Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ




Скачать 229.73 Kb.
НазваниеРекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ
Дата публикации26.09.2013
Размер229.73 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы

Департамент образования

Вологодской области

Автономное образовательное

учреждение Вологодской области дополнительного

профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Козленская ул., 57, г. Вологда, 160011

Телефон/факс (8172) 75-84-00

Е-mail: iro-vologda@yandex.ru

28.-6.13



1-12/884




Руководителям муниципальных методических служб

На №____213-М____от ___22.04.2013________

Уважаемые руководители!

12 декабря 2013 году будет отмечаться 20 - летие принятия Конституции Российской Федерации. В соответствии с «Планом мероприятий по подготовке и проведению празднования в Вологодской области 20-летия принятия Конституции Российской Федерации» во всех общеобразовательных учреждениях области 1 сентября 2013 года рекомендуется провести Всероссийский урок Конституции с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данный Всероссийский урок должен стать составной частью, отправной точкой комплекса мероприятий, посвящённых юбилейным событиям, что во многом предопределит системность и результативность образовательной политики. Единые уроки должны содействовать актуализации знаний о развитии конституционализма в России, формированию у молодых граждан активной гражданской позиции, формированию ценностей гражданского общества и важнейших качеств личности: нравственности, патриотизма, чувства долга и личной ответственности за порученное дело; повышению уровня политической и правовой культуры школьников; профилактике правового нигилизма

Рекомендуется отразить следующие вопросы:

1. Основное содержание Конституции РФ

2. Государственные символы РФ

3. История становления конституционализма в РФ.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике и символике Вологодского края.

Формы работы с учащимися могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, соответствовали возрасту учеников. Так, например, для учащихся 1-4 классов могут проводиться тематические беседы, конкурсы, викторины, конкурсы рисунков и плакатов. Особое место в организации работы с учащимися необходимо отвести проведению подготовке исследовательских проектов. Возможно проведение дискуссионных и лекционных мероприятий (информационный час, диспут, устный журнал, тематическая лекция); обсуждение отрывков из хроникально-документальных и художественных фильмов; подготовка компьютерных презентаций.

Подготовлены рекомендации по проведению 1 сентября 2013 года открытых уроков и лекций, посвященных 20-летию принятия Конституции Российской Федерации,

составленные с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Материалы включают:

1. Рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных 20 - летию принятия Конституции Российской Федерации (1 – 11 классы)

2. Литература и Интернет - ресурсы для подготовки и проведения тематических уроков,

 

Рекомендации по проведению урока в начальной школе (1 - 4-й классы)

Цели: способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской Федерации

В первом и втором классах учащиеся говорят о том, что они живут в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.

На уроке целесообразно использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, запись Государственного гимна Российской Федерации. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб. Возможно привлечение материала о символике Вологодской области.

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб важно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Важно обратить внимание учащихся на то, что цвета символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Как вы думаете, зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?".

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

Учащиеся знакомятся с гимном России. При этом следует подчеркнуть, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.

С учениками можно прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации. Использовать при этом технологию «смыслового чтения».

В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В третьем и четвертом классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции - основном законе страны. Обсуждаются вопросы, что могут уже сейчас делать ученики для своей родины.

Активизировать работу могут вопросы: "Какие символы имеет наша страна?", "Как вы считаете, зачем стране нужна символика?", "Какие народы живут в России?", "Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?", "Что такое Конституция?", "Какие права и обязанности есть у граждан России?". Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроках используются изображения Государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная); Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная); Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.

Продолжается знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны - красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российских герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трехсот лет.

Рекомендации по проведению урока в основной школе (5 - 9-й классы)

Задачи урока: расширить представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

Оборудование урока: политическая или географическая карта современной России, изображение Государственного герба и флага России, запись гимна России.

Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание герба и флага РФ, работа с текстом Конституции, краткие сообщения школьников (например, о правах и обязанностях граждан России, об истории российского герба и др.). Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение материала о символике Вологодской области.

На уроке необходимо отметить, что символика российского государства складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество.

Рассмотрение государственных символов Российской Федерации можно начать с работы над текстом гимна России, используя технологию смыслового чтения. Ученики должны объяснить, почему люди встают при исполнении гимна страны.

Возможные вопросы для беседы с учащимися:

Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря? Что такое Конституция? Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России.

Что такое законы? Какова история их появления? Что известно о появлении законов в российском государстве? Какие из них вам известны?

Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны? Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трех императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?

Опишите современный герб России: из каких частей он состоит, что они символизируют? Как выглядят гербы вашего города, области, республики? Как они связаны с гербом России?

Опишите российский Государственный флаг. Объясните значение его цветов.

В ходе беседы о гербе России целесообразно обратить внимание на современное толкование изображенных на нем символов. Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.

Важный компонент урока - обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан России. Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав. Уместно подчеркнуть, что права российских граждан, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 году.

Работа на уроке помогает учащимся прийти к заключению о том, что символы государства - это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением.

Рекомендации по проведению урока в 10-11 классах

Цель: расширить представления учащихся о роли Конституции для государства, общества и каждого человека; продолжить формирование общероссийской гражданской идентичности и ответственности учащихся старшей школы за свою страну; на основе анализа Конституции продолжить формирование аналитических навыков, умения работать с законами и документами.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской Федерации

В начале урока можно обсудить вопросы:

Почему в нач. 1990-х гг. появилась необходимость принятия новой Конституции РФ?
Как принималась Конституции РФ 1993 года?

Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной жизни? Всегда ли в своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?

Необходимо организовать работу учащихся с текстом Конституции. Сделать акцент на статьи, гарантирующие личные (Гл. 2. ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина (ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).

Для того чтобы понять, как непросто написать закон, который бы устраивал большинство можно предложить учащимся, предварительно разделившись на группы по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Золотые правила школы», соблюдая при этом положения Конституции РФ. Важно учесть интересы всех участников образовательного процесса. Редакционная группа соберет предложения групп и подготовит окончательный вариант.

Главным критерием в отборе форм, средств и содержания деятельности должна быть их ориентация на ценности, которые отражены в основном общегражданском документе нашей страны:

  • признание высшей ценностью человека, его прав и свобод;

  • вера в добро и справедливость;

  • незыблемость демократической основы государственности России, любовь и уважение к Отечеству;

  • гражданский мир и согласие, благополучие и процветание Отечества;

  • исторически сложившееся государственное единство и целостность страны;

  • равноправие и самоопределения народов;

  • признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности;

  • правовое государство и другие.

Для решения поставленных задач рекомендуется:

1.                  Осуществить взаимодействие с органами исполнительной власти муниципалитета, общественностью. Этот процесс может быть двухсторонним. С одной стороны, на занятия можно приглашать сотрудников местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов, представителей некоммерческих структур и общественных организаций. С другой стороны, можно организовывать выход в учреждения органов местного самоуправления, представительства общественных организаций, на базе которых целесообразно организовать интересные интерактивные встречи школьников с компетентными специалистами.

2.                  Использовать интерактивные формы, которые позволили бы участникам занять активную и исследовательскую позицию в процессе усвоения данного материала. Такими формами могут быть – диспуты и дискуссии, круглые столы, ток-шоу, открытые семинары, посвященные совместному обсуждению актуальных вопросов реализации основных положений Конституции РФ в современном обществе. Организовывать специальные тренинги, способствующих развитию у школьников умений решать различные проблемные ситуации, связанные с нарушением прав человека, заложенных Конституцией РФ.

Мероприятия, посвященные Дню Конституции Российской Федерации, могут быть различны по времени и охвату учащихся: от кратковременного события с отдельным классом, до Недели правовых знаний, предполагающей цикл мероприятий для всех учащихся образовательного учреждения, открывающийся торжественной линейкой.

1-4 классы

                   Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия!», позволяющий обеспечить расширение представлений школьников о государственной символике и символике Вологодской области;

                   Маршрутная игра «Право знать!», направленная на расширение знаний об основном законе государства – Конституции, формирование умений аргументированного отстаивания собственных взглядов. Содержанием деятельности в ходе маршрутной игры может быть знание основных прав и свобод человека, способность пояснить значение символов и атрибутики Российского государства, умение обосновать собственные взгляды в ходе защиты плаката, творческое преобразование текстового выражения основных статей Конституции Российской Федерации в форме синквейна, театральных миниатюр, рисунка.

5-9 классы

                   Разработка «Конституции класса», что обеспечит анализ действующего Закона Российской Федерации, понимание учащимися основных положений Закона, перенесение ключевых демократических принципов в жизнедеятельность классного коллектива;

                   Историко-познавательный турнир «Наша Родина – Россия». Основные термины интеллектуальной игры: гражданин, патриот, Конституция, права, обязанности, закон, демократия, равноправие, референдум, выборы, президент, указ, суд, бесправие, депутат, агитация, федерация, власть. Мероприятие направлено на расширение знаний о Конституции, формирование умений поиска и анализа информации по основным темам турнира, развитие способностей в сфере творческого преобразования информации и презентации результатов широкой аудитории.

                   Конкурс газет, плакатов, лозунгов «Основной закон страны», отражающие содержание Конституции. Мероприятие направлено на формирование у учащихся знания содержания Конституции, понимания значения Конституции для государства и его граждан.

10-11 классы

                   Проведение интеллектуальной игры «Конституция Российской Федерации». Задачами интеллектуальной игры являются совершенствование навыков самостоятельной, исследовательской работы с документами; развитие умений учащихся применять и использовать знания в нестандартной обстановке; актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации.

                   Проведение лектория «История Российских конституций: от 1918-го до 1993-го» позволит осуществить повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания, расширить знания учащихся о конституционных основах нашего государства, сформировать понимание необходимости знания Конституции как основного закона, воспитать чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону. Важно, чтобы сами старшеклассники выступали организаторами лектория, представляя заинтересовавшую информацию в интерактивной форме другим учащимся.

                   Парламентские дебаты по теме «Закон и свобода личности», нацеленные на формирование умений аргументированного отстаивания собственных взглядов и позиций; воспитание активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении. При условии владения учащимися основами парламентских дебатов, в школе может быть проведен турнир команд.

                   Социальная акция «Мы – граждане России!». Целью является формирование активной гражданской позиции школьников, их мотивирование на социально-значимую деятельность. Содержанием мероприятия может быть организация совместной социально значимой деятельности. В рамках социальной акции возможно проведение творческих, дискуссионных, спортивных и иных мероприятий.

 

В рамках празднования Дня Конституции Российской Федерации в образовательном учреждении может быть положено начало системной работе с учащимися по формированию их правовой грамотности и гражданской позиции. Заинтересованным педагогам предлагается организовать работу школьного политико-правового клуба «Мой выбор».

Варианты вопросов для викторины:

1. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека? Как называется праздник, широко отмечаемый во многих странах, относящийся к этому событию. (10 декабря 1948 года - День прав человека)

2.Как называется Основной Закон государства? (Конституция от латинского constitutio - устройство, установление).

3.Когда появились первые проекты Конституции в России? Назовите их авторов. (П. Пестель «Русская правда», Н. Муравьев «Конституция», 1я половина 19 века).
4. Какая по счету конституция действует в России? Назовите даты их принятия (1918, 1924, 1936, 1977, 1993.)

5. Знаком + укажите, какие признаки относятся к морали, а знаком - к праву.

• Регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества / - /.

•Регулируют общественные и личные отношения типа: человек- человек, человек-коллектив, человек-общество, человек-государство /+/.

•Существуют, складываясь постепенно в общественном сознании /+/.

•Закреплены в законах /-/

•За их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, коллективом или отдельными лицами /+/

•За их нарушение следуют ответственность в виде государственного принуждения /-/

•Становятся обязательными регуляторами поведения человека после их внедрения в индивидуальное сознание /+/

•Становятся обязательными регуляторами поведения после их установления государством /-/.
6. Кто (по Конституции РФ 1993г.) наделен правом законодательной инициативы? (президент, Совет Федераций, члены Совета Федераций, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, Законодательные правительственные органы субъектов РФ).

7.Что это за мелодии (текст)? Что их объединяет? (Если нет фоно-записи, можно использовать карточки с текстом.)

А) Боже, царя храни!
Сильный державный,
Царствуй на славу, на славу
Царствуй на страх врагам,
Все ниспошли!

Б) Боже, Царя храни.
Славному долги, дни
Дай на земле!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю
Всех утешителю!
Боже, Царя, Царя храни

В) Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.

Г) Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.

Д) Славься, славься наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует русский народ.

Государственные гимны России на разных этапах:

А) первый официальный гимн «Молитва русских» (1815-1833гг.) слова В.А. Жуковского, автор музыки неизвестен.

Б) второй официальный гимн «Боже, Царя храни!» (1833-1917гг.) слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова.

В) гимн Российской демократической республики (период Временного правительства) со 2 марта по 25 октября 1917 года. «Марсельеза», слова П. Лаврова, музыка К.Ж. Руже де Лиль в обработке А.К. Глазунова.

Г) гимн советской России с января 1918 по 1944год, «Интернационал» слова Э. Потье, перевод А. Коца, музыка П. Дегейтера.

Д) гимн Российской Федерации с 1990г. Национальный гимн «Патриотическая песня», музыка М.И. Глинка.

8.Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной жизни? Всегда ли своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?


Учитель предлагает учащимся найти в тексте Конституции статьи, гарантирующие личные (ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина (ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).

Далее учитель предлагает учащимся, предварительно разделившись на группы (3-4) по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Правил пользования сотовыми телефонами» на территории школы, соблюдая при этом положения Конституции РФ. Необходимо создать редакционную группу, которая соберет все варианты и подготовит окончательный вариант(или иной проект актуальный для жизни школы, класса).
Конституция – общеобязательный нормативно-правовой акт(закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Основные черты конституции:

Основополагающий характер конституции в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные, имеет обобщающий характер. Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно. Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе.

История Российской конституции: 23 апреля 1906 года Николай II издал «Основные государственные законы». Документ состоял из преамбулы и 5 глав: о существе верховной самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о законах, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров, министрах.. Фактически эти законы являлись первой русской конституцией. Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года 5 Всероссийским съездом советов. Эта конституция заложила основы нового социалистического строя и новой советской государственности. Конституция СССР принята 31 января 1924 года II Всесоюзным съездом Советов. Главная цель конституции СССР 1924 г. – отразить природу и структуру СССР. 2-я конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Особенностями этой конституцией стали: закрепление принципа плановой экономики, увеличение числа союзных республик и усиление позиций центра, провозглашения большего объема прав и свобод человека, и т.д. Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва. В ней провозглашались отказ от принципов диктатуры пролетариата, установление руководящей и направляющей роли КПСС, более широкое регулирование статуса личности. В начале 90-ых гг. возникла необходимость коренных конституционных реформ. 12 декабря 1993 г. конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

Краткая история российского парламентаризма

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.

В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.

Однако было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.

Рекомендуемая литература:

1. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы /Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002.

2. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы /Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.

3. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.

4. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы /Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.

5. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений /Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.

6. Российская государственная символика /Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.

7. Атлас «История России XX века» (Государственная символика. Гимны. Схемы политического устройства. Портреты исторических деятелей) /Авт. А.Т. Степанищев, О.И. Бородина. - М.: Владос. 2002.

8. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.




Ректор С.Б. Виноградова

Н.Ю. Слободина

75-30-20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconРекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике и символике Вологодского края

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconПрограмма вступительного испытания по направлению 081100. 62 «Государственное...
Конституция Российской Федерации: основные черты и общая характеристика. Конституция как основный закон государства. История и порядок...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconТеоретические вопросы курса. Источники и историография. Основное содержание курса
Возникновение ранних форм государственности. Становление государства и права Древней Руси

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconКонституции РФ. На классных часах были рассмотрены следующие вопросы: Что такое права человека?
В рамках акции «Права человека» прошли классные часы во всех классных коллективах, где педагоги рассказывали о правах человека и...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconВопросы к экзамену по курсу "Право" Система права: понятие и содержание
...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconМетодические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции...
Уроки 3 Правовой практикум «Каково правовое содержание Конституции России?» с. 23 25

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconПраво на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
С начальной школы – необходимость знаний о международных и российских документах о правах ребёнка, их основное содержание

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconЦиклов
Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, нир,...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconПищевых производств
Методические указания определяют основное содержание и объем организационно-экономической части дипломного проекта ”Инвестиционный...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconКто должен покупать учебники: школа или родители?
Ответ. В силу Конституции РФ дети должны получать бесплатно основное образование

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную