    • по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий.

    • по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – большая часть норм выражена в текущем законодательстве.

    • по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия.

    • по степени и масштабам включённости других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках.

Характеристика норм института «Основы конституционного строя»:

1. воздействуют на общественные отношения путём закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства.

2. как правило, не порождают конкретные правоотношения.

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности.

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции.

6. устанавливаются по преимуществу в конституционной форме.

7. по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями.

8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включения всей правовой системы государства, всей отрасли права.

9. по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.

Характеристика норм института "Основы правового статуса человека и гражданина":

1. осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека.

2. реализуются по преимуществу вне конкретных правонарушений.

3. относятся к сфере взаимоотношений государства и личности.

4. в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом.

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции.

6. предполагают для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

7. Источники КП как отрасли науки.

Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП – форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) – источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:

    1. НПА, действующие на всей территории РФ – особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли конституционного права. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;

    2. НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ – конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;

    3. НПА, действующие только на территории муниципального образования.

Источниками отрасли КП являются также:

      • правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));

      • особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ – хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так е как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;

      • особое место занимают Декларации – Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) – формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства (признание языкового суверенитета каждого народа; права и свободы от рождения; носитель суверенитета – многонациональный народ);

      • источники КП, действующие только на территории субъектов РФ – конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

      • ДоговорыФедеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов (автономных областей, автономных округов, республик, краев и т.д.).

8. ФЗ и ФКЗКонституционно-правовой акт — норма права, регулирующая отношения в области Конституционного права.Носителями конституционно-правовых актов Российской федерации являются:Конституция Российской Федерации — Основной Закон; Федеральные Конституционные Законы Российской Федерации — один из видов Законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными ФЗ РФ и тем более иными Федера́льный за́кон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.правовыми актами. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

9. Конституционно-правовая ответственность.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума icon31. Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума
Фкз от 10. 10. 95. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и органы местного самоупр-ия....

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconРеферендум как способ волеизъявления населения субъектов РФ
Российской Федерации. Показаны примеры референдума, с помощью которых население решает актуальные вопросы в наши дни это вопросы...

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconПлан урока, возможная личностно значимая проблема
Тема занятие : Понятие референдума. Инициатива проведения и назначения референдума. Виды референдума

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconДобрый день уважаемые коллеги!
Их объем — в размере не менее прогнозируемого объема подлежащих зачислению в местный бюджет акцизов на нефтепродукты, производимых...

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconЯрославской области об отдельных вопросах назначения и проведения...
Статья Правовая основа референдума Ярославской области и местного референдума в Ярославской области

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconУниверситета, д ю. н., профессор Вопросы федеративной ответственности...
В наиболее зримой форме федеративная ответственность субъектов Российской Федерации проявляется в отрешении от должности высшего...

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconБюллетень избирательный
Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам...

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconСтатья 268. Туристический сбор 268 Туристический сбор это местный...
Крыму вводится туристический сбор в размере 1% от стоимости временного проживания. Туристический сбор вводится в соответствии со...

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconЗадачи: образовательная: познакомить учащихся с понятием, принципами,...
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с основными формами участия граждан в политической жизни страны

Референдумы в рф: федеральный, субъекта рф, местный. Вопросы референдума iconРешение высшего должностного лица субъекта РФ о досрочном прекращении...
Институт роспуска имеет место в субъектах Российской Федерации. Осуществляется он как высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную