Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика




Скачать 236.76 Kb.
НазваниеВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Дата публикации17.10.2013
Размер236.76 Kb.
ТипРеферат
urist-edu.ru > Законы > Реферат
ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!!

Уважаемые коллеги!

Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике.

Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской Федерации или нет. Напоминаем также, что опубликованные в прессе комментарии и различные расчеты, касающиеся деятельности исполнительных органов ФСС РФ, являются авторскими материалами газет. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны использоваться в качестве руководства к действию без согласования со специалистами центрального аппарата Фонда.

02 марта 2004 ГОДА




ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ПРОФСОЮЗЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА




Налоговая рокировка

Минфин предлагает модифицировать единый социальный

и подоходный налоги

(«Российская газета», 02.03.2004)

Ирина КОЛОДИНА

Как и ожидалось, 26 февра­ля Правительство не стало рас­сматривать пакет законопроек­тов, посвященных налоговой ре­форме. Единственный налоговый вопрос, который был вынесен на заседание кабинета министров, — налогообложение малого бизне­са, которому в очередной раз обе­щано упрощение налогообложе­ния и устранение административ­ных барьеров. Между тем, напом­ним, повестка должна была быть гораздо шире. Предполагалось, что будут приняты решения по ключевым вопросам налоговой политики, таким, как введение НДС-счетов, снижение единого социального налога и увеличение налога на добычу полезных иско­паемых (об этом уже писала «Рос­сийская бизнес-газета»).

На то чтобы внести законо­проекты по налоговой реформе, у Правительства осталось не так уж много времени: месяц, макси­мум два. Поправки в Налоговый кодекс должны быть одобрены в первом чтении еще в течение ве­сенней сессии Госдумы, чтобы Минфин получил возможность рассчитывать параметры бюд­жета на следующий год, уже ис­ходя из новых налоговых зако­нов. Ведь с изменением налого­вого законодательства изменят­ся доходы бюджета, и, соответст­венно, придется корректировать расходы.

В ближайшие один-два года налоговая реформа будет завер­шена. Об этом сообщил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступая на коллегии Министерства по нало­гам и сборам, посвященной ито­гам прошлого фискального года. Уже в этом году будут приняты главы Налогового кодекса, посвя­щенные земельному налогу, нало­гу на имущество, водному налогу, а также государственной пошли­не. В середине марта в Правитель­ство будет представлен оконча­тельный вариант снижения еди­ного социального налога. Пока же по ЕСН принято принципиальное решение снизить ставку на 5—6 процентов.

Сергей Шаталов утверждает, что эта модификация не будет свя­зана с увеличением налога на фи­зических лиц. Эта мера, скорее всего, одобрена не будет, сообщил заместитель министра финансов. Однако обсуждается вариант, ко­торый предусматривает, что два процента от снижения единого со­циального налога будут перело­жены с юридических на физиче­ских лиц. По его словам, сумма в размере двух процентов, которая будет вычтена из доходов, «пойдет на уменьшение подоходного нало­га, то есть уменьшение будет не по базе, а по сумме». «Фактически это означает, что подоходный на­лог составил 11 процентов, а два процента — взносы в Пенсионный фонд, в сумме получаются те же 13 процентов», —подчеркнул Шата­лов. Отметим, что Герман Греф на прошлой неделе говорил о том, что на физических лиц переложат 4 процента ЕСН. «Одно из предло­жений, которое сейчас рассматривается, — введение страхового пенсионного платежа в накопи­тельную пенсионную систему. Од­новременно предлагается меха­низм компенсации: два процента за счет подоходного налога плюс двухпроцентное увеличение зара­ботной платы», — сказал и. о. ми­нистра экономического развития и торговли Герман Греф.

Пока решение на высшем уровне откладывается, продол­жается активное обсуждение проектов и планов снижения на­логов. Впрочем, речь идет не только о сокращении ставок. В результате снижения единого со­циального налога (который пла­тят предприятия) могут постра­дать граждане, поскольку, несмо­тря на опровержения, возможное увеличение подоходного налога полностью исключить не пред­ставляется возможным. Тем бо­лее что это решение полностью укладывается в стратегию нало­говой реформы, которая подра­зумевает перекладывание нало­говой нагрузки с юридических лиц на физические. Подобное распределение налогового бре­мени должно способствовать по­вышению темпов экономическо­го роста и увеличению ВВП.

Эксперты говорят о том, что постановка вопроса о повышении подоходного налога с физических лиц правомерна. В нашей стране налоговая система была сформирована в период инфляции, когда нужно было, несмотря на темпы роста цен, получать доходы в бюджет. Поэтому у наемного кос­венных налогов, которые влияют на стоимость продукции. В разви­тых странах налоговые системы работают иначе. В них высока до­ля прямых налогов, к которым от­носится налог на доходы физиче­ских лиц. Не стоит забывать о том, что этот налог играет важную роль в бюджетах субъектов Рос­сийской Федерации. Поэтому в условия реформы межбюджет­ных отношений, когда многие расходы перекладываются на каз­ну регионов, формирование ус­тойчивой доходной базы нужно развивать через налоги. Однако реформировать налоговую систе­му надо, учитывая общую эконо­мическую ситуацию. Сначала нужно ставить вопрос об укрепле­ния налогооблагаемой базы, то есть росте доходов населения, а потом о повышении налоговых ставок. Если рассматривать сегод­няшний уровень доходов, то по­вышение подоходного налога с нынешних 13 до 15—17 процен­тов эксперты считают неправиль­ным. Доля заработной платы в ВВП в России сегодня одна из са­мых низких в мире, около 24 про­центов, в то время как в США она составляет 70—75 процентов.

Будет повышен подоходный налог или нет, неизвестно. Пока Правительство рассмотрело толь­ко пакет законопроектов, связан­ных с налогообложением малого бизнеса. На заседании 26 февраля и.о. премьер-министра Виктор Христенко напомнил, что главы Налогового кодекса, связанные с упрощением этой системы, всту­пили в силу с 1 января 2003 года. За год их действия был получен эф­фект, но мы получили и обратный эффект, связанный с негативными моментами, заявил и. о. премьера.

В связи с этим Минфином раз­работан проект закона, вносящий изменения и дополнения в налого­вое законодательство, касающееся упрощенной системы налогообло­жения и системы налогообложения в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов де­ятельности. Как сообщил Департамент правительственной информа­ции, для повышения эффективно­сти применения упрощенной сис­темы налогообложения Министер­ство финансов предлагает уточнить ряд положений Налогового кодек­са. Во-первых, предоставить воз­можность ежегодного изменения нормы доходов налогоплательщи­ка, позволяющей применять упрощенку. Такая мера выглядит целе­сообразной в условиях роста внутреннего валового продукта и потре­бительских цен. Сейчас, напомним, порог упрощенки установлен зако­нодательно и составляет 15 милли­онов рублей ежегодно. Во-вторых, предлагается уточнить положение 26-й главы Налогового кодекса, ка­сающееся условий применения уп­рощенной системы налогообложе­ния отдельными категориями на­логоплательщиков. Также в по­правках речь идет о предоставле­нии права на изменение избранно­го объекта налогообложения орга­низациям, перешедшим на упрощенку с 1 января 2003 года.

Что касается единого налога для отдельных видов деятельности, то предлагается внести следующие изменения. Главой 26.3 установле­но, что система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении в частности такого вида предпринимательской деятельности, как ока­зание услуг общественного пита­ния, осуществляемых при исполь­зовании зала площадью не более 150 квадратных метров. Но сейчас такие услуги часто предоставляют предприятия, не имеющие зала об­служивания посетителей. В связи с этим предлагается внести соответ­ствующее дополнение в Налого­вый кодекс, определив физический показатель и базовую доходность для таких организаций.
Какая ставка лучше

(«Российская газета», 02.03.2004)
Рассматриваемые Прави­тельством предложения об изме­нении ставок ЕСН и налогообло­жения физических лиц комменти­руют авторитетные специалисты.

Дмитрий ЧЕРНИК,

РУКОВОДИТЕЛЬ ПАЛАТЫ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ:

— Ни 35 процентов, ни 30 про­центов (ставки ЕСН. — Прим. ред.) не будут серьезным стиму­лом для того, чтобы в стране бы­ла чистая, белая зарплата. Обра­тимся к зарубежному опыту. В США ставка налога, аналогичная нашему социальному налогу, оп­ределяется каждый раз при фор­мировании бюджета на каждый финансовый год, но она колеблет­ся в пределах 15—16 процентов.

Во Франции этот налог про­грессивный, то есть если у пред­приятия больше оплата труда, то больше и этот налог. Предельная ставка налога 13,6 процента. Крупные отчисления порядка 30—40 процентов опять-таки действуют только в странах Се­верной Европы с социально-ори­ентированной экономикой. В Швеции отчисления с зарплаты наемного работника составляют 38 процентов. Поэтому у нас по­литика постепенного снижения единого социального налога и до­стижения экономического эффе­кта за счет постепенного выхода зарплаты из тени — это та полити­ка, которой сейчас надо придерживаться. Хотя я настороженно подхожу к снижению налогов, ес­ли говорить о социальном налоге, то я сторонник радикального под­хода. Можно было постепенное снижение сделать не в 2005 году, а в 2002-м.

Теперь регрессия. С одной сто­роны, дело хорошее, задача сти­мулировать большие зарплаты. С другой стороны, у нас очень мало действительно больших заработ­ков. На мой взгляд, было бы ра­зумно не запутывать систему за счет регрессии, а иметь единую линейную ставку. При таком под­ходе можно было бы больше сни­зить ставку. И еще один фактор нужно учитывать.

Чем налог сложнее, тем боль­ше потери бюджета, тем его сложнее проконтролировать. Тем легче укрыть какие-то сум­мы. Поэтому, имея единую став­ку социального налога, мы бы достигали двух эффектов: сниже­ния ставки и простоты исчисле­ния и контроля.

Валентина АКИМОВА,

РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗЛИЦ МНС РФ:

— Министерство РФ по нало­гам и сборам не рассматривало вопрос о возможном изменении ставки налога на доходы физиче­ских лиц в связи с предлагаемым снижением ставки единого соци­ального налога (ЕСН).

При этом к изменениям ставок налога надо относиться осторож­но, так как «более 50 процентов от своих доходов никто и никогда не будет платить». .

Глава департамента МНС так­же сказала, что надо в первую очередь решить вопрос с оцен­кой недвижимости. Сейчас этот вопрос находится на контроле у Правительства, сказала В. Аки­мова, отметив, что из 50 миллио­нов собственников только 50 процентов платят налог на иму­щество, остальные пользуются льготами. В. Акимова при этом сообщила, что в России около 50 процентов населения имеют до­ходы не больше прожиточного уровня.

Владимир ПАНСКОВ,

АУДИТОР СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ :

«Когда мы отдадим налог на региональный уровень, регионы сами смогут разобраться и где-то снизить ставку, а где-то — ввести прогрессивную шкалу», — сказал В. Пансков на заседании комис­сии по налоговой политике Сове­та Федерации.

«Прогрессивная шкала для людей, которые получают сверх­высокие доходы, необходима и никаких сомнений не вызыва­ет», — подчеркнул он.

В настоящее время налог на доходы физических лиц является федеральным, однако его поступ­ления зачисляются в консолиди­рованные бюджеты регионов, формируя основную долю бюд­жетов субъектов РФ.

Вместе с тем замминистра фи­нансов РФ Михаил Моторин, вы­ступая на заседании той же ко­миссии, выступил категорически против передачи регулирования этого налога на региональный уровень. По его словам, в этом случае необходимо будет устано­вление предельной ставки подо­ходного налога с возможностью ее варьирования отдельными регионами.

«Мы считаем, что ставка в размере 13 процентов — одна из самых низких в мире, и есть большие сомнения, что необхо­димо снижать этот налог в от­дельных территориях», — под­черкнул он.

Вместе с тем М. Моторин до­пустил, что можно рассмотреть вопрос об изменении порядка зачисления подоходного налога по месту жительства физическо­го лица, а не по месту его рабо­ты.

В погоне за пенсией

(«Деньги» 02.03.04.)

Лиза ГОЛИКОВА

В этом году начинается второй этап пенсионной реформы — граждане смогут переводить свои пенсионные накопления из государственной системы не только в управляющие компании, но и в негосударственные пенсионные фонды (НПО). Объемы пенсионных накоплений граждан оцениваются сейчас в $2,5 млрд. В погоне за этими деньгами НПФ стремительно наращивают финансовые показатели — их желание за­получить длинные деньги граждан столь велико, что это всерьез настораживает.

Свобода выбора

Пенсионная реформа идет уже третий год. Ее суть — переход от распределительной системы выплаты пенсий к накопитель­но-страховой. Иными словами, если раньше пенсии выплачива­лись из общего котла, то теперь у каждого гражданина есть лич­ный счет в Пенсионном фонде России (ПФР), формирующий­ся благодаря единому социаль­ному налогу (ЕСН), который уп­лачивают работодатели. Часть пенсионных платежей фикси­руется на счете как накопитель­ная. Предполагается, что от раз­мера пенсионных накоплений зависит размер будущей пен­сии. Согласно официальным данным, на счетах граждан в 2002 году скопилось 38 млрд рублей, в 2003-м — более 50 млрд. При этом на каждого приходится порядка 1500 руб­лей пенсионных накоплений. По закону накопительная часть подлежит инвестированию на фондовом рынке. Сейчас пен­сионные накопления размеща­ются в госбумаги — считается, что это защитит их от инфля­ции. Однако главная цель ин­вестирования средств ПФР — не столько сохранение, сколько приумножение сумм на пенси­онных счетах. Законодатели ре­шили, что с первой задачей вполне справится государ­ственная управляющая компа­ния. Вторая же должна быть ре­шена путем размещения пенси­онных накоплений частными управляющими компаниями (УК) и НПФ.

Таким образом, гражданам предложен выбор. Те, кто счита­ет достаточным просто сохранить пенсионные средства, вправе оставить их в распоря­жении государственной компа­нии. Она будет вкладывать средства в госбумаги, обеспечи­вая доходность, близкую к уровню инфляции.

Второй вариант — передать на­копления частной управляю­щей компании. Правительство ежегодно проводит конкурс, оп­ределяя список уполномочен­ных компаний. В прошлом году таковыми стали 55 УК, но лишь 700 тыс. граждан (около 2% потенциальных клиентов) довери­ло им управление своей буду­щей пенсией. УК будут размещать средства на фондовом рынке: список разрешенных для инвестирования активов у частных компаний намного больше, чем у государственной. В этом году появляется и тре­тий способ накопить себе денег на пенсию — передать пенси­онные накопления в ведение НПФ. Процедура такого пере­вода почти не отличается от за­явления в пользу управляющих компаний. Летом ПФР разош­лет гражданам выписки с именных пенсионных счетов и бланк заявления о выборе УК или НПФ. Это заявление нуж­но будет заполнить, а потом за­верить у нотариуса или организации-трансферагента (банки, работодатели или почта). Заве­ренный документ направляется в ПФР, который обработает все поступившие заявления и переведет в соответствующие НПФ все пенсионные накопле­ния, сформированные в 2002 - 2003 годах, а также ин­вестиционный доход, получен­ный от их инвестирования в госбумаги. После этого ПФР автоматически будет переводить пенсионные накопления в выбранные гражданами НПФ. При этом они вправе раз в год переходить в другой НПФ или возвращать пенсионные накопле­ния в управление государства. Основное отличие НПФ от уп­равляющих компаний и государственного пенсионного фонда в том, что при выборе НПФ пенсионные накопления перестают быть собственнос­тью государства и переходят в собственность фонда. И если УК распоряжаются пенсионными накоплениями обезличенно, то есть не знают своих клиентов в лицо, то НПФ обещают работать непосредственно с каждым клиентом. Однако здесь имеет­ся серьезный недостаток: по за­кону государство несет субси­диарную ответственность за сохранность средств, передан­ных частным УК. Ведь они явля­ются лишь доверительными уп­равляющими средствами, оста­ющимися в собственности госу­дарства. Если гражданин уходит в НПФ, то лишается гарантий государства: ответственность за сохранность денег несет час­тный фонд.

А фонды кто?

Однако, готовы ли российские НПФ к такой ответственнос­ти — большой вопрос. Нынеш­няя ситуация на пенсионном рынке весьма любопытна. Сей­час там действуют 286 НПФ. Объем средств, сформирован­ных за 11 лет его существова­ния, составляет 123,5 млрд руб­лей. Между тем еще в 2001 году собственное имущество всех НПФ едва дотягивало до суммы в 30 млрд рублей, количество же фондов с тех пор практически не изменилось.

Объясняется это просто: как раз в 2001 году были приняты ос­новные законы пенсионной ре­формы, и НПФ в них отвели не­маловажную роль. Это и спро­воцировало бурный рост: в 2002 году объем рынка НПФ вдруг увеличился более чем на 50%, а в 2003-м — еще на 99%. Причем в последнем квартале 2003 года НПФ раздули свои финансовые показатели почти на треть.

Стоит отметить, что более 83% рынка контролируют 20 круп­нейших НПФ —такая ситуация сохраняется последние несколь­ко лет. Однако вслед за старей­шими лидерами этого рынка на­бирают вес и те фонды, которые долгое время находились в по­лумертвом состоянии. Целый ряд НПФ увеличил пока­затели не то что на десятки — на сотни процентов. Например, НПФ «Ангарск-Тасо-Приангарье», прежде находившийся в группе аутсайдеров, оказался на 14-м месте (см. таблицу) —за три месяца привлек 750 млн рублей. Как ему это удалось — загадка. Интересно выглядит динамика НПФ «Транснефть». Его пенсионные резервы вы­росли в 56 раз, обеспечив 26-е место в рейтинге. Резко увели­чились резервы Муниципаль­ного НПФ: в прошлом году их объем составлял примерно 10 млн рублей, а по данным на 1 октября 2003 года, неожидан­но перевалил за 100 млн рублей. Впрочем, аналогичную динами­ку показывает большинство фондов.

Такие чудеса на пенсионном рынке дали определенные ре­зультаты: новым требованиям, которые предъявляются к НПФ в связи с пенсионной реформой, соответствует уже около 200 пенсионных фондов, а ведь год назад таких было всего десять. НПФ изо всех сил стремят­ся заполучить пенсионные на­копления граждан, не смущаясь даже тем обстоятельством, что управляющие компании в прошлом году потерпели в борь­бе за эти накопления полное фи­аско — 98% граждан доверили свои пенсионные средства госу­дарству, а не частному рынку. Оптимистично настроены и учредители НПФ — крупные финансово-промышленные холдинги. Ведь столь бурный рост рынка обеспечили, по сути, хозяева НПФ—имущес­тво для обеспечения уставной деятельности, формируемое за счет взносов учредителей фондов, выросло за девять месяцев прошлого года на 163%. Между тем пенсионные резервы, формируемые в основном за счет взносов вкладчиков, уве­личились всего на 30%. А это означает, что потенциальные клиенты проявляют гораздо меньший интерес к НПФ, чем их учредители. Причины, заставляющие соб­ственников НПФ инвестиро­вать в них миллиардные сред­ства, не очевидны: эти вложе­ния не приносят дивидендов и прибыли. Навскидку объяснить такое поведение учредителей фондов можно лишь тем, что средства, направленные на фор­мирование уставного имущес­тва НПФ, не облагаются налога­ми, а требований к порядку раз­мещения этих средств не су­ществует. НПФ вправе сами оп­ределять, куда их инвестировать для обеспечения уставной дея­тельности, поэтому подавляю­щая доля этих денег уходит об­ратно учредителям. Таким образом, можно предпо­ложить, что хозяева частных пенсионных фондов просто за­интересованы в длинном инвес­тиционном ресурсе, которым являются пенсионные накопле­ния граждан. Если НПФ удастся его привлечь, собственники фондов вправе рассчитывать на то, что часть этих денег удастся использовать в собственных ин­тересах. По словам самих же участников рынка, соответству­ющих схем — масса. Тем более что в структуре многих финансово-промышленных групп есть не только НПФ, но и управляю­щие компании, которым уже разрешено инвестировать пен­сионные накопления. Сочета­ние НПФ и УК позволит корпорациям удерживать привлеченные длинные деньги, не выводя их в сторонние компании. Как следствие, использование таких схем совсем не обязатель­но пойдет на пользу частным-клиентам фондов. Ведь НПФ будут выбирать между клиента­ми и собственниками — пер­вым нужно обеспечить высо­кую доходность, вторым — низ­кую стоимость заемного ресурса. И очень вероятно, что инте­ресы собственников будут учи­тываться фондами в первую очередь. По крайней мере, сей­час, когда НПФ работают со средствами дополнительного пенсионного страхования, до­ходность вложений фондов ос­тавляет желать лучшего. Мно­гие из них начисляют доход­ность, равную инфляции. Заметим также, что НПФ будут направлять до 15% дохода, полу­ченного от инвестирования, на себестоимость.. И это еще не все. Из дохода будет вычитаться не только вознаграждение НПФ, но и гонорары других участников процесса — УК, спецдепозитариев, брокеров, аудиторов, актуариев, регистра­торов и т. д.

Таким образом, передача пенси­онных накоплений в НПФ ста­новится довольно затратным мероприятием, и вполне может случиться, что расходы съедят прибыль. А ведь именно при­быль, по замыслу — основное преимущество частного пенси­онного фонда перед государ­ственным.
Ростовские шахтеры встали с колен

за зарплатой

(«Коммерсант» 02.03.04.)

Сергей КИСИН

Вчера в Новошахтинске прошла крупная ак­ция протеста. Около тысячи работников че­тырех предприятий обанкротившейся ком­пании «Ростовуголь» и члены их семей тре­бовали выдать им задержанную зарплату, оплатить больничные и начислить пенсии.

В акции приняли участие шахтеры трех ликвидируемых шахт—«Западной», имени газеты «Комсомольская правда», имени Ле­нина — и работники обогатительной фаб­рики «Несветайская». Около тысячи чело­век промаршировали по центру Новошахтинска с плакатами и транспарантами, на­поминающими о временах рельсовой вой­ны — «Шахтеры снова на площадях, потому что им надоело ползать на коленях!». На ми­тинге, устроенном у памятника героям-шах­терам, было принято обращение к исполнительной власти: горняки требовали до 10 марта погасить долги по зарплате и обес­печить выполнение социальных гарантий. Как объяснили „Ъ" в ростовском теркоме Росуглепрофсоюза, в течение двух лет 000 «Компания „Ростовуголь"» арендовало шахты «Западная», имени Ленина и имени «Комсомольской правды» у ОАО «Ростову­голь». Ныне обанкротившаяся компания «Ростовуголь» задолжала шахтерам свыше 200 млн руб. по зарплате, более года не пе­речисляла за работников взносы в фонд соцстраха и пенсионный фонд.

Одновременно угольщики потребовали решить экологические проблемы города-рудника, в частности провести рекультива­цию уже много лет горящих вокруг города терриконов 11 шахт, закрытых в ходе рес­труктуризации угольной отрасли. Кроме то­го, одной из проблем в монопромышлен­ном городе после закрытия всех угольных предприятий остается трудоустройство 1100 горняков.

Как рассказал „Ъ" председатель террито­риального комитета Росуглепрофсоюза Вла­димир Катальников, акцию протеста горня­ки решили провести сперва в середине фев­раля — сразу после того, как стало известно, что представители Минфина РФ отказались погашать горнякам задолженность обанкро­тившейся компании «Ростовуголь». После ви­зита на. Дон министра труда и социального развития Александра Починка, обещавшего к 1 марта отыскать средства на зарплату, ее проведение решили отложить. «Обещания Починка оказались пустым звуком»,— кон­статировал господин Катальников.

Между тем, как сообщил „Ъ" источнике ад­министрации Ростовской области, в минув­шую пятницу прошли переговоры между представителями холдинга «Русский уголь» (собственник ООО «Компания „Ростову­голь"») и министром промышленности Сер­геем Назаровым, в ходе которых владельцы шахт пообещали погасить 37 млн руб. задол­женности по зарплате. Согласно протоколу совещания, до 12 марта «Русский уголь» вып­лачивает деньги работникам обогатитель­ной фабрики «Несветайская» и шахтерам «За­падной» и имени Ленина, до 27 марта — име­ни «Комсомольской правды». Областные власти также объявили, что принимают ме­ры для трудоустройства горняков. По словам руководителя областного департамента Фе­деральной государственной службы занятос­ти населения Лидии Ткаченко, 248 человек трудоустроены на профильные предприя­тия — норвежский трест «Арктикуголь» и ОАО «Ленинградсланец». В ноябре—декабре 2003 года в рамках программы трудовой мо­бильности были проведены две специализи­рованные ярмарки вакансий для безработ­ных шахтеров, в результате несколько сот гор­няков получили работу на предприятиях ОАО «Эмпилс», ЗАО «Центрдомнаремонт», ОАО «Каменский машиностроительный за­вод», строительной компании «Валенсия» (Москва) и объединения «Гуковуголь».

Однако, как сообщили „Ъ" в теркоме Ро­суглепрофсоюза, шахтеры не верят в обеща­ния властей, поэтому, если до 10 марта тре­бования пикетчиков не будут выполнены, акция протеста в Новошахтинске будет во­зобновлена.
Митинг от безделья

Уволенные горняки Новошахтинска вышли на улицы

(«Время» 02.03.04.)

Игорь БУРАКОВ

Ростовскую область вновь охватили шахтерские вол­нения. Вчера в Новошахтинске около полутора тысяч горняков приняли участие в митинге про­теста, направленном против ли­квидации угольных предпри­ятий без выплаты социальных пособий. Большинство митин­говавших потеряли работу пос­ле аварии на шахтах «Западная-Капитальная», имени Ленина и имени «Комсомольской прав­ды». Все три шахты у ликвиди­руемого сейчас государственно­го ОАО «Ростовуголь» арендо­вала частная компания ООО «Ростовуголь».

На «Западной-Капитальной» случилось две аварии, с первой из которых 000 «Ростовуголь» справилось, а вторая привела в октябре 2003 года к полному затоплению грунтовыми водами горных выработок самой «За­падной-Капитальной», а кроме того, сделала невозможным эксплуатацию шахт имени Ле­нина и «Комсомолки». Косвен­ные и прямые убытки ООО «Ро­стовуголь» от этих аварий, по словам гендиректора компании Льва Строяковского, превыси­ли 350 млн руб. В результате 000 «Ростовуголь» при активах в 110—120 млн руб. накопило задолженность по зарплате, близкую к 300 млн руб. Как го­ворит министр промышленно­сти, энергетики и природных ресурсов Ростовской области Сергей Назаров, теперь компа­нию придется банкротить, од­нако средств от распродажи ее активов не хватит на погашение долгов горнякам.

По сведениям газеты «Время новостей», администрация Рос­товской области сейчас ведет переговоры с потенциальными покупателями оставшихся че­тырех действующих шахт ОАО «Ростовуголь». Инвесторам предлагается не только запла­тить за шахты, но и взять на се­бя обязательства по погашению долгов горнякам. Еще порядка 50—60 млн руб. на Дону ждут от федерального бюджета в каче­стве компенсации расходов, понесенных 000 «Ростов-уголь» при ликвидации первой и второй аварии на шахте «За­падная-Капитальная». Полу­ченные бюджетные деньги так­же планируется направить на погашение долгов по зарплатам шахтеров.

Попавшие под сокращение горняки, которые уже много месяцев не видят денег, заранее предупреждали власти, что, ес­ли до 1 марта зарплатная проб­лема не будет решена, в Ново-шахтинске начнутся акции про­теста. Вчера колонны прошли от трех закрывшихся шахт к центральной площади Новошахтинска, где горняки в оче­редной раз потребовали уско­рить выплату долгов по зарпла­те, а также помочь уволенным шахтерам с трудоустройством. По данным директора департа­мента занятости Ростовской об­ласти Лидии Ткаченко, в 2004 году из-за закрытия угольных предприятий уровень безрабо­тицы в Новошахтинске достиг­нет 33%, в то время как в сред­нем по области он менее 0,5%. Высвободившихся шахтеров сейчас пытаются трудоустраивать по специальности в трест «Артикуголь», ОАО «Ленинградсланец», где донские горня­ки могут работать вахтовым ме­тодом. Кроме того, недавно раз­работан областной законопро­ект, дающий серьезные инве­стиционные льготы тем, кто бу­дет открывать свой бизнес в шахтерских городах Восточного Донбасса. Первым крупным проектом, подпадающим под эти льготы, станет строительст­во в Новошахтинске нефтепере­рабатывающего завода (НПЗ), где смогут найти постоянную работу около 570 горняков. Еще полторы тысячи шахтеров полу­чат работу на период строитель­ства первого донского НПЗ.
Москвичи недалеко ушли от багдадцев

по качеству жизни

(«Коммерсант» 02.03.04.)

Евгений ХВОСТИК

Вчера лондонская исследовательская орга­низация Mercer Human Resource Consulting опубликовала результаты очередного ис­следования качества жизни в 215 городах мира. Первое место заняли Цюрих и Жене­ва, последнее — Багдад. Российские же го­рода опустились в рейтинге на несколько пунктов — Москве присвоили 162-е место.

Исследователи оценивали города на осно­вании 39 факторов, в числе которых качес­тво и доступность потребительских товаров, уровень развития финансово-экономичес­ких институтов, качество медицинских и санитарно-гигиенических услуг, количество техногенных и природных катастроф, поли­тическая стабильность, уровень преступнос­ти, качество транспортной инфраструктуры, доступность и качество культурно-досуговых заведений и образовательных учреждений, а также свобода слова и личности.

Все российские города получили более низкий рейтинг, чем в прошлом году. Москва оказалась на 162-м месте, тогда как в рейтин­ге 2003 года она занимала 159-е место; Санкт-Петербург опустился на одну позицию —157-е вместо 156-го места. Новосибирск оказался на 186-м месте, которое в прошлом году зани­мала Казань, а столица Татарии оказалась на 187-м месте. Российские города обошел Киев, мать городов русских, заняв 154-е место.

Города с самым высоким качеством жизни

Место в 2003 году


Место в 2004 году


Город


1

1

Цюрих (Швейцария)

2

1

Женева (Швейцария)

2

3

Ванкувер (Канада)

2

3

Вена (Австрия)

5

5

Окленд (Новая Зеландия)

5

5

Берн (Швейцария)

5

5

Копенгаген (Дания)

5

5

Франкфурт (Германия)

5

5

Сидней (Австралия)

10

10

Амстердам (Нидерланды)

10

10

Мюнхен (Германия)



156

157

Санкт-Петербург

159

162

Москва

183

186

Новосибирск

186

187

Казань

Источник: Mercer Human Resource Consulting.

Как сообщил „Ъ" один из авторов рейтинга, Слагин Паракатил, уйдя от ответа на вопрос о причине столь низкого положения россий­ских городов в рейтинге, итоговые результа­ты зависят от комплексной оценки: «Напри­мер, если в городе все в порядке с обеспечени­ем населения потребительскими товарами, но высок уровень преступности, это автома­тически ставит его ниже, чем город, где эти показатели не так сильно отличаются друг от друга». Не только российские, но и многие другие города, в первую очередь в США (Нью-Йорк, Бостон, Сиэтл), были потеснены со сво­их прошлогодних позиций. Исследователи полагают, что на качество жизни в американ­ских городах негативным образом повлияли новые меры по ужесточению въезда в страну. Худшими с точки зрения проживания приз­наны Багдад и Банги (ЦАР).

Исследователи также провели отдельную оценку городов с точки зрения санитарно-гигиенической обстановки: по качеству и доступности медицинских услуг, уровню загрязнения воздуха и распространения ин­фекционных болезней. С точки зрения этих показателей лидируют Калгари (Канада) и Гонолулу (США). Российские города заняли в этом списке одни из самых низких строчек. Москву поместили на 190-е место, а Санкт-Петербург — на 183-е место. Российскую сто­лицу также обошли Казань (185-е место) и Новосибирск (184-е место). Исследователи указывают, что столь низкий рейтинг рос­сийских городов объясняется плохим ка­чеством уборки мусора и ужасным состоя­нием канализации. Лучшим среди европей­ских городов с точки зрения экологии и ги­гиены признан Хельсинки, худшим — Афи­ны. Последними в списке оказались Баку и Антананариву (Мадагаскар).
Жилье подорожает

Чиновники собираются увеличить налог на квартиры

(«Ведомости», 02.03.2004)

Светлана ИВАНОВА

С 2006 г. налог на жилье для граждан может существенно возрасти. Госстрой разработал методику мас­совой оценки квартир, на основа­нии которой правительство соби­рается рассчитывать новые ставки налога на имущество физлиц. По оценке самих чиновников, пе­реход на новую систему может за­тянуться на несколько лет.

Еще летом 2002 г. Минэкономразвития предложило радикально рефор­мировать налог на имущество граж­дан: снизить его максимальную ставку в 20 раз, но брать налог не с инвента­ризационной, а с рыночной стоимос­ти жилья. По действующему закону о налогах на имущество физлиц 1991 г. налог на жилье с инвентариза­ционной стоимостью до 300 000 руб. не может превышать 0,1% в год. от 300 000 руб. до 500 000 руб. - 0,3%, свыше 500 000 руб. - 2%. Внесенный в правительство в октябре прошлого года проект новой главы Налогового кодекса предполагает, что ставка на­лога с 2006 г. составит от 0.01 до 0.1% стоимости имущества, ''приближен­ной к рыночной”.

По данным Минфина, в большинстве регионов ставка налога на имущест­во физлиц составляет 0,5%, а суммар­ные поступления от него в прошлом году составили около 3 млрд руб. В среднем каждый из 6 609 194 пла­тельщиков налога платит по 454 руб. в год.

Но дальше стен Белого дома согласо­ванный всеми ведомствами документ не пошел, поскольку данных о реаль­ной цене каждой квартиры у чиновни­ков нет, а расходы на индивидуальную оценку жилья были бы больше, чем по­ступления от налога на него. На днях Госстрой отправил на визирование в Минэкономразвития и Минфин ме­тодику массовой оценки квартир. "Суть ее в том, что оценка недвижимо­сти проводится исходя из затрат на строительство, а дальше при помощи специальных коэффициентов эта оценка максимально приближается к текущей рыночной ситуации", - по­ясняет один из авторов методики. Как следует из текста документа, копия которого имеется в распоряжении "Ведо­мостей", таких поправок будет три: на физический износ здания, его уда­ленность от объектов социальной и транспортной инфраструктуры (коэффициент территориальной зоны) и близость железнодорожных путей, бензоколонок, автостоянок и другие неблагоприятные факторы (коэффи­циент внешнего износа).

Все коэффициенты предполагается рассчитывать на основе метода так на­зываемых парных продаж. "Берется информация о продажах аналогичных объектов недвижимости и сравнивает­ся с интересующим нас объектом’’, -поясняет чиновник Госстроя. По его словам, ведомство опробовало новую методику в нескольких российских го­родах и результат отличался от дан­ных индивидуальной оценки "всего на 10-15%". "Это означает, что расчетная налогооблагаемая стоимость кварти­ры [благодаря этой методике] очень сильно приблизится к рыночной", - констатирует разработчик методики. По словам и. о. руководителя департа­мента налоговой политики Минэконо­мразвития Виталия Прокаева, его ве­домство "только что" начало изучать предложения Госстроя и еще не сфор­мировало свою позицию.

Для владельцев квартир изменение ставок налога на основе методики Госстроя повлечет дополнительные расходы. К примеру, налог с двух­комнатной квартиры в Ясеневе с инвентаризационной стоимостью 313 000 руб. сейчас составляет 939 руб. в год. На рынке такая кварти­ра, по данным агентства "БЭСТ-Недвижимость". может быть продана за $80 000-88 000, таким образом, налог вырастет до $80-88 (более 2400 руб.). Насколько вырастут суммарные сбо­ры от налога при новой методике, ни в Минфине, ни в Минэкономраз­вития пока не считали.

Эксперты уверены, что применить методику массовой оценки на практи­ке будет сложно. "Самая большая про­блема - создать базу для сравнения, потому что в нашей стране реальная цена сделок по-прежнему остается личным делом продавца и '’покупате­ля", - говорит руководитель аналити­ческого центра IRN.RU Олег Репченко. По его словам, граждане не разглаша­ют реальную цену квартир из-за высо­кого налога, который обязан платить продавец. А пока нет базы для сравне­ния, "методика бессмысленна", уверен риэлтер. Председатель думского экс­пертного совета по налогам Михаил Орлов добавляет, что рынок жилья развит только в городах, поэтому ме­тод "парных продаж" невозможно бу­дет применить, например, для оценки дома в глухой сибирской деревне.

Впрочем, беспокоиться еще рано. По прогнозу чиновника налогового департамента Минфина, "переход к новой системе [взимания налога] за­тянется на несколько лет", поскольку у местных властей просто не хватит денег, чтобы быстро наладить новую систему оценки. "В этот [переходный] период будет использоваться старая методика БТИ", - убежден чиновник.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды, профсоюзы и соц. Политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconЗаконопроект о федеральной контрактной системе доработан с учетом публичного обсуждения
Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусматривающий снижение...

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика iconВнебюджетные фонды садоводческими некоммерческими товариществами, применяющими усн
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 апреля 2012 г. №1112-19 о применении пониженных тарифов страховых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную