Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I.




Скачать 320.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I.
страница1/3
Дата публикации14.10.2013
Размер320.64 Kb.
ТипМетодические рекомендации
urist-edu.ru > Законы > Методические рекомендации
  1   2   3




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЮРИДИКО–ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ


РАЗДЕЛ I. ПОРЯДОК ЮРИДИКО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. СТРУКТУРА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1) Преамбула
Преамбула (введение) - самостоятельная часть устава, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула:

-не содержит самостоятельные нормативные предписания;

-не делится на статьи;

-не содержит ссылки на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием устава;

-не содержит легальные дефиниции;

-не формулирует предмет регулирования устава;

-не нумеруется.

Преамбула предваряет текст устава.

Структурные единицы устава не могут иметь преамбулу.

Обращаем внимание на то, что преамбула в случае ее наличия должна предварять текст устава, но не его структурные единицы. Преамбула подразделяется на абзацы, частей в преамбуле нет.
2) Деление устава на структурные единицы
Деление устава на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы устава по нисходящей:

-глава;

-статья.
3) Глава как структурная единица устава
Глава:

-нумеруется арабскими цифрами;

-имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:

Глава 3. Формы, порядок и гарантии участия населения в осуществлении местного самоуправления
В случае если глава имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование главы оформляются следующим образом:
Глава 4. Органы местного самоуправления и должностные лица

местного самоуправления. Муниципальные органы, не

входящие в структуру органов местного самоуправления
4) Статья как структурная единица устава
Статья устава:

-является его основной структурной единицей;

-имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

-имеет наименование.
Пример:

Статья 20. Структура и наименования органов местного самоуправления
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Пример:

Статья 20. Структура и наименования органов местного самоуправления

1. …………………. . (часть 1)

2. …………………. . (часть 2)
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пример:

Статья 18. Опрос граждан

1. …………………. . (часть 1)

2. …………………: (часть 2)

1) ……………….; (пункт 1 части 2)

2) ………………. . (пункт 2 части 2)
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Пример:

Статья 23. Полномочия, основания и порядок прекращения полномочий Думы муниципального образования

1. …………………. . (часть 1)

2. …………………: (часть 2)

1) ……………….; (пункт 1 части 2)

2) ……………….: (пункт 2 части 2)

а)……………….; (подпункт «а» пункта 2 части 2)

б) ……………… . (подпункт «б» пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в уставе.
Пример:

Статья 23. Полномочия, основания и порядок прекращения полномочий Думы муниципального образования

1. …………………. . (часть 1)

2. …………………: (абзац первый части 2)

……………...….; (абзац второй части 2)

……………..…. . (абзац третий части 2)
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного устава и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного устава и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
При разработке проектов уставов, основное внимание необходимо уделять структурированию статей.

Прежде всего, объем статьи устава не должен затруднять восприятие ее содержания.

Каждая структурная единица статьи должна иметь только ей свойственное обозначение. Необходимость в закреплении такого обозначения возникла из-за того, что в системе муниципальных правовых актов одновременно существует множество вариантов структурного построения статей, то есть наблюдается так называемый структурный разнобой.

При внесении изменений в недостаточно четко структурированные муниципальные правовые акты, а также при ссылках на такие муниципальные правовые акты неоднородность структурных единиц увеличивается, поскольку изменения вносятся то в часть, то в пункт статьи и ссылки даются то на часть, то на пункт статьи, при этом не всегда возможно с уверенностью определить, о какой конкретно структурной единице идет речь.

С учетом изложенного к структуре статей уставов, в обязательном порядке, предъявляются следующие требования:

-статья устава подразделяется на части, обозначаемые арабской цифрой с точкой;

-части статьи подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой, и подпункты, нумеруемые строчными буквами русского алфавита со скобкой.

Часть статьи желательно строить таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это требование вытекает из необходимости максимально унифицировать структурирование статей, сократить количество таких структурных единиц статьи муниципального правового акта, как абзацы, а по возможности и совсем их не употреблять. Абзацы не имеют обозначений, поэтому дополнение новыми абзацами или признание каких-то из них утратившими силу связано со значительными затруднениями юридико-технического характера, а также с затруднениями при составлении текущих редакций устава и при его применении.

В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом:
Статья 31. Полномочия местной Администрации

Местная Администрация осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения городского округа:

1) …………………….;

2) …………………….;

3) …………………….;

4) ……………………. .

В статьях, содержащих основные понятия или основные термины, используемые в уставе, возможны два варианта их построения - деление на пункты или деление на абзацы.
Примеры:

Статья 2. Основные термины и понятия

В целях настоящего Устава используются следующие основные термины и понятия:

1) ……………………..; (пункт 1 статьи 2)

2) ……………………..; (пункт 2 статьи 2)

3) ……………………..; (пункт 3 статьи 2)

4) ……………………..; (пункт 4 статьи 2)

5) ……………………. . (пункт 5 статьи 2)
или
Статья 2. Основные термины и понятия

В целях настоящего Устава используются следующие основные термины и понятия: (абзац первый статьи 2)

……………………..; (абзац второй статьи 2)

……………………..; (абзац третий статьи 2)

……………………..; (абзац четвертый статьи 2)

……………………..; (абзац пятый статьи 2)

……………………. . (абзац шестой статьи 2)
Наиболее приемлемым вариантом использования абзацев в тексте статьи считаем такой, когда часть делится на пункты, пункт делится на подпункты, а подпункт (при необходимости дальнейшего расширения) может делиться на абзацы, например:
Статья 39. Квалификационные требования к должностям муниципальной службы

1. ……………….. . (часть 1)

2. ………………..: (часть 2)

1) ………………. ; (пункт 1 части 2)

2) ………………. : (пункт 2 части 2)

а)…………………: (подпункт «а» пункта 2 части 2)

……………….…..; (абзац второй подпункта «а» пункта 2 части 2)

…………………...; (абзац третий подпункта «а» пункта 2 части 2)

б) ………………. . (подпункт «б» пункта 2 части 2)
5) Нумерация структурных единиц устава
Нумерация статей и глав устава должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы.
6) Оформление статьи о вступлении в силу устава
В статье о вступлении в силу устава должно употребляться понятие «вступление в силу».

Статья о порядке вступления в силу вводится в уставе в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного устава, или отдельных его положений, отличный от определенного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пример:

Статья 67. Вступление в силу настоящего Устава

1. Настоящий Устав, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу, вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования.

2. Подпункт 20 пункта 1 статьи 5 настоящего Устава вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
2. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК
1) Ссылки на статьи данного устава и на другие нормативные правовые акты
Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые нормативные правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
2) Употребление ссылок и вступление в силу нормативного правового акта
Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) нормативные правовые акты. Ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты недопустимы.
3) Необходимые реквизиты, употребляемые при ссылках
При необходимости сделать ссылку в уставе на нормативный правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование нормативного правового акта.

Пример:

регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Вид конкретного нормативного правового акта указывается с прописной буквы.
4) Оформление неоднократных ссылок
При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:

в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
5) Оформление ссылок на Конституцию Российской Федерации
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Пример:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
6) Оформление ссылок на кодексы Российской Федерации
При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:

регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации
или
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
7) Оформление ссылок на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

Примеры:

регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
или
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации
Из нескольких частей в настоящее время состоят Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.

Нумерация статей указанных кодексов является сквозной, и при ссылках на конкретную статью кодекса нет необходимости указывать часть, в которой она располагается.
8) Последовательность указания структурных единиц нормативного правового акта при ссылках
При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:

в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
9) Обозначение структурных единиц нормативного правового акта при ссылках
Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:

подпункт «а2» пункта 2 части 1 статьи 5

подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5

глава 5

разделы III и IV
10) Оформление ссылок на абзацы
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:

абзац второй части 1 статьи 1

в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:

Статья 28. Глава местной Администрации

1. ……………: (абзац первый части 1)

………; (абзац второй части 1)

………; (абзац третий части 1)

……… . (абзац четвертый части 1)

2. ……………… . (часть 2)
Подсчет абзацев часто осуществляется неправильно. Такая на первый взгляд техническая ошибка подчас может привести к тому, что в процессе нормотворческой деятельности воля представительного органа будет оформлена неверно или правоприменитель, допустив такую ошибку, неправильно поймет волю представительного органа.
11) Оформление ссылок на структурные единицы одного и того же нормативного правового акта
Ссылки на структурные единицы одного и того же нормативного правового акта оформляются следующим образом:
Примеры:

содержащиеся в главе 3 настоящего Устава

в связи с положениями настоящей главы

в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи

в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Устава
Ссылку в тексте устава на структурную единицу этого же устава необходимо продолжить словами «настоящего Устава», «настоящей главы», «настоящей статьи», чтобы не возникало сомнений по поводу того, на что именно ссылается представительный орган.
12) Недопустимость ссылок на отсылочные нормы других нормативных правовых актов
В тексте устава недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

Такие ссылки являются малоинформативными и создают лишнее звено, которое затрудняет правоприменителю доступ к сути нормативного правового предписания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconМуниципальных образований
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в...

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconМуниципальных образований
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в...

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconМетодические рекомендации по государственной регистрации уставов...
Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи по порядку проведения организационной работы по принятию...

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconОбзор причин отказов в государственной регистрации уставов муниципальных...
Обзор причин отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений...

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconАнализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных...
Местное самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconОбзор практики государственной регистрации уставов муниципальных...
Альных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые...

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconМетодические рекомендации по юридико-техническому оформлению муниципальных...
Министерство по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconМетодические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconОбзор типичных нарушений и проблемные вопросы, возникающие при регистрации...
Ере регистрации уставов муниципальных образований является тот факт, что уставы муниципальных образований длительное время не приводятся...

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований раздел I. iconО государственной регистрации уставов муниципальных образований
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную