Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание»




Скачать 282.42 Kb.
НазваниеКлассный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание»
страница1/3
Дата публикации08.03.2014
Размер282.42 Kb.
ТипКлассный час
urist-edu.ru > Законы > Классный час
  1   2   3


МОУ Клеванцовская средняя общеобразовательная школа
157928, д. Клеванцово Островского района Костромской области

Классный час на тему:

«Таинства и обряды православной Церкви. Венчание»

Автор работы: Соболева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе многовекового опыта православной культуры, исторического наследия России.
Задачи развивающие:

1)расширить представление учащихся о таинстве венчания в православной церкви;

2)познакомить с историей возникновения таинства брака на Руси;

3)познакомить с жизнью святых, покровительствующих семье и браку.
Задачи воспитательные:

1)отобразить значимость духовно-нравственных традиций в судьбе поколений;

2)пробуждать потребность бережного сохранения духовного наследия православной культуры;

3)воспитывать у учащихся духовные, нравственные и патриотические ценности, уважительное отношение к семье и браку.
Участники: учащиеся 9-11 классов.
Подготовительная работа: 1) проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов и обработка анкет;

2)приглашение на классный час семейной пары Графчиковых;

3)индивидуальная подготовка ученицей 9 класса сообщения о православных святых Петре и Февронии;

4)выразительное чтение ученицей 10 класса стихотворения Н.Языкова «Дороже перлов многоцветных благочестивая жена».
Оформление: книжная выставка на тему: «Дарите любовь, дарите!».

На доске плакаты: «Семья-убежище души», «Библейские наставления мужьям по отношению к женам», «Библейские наставления женам по отношению к мужьям».

Музыкальное оформление: аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена.
Оборудование: компьютер, проектор.

Ход мероприятия.
Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
Хорошая семья – как светлая капля росы. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека – в любви, в дружбе, материнстве, отцовстве, в культурно-эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье. Но в последнее время в нашей стране растет количество разводов, распадаются, не успев сложиться, семьи.

Статистика разводов

По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. По годам семейной жизни разводы распределяются так:


до 1 года - 3,6%,
от 1 до 2 лет - 16%,
от 3 до 4 лет - 18%,от 5 до 9 лет - 28%,
от 10 до 19 лет - 22%,
от 20 и более лет - 12,4%.

Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.. Абсолютное большинство разводов приходится на возраст от 18 до 35 лет. Резкий подъем начинается в возрасте 25 лет. В 64% случаев суд предлагает разводящимся подумать и дает на это несколько месяцев. Забирают заявление о разводе около 7% супругов.

Как вы думаете, в чём причина распада семей? (Размышления учащихся)
Психологи выделяют 6 основных причин разводов:
1)поспешное, необдуманное вступление в брак или брак по расчету;
2) супружеская неверность;
3) сексуальная неудовлетворенность друг другом;
4) несовместимость характеров и взглядов;
5) психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни и, как следствие, накопление ошибок в семейных отношениях, разочарование в любимом человеке или себе;
6) пьянство.

А может быть, главная причина в отсутствии духовного стержня супругов, единомыслия, смещения в понимании ценностей истинных и мнимых, большого количества браков без венчания? Проведенные среди вас анкеты показали, что вы все крещены, верите в Бога, но в церковь вы и ваши родители ходите «очень редко» -7 человек, « по большим религиозным праздникам»-4 человека. Значит, не очень крепка ваша вера в Бога. На вопрос: «Венчались ли ваши родители?»- «Да» -ответило всего 2 человека.7 человек из 11 знают молодые супружеские пары, которые венчались в церкви.«Хотелось бы вам в будущем венчаться в церкви?»- почти все из вас (9 человек из 11) ответили «да».

Что же такое венчание? Об этом самом красивом церковном таинстве мы сегодня и поговорим. В величайшей из книг, которая есть на земле, - Библии о любви сказано так: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится… не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена)

Что такое Таинство? От какого слова произошло? Да, от слова «тайна». Это неизвестное, скрытое от ума и глаза человека событие. Мы не можем понять само действие и природу таинства церкви, но можем в них участвовать.

Какие Таинства вам известны? (Учащиеся называют Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение (соборование), Брак, Священство.)

Таинство брака – это таинство благодати, данное супругам. Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Обратимся к истории брака на Руси.

На Руси женить молодых было принято рано, "чтобы не забаловали". Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками. Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась. Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком. Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна» ли и речью во всем исполнена". Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко. Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое. Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам "делал приданое" или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.
Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.
Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых "чесать и крутить", т.е. венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на "бабий убор" – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни. Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного "хозяина" к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженую в сенник. Молодых сопровождали все гости, и если кто-то случайно перебегал дорогу "свадебному поезду", то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине, молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета. Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу. Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства. Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых. После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г. царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся". С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий "семейного кодекса". Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви. Поэтому лица разных вероисповеданий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся". Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. (В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет "О расторжении брака". На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов. До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом. Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет. Перечень препятствий к заключению брака по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке. Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

II половина XX века

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят. Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин - 18 лет.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

В 1994 г. Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ребята, давайте вспомним произведения русских писателей, в которых отражается тема брака, семьи. (Учащееся называют произведения А.С.Пушкина «Метель», «Дубровский», «Капитанская дочка», произведения Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина»)

Рассмотрим картины известных художников 19в., которые изображают таинство венчания.

И.Репин «Венчание Николая 2 и великой княгини»

Карташов А. «Венчание»

В. Пукирев «Неравный брак»

Кузин С. «Венчание. К свету божьему»
Звучит венчальный колокольный звон.

Венчание – таинство, в котором при свободном, перед священником и церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословленному рождению и христианскому воспитанию детей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconТаинства православной церкви

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 положение
Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры в соответствии с Уставом Русской Православной...

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconКлассный час на тему «12 декабря День Конституции рф»
Сегодня, ребята, наш классный час будет посвящён дню конституции Российской Федерации, который отмечается ежегодно 12 декабря

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconСвященник Максим козлов, доцент мда
Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат что таинства являются...

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconКлассный час на тему: Ответственный: учитель
Ребята, 12 декабря вся наша страна отмечает праздник День Конституции, и наш классный час будет посвящено Конституции Российской...

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconКлассные часы на тему : «День Конституции России»
«Конституция РФ в жизни общества и государства»-классный час в 8 классе классный руководитель Гараева Г. Ф

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconТихоновский Богословский Институт Профессор, протоиерей Владимир...
Воробьев Владимир, проф., прот. Введение в литургическое предание Православной Церкви. – М.: Пстби, 2004 – 231 с

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconКлассный час 1 класс
Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час, посвящённый Дню Конституции

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconКлассный час на тему: Конституция основной закон страны (ко дню конституции РФ 12 декабря)
Классный час на тему: Конституция – основной закон страны (ко дню конституции РФ 12 декабря)

Классный час на тему: «Таинства и обряды православной Церкви. Венчание» iconКлассный час на тему: Эпиграф
Научиться устоять против соблазнов, жестокости и не пойти по пути нарушения законов и социальных норм

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную