Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ




Скачать 275.59 Kb.
НазваниеРекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ
страница1/3
Дата публикации26.09.2013
Размер275.59 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы
  1   2   3
Департамент образования

Вологодской области

Автономное образовательное

учреждение Вологодской области дополнительного

профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Козленская ул., 57, г. Вологда, 160011

Телефон/факс (8172) 75-84-00

Е-mail: iro-vologda@yandex.ru

28.-6.13



1-12/884


Руководителям муниципальных методических служб

На №____213-М____от ___22.04.2013________

Уважаемые руководители!

12 декабря 2013 году будет отмечаться 20 - летие принятия Конституции Российской Федерации. В соответствии с «Планом мероприятий по подготовке и проведению празднования в Вологодской области 20-летия принятия Конституции Российской Федерации» во всех общеобразовательных учреждениях области 1 сентября 2013 года рекомендуется провести Всероссийский урок Конституции с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данный Всероссийский урок должен стать составной частью, отправной точкой комплекса мероприятий, посвящённых юбилейным событиям, что во многом предопределит системность и результативность образовательной политики. Единые уроки должны содействовать актуализации знаний о развитии конституционализма в России, формированию у молодых граждан активной гражданской позиции, формированию ценностей гражданского общества и важнейших качеств личности: нравственности, патриотизма, чувства долга и личной ответственности за порученное дело; повышению уровня политической и правовой культуры школьников; профилактике правового нигилизма

Рекомендуется отразить следующие вопросы:

1. Основное содержание Конституции РФ

2. Государственные символы РФ

3. История становления конституционализма в РФ.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике и символике Вологодского края.

Формы работы с учащимися могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, соответствовали возрасту учеников. Так, например, для учащихся 1-4 классов могут проводиться тематические беседы, конкурсы, викторины, конкурсы рисунков и плакатов. Особое место в организации работы с учащимися необходимо отвести проведению подготовке исследовательских проектов. Возможно проведение дискуссионных и лекционных мероприятий (информационный час, диспут, устный журнал, тематическая лекция); обсуждение отрывков из хроникально-документальных и художественных фильмов; подготовка компьютерных презентаций.

Подготовлены рекомендации по проведению 1 сентября 2013 года открытых уроков и лекций, посвященных 20-летию принятия Конституции Российской Федерации,

составленные с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Материалы включают:

1. Рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных 20 - летию принятия Конституции Российской Федерации (1 – 11 классы)

2. Литература и Интернет - ресурсы для подготовки и проведения тематических уроков,

 

Рекомендации по проведению урока в начальной школе (1 - 4-й классы)

Цели: способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской Федерации

В первом и втором классах учащиеся говорят о том, что они живут в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.

На уроке целесообразно использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, запись Государственного гимна Российской Федерации. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб. Возможно привлечение материала о символике Вологодской области.

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб важно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Важно обратить внимание учащихся на то, что цвета символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Как вы думаете, зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?".

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

Учащиеся знакомятся с гимном России. При этом следует подчеркнуть, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.

С учениками можно прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации. Использовать при этом технологию «смыслового чтения».

В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В третьем и четвертом классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции - основном законе страны. Обсуждаются вопросы, что могут уже сейчас делать ученики для своей родины.

Активизировать работу могут вопросы: "Какие символы имеет наша страна?", "Как вы считаете, зачем стране нужна символика?", "Какие народы живут в России?", "Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?", "Что такое Конституция?", "Какие права и обязанности есть у граждан России?". Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроках используются изображения Государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная); Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная); Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.

Продолжается знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны - красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российских герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трехсот лет.

Рекомендации по проведению урока в основной школе (5 - 9-й классы)

Задачи урока: расширить представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

Оборудование урока: политическая или географическая карта современной России, изображение Государственного герба и флага России, запись гимна России.

Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание герба и флага РФ, работа с текстом Конституции, краткие сообщения школьников (например, о правах и обязанностях граждан России, об истории российского герба и др.). Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение материала о символике Вологодской области.

На уроке необходимо отметить, что символика российского государства складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество.

Рассмотрение государственных символов Российской Федерации можно начать с работы над текстом гимна России, используя технологию смыслового чтения. Ученики должны объяснить, почему люди встают при исполнении гимна страны.

Возможные вопросы для беседы с учащимися:

Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря? Что такое Конституция? Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России.

Что такое законы? Какова история их появления? Что известно о появлении законов в российском государстве? Какие из них вам известны?

Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны? Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трех императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?

Опишите современный герб России: из каких частей он состоит, что они символизируют? Как выглядят гербы вашего города, области, республики? Как они связаны с гербом России?

Опишите российский Государственный флаг. Объясните значение его цветов.

В ходе беседы о гербе России целесообразно обратить внимание на современное толкование изображенных на нем символов. Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.

Важный компонент урока - обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан России. Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав. Уместно подчеркнуть, что права российских граждан, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 году.

Работа на уроке помогает учащимся прийти к заключению о том, что символы государства - это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением.

Рекомендации по проведению урока в 10-11 классах

Цель: расширить представления учащихся о роли Конституции для государства, общества и каждого человека; продолжить формирование общероссийской гражданской идентичности и ответственности учащихся старшей школы за свою страну; на основе анализа Конституции продолжить формирование аналитических навыков, умения работать с законами и документами.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской Федерации

В начале урока можно обсудить вопросы:

Почему в нач. 1990-х гг. появилась необходимость принятия новой Конституции РФ?
Как принималась Конституции РФ 1993 года?

Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной жизни? Всегда ли в своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?

Необходимо организовать работу учащихся с текстом Конституции. Сделать акцент на статьи, гарантирующие личные (Гл. 2. ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина (ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).

Для того чтобы понять, как непросто написать закон, который бы устраивал большинство можно предложить учащимся, предварительно разделившись на группы по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Золотые правила школы», соблюдая при этом положения Конституции РФ. Важно учесть интересы всех участников образовательного процесса. Редакционная группа соберет предложения групп и подготовит окончательный вариант.

Главным критерием в отборе форм, средств и содержания деятельности должна быть их ориентация на ценности, которые отражены в основном общегражданском документе нашей страны:

  • признание высшей ценностью человека, его прав и свобод;

  • вера в добро и справедливость;

  • незыблемость демократической основы государственности России, любовь и уважение к Отечеству;

  • гражданский мир и согласие, благополучие и процветание Отечества;

  • исторически сложившееся государственное единство и целостность страны;

  • равноправие и самоопределения народов;

  • признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности;

  • правовое государство и другие.

Для решения поставленных задач рекомендуется:

1.                  Осуществить взаимодействие с органами исполнительной власти муниципалитета, общественностью. Этот процесс может быть двухсторонним. С одной стороны, на занятия можно приглашать сотрудников местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов, представителей некоммерческих структур и общественных организаций. С другой стороны, можно организовывать выход в учреждения органов местного самоуправления, представительства общественных организаций, на базе которых целесообразно организовать интересные интерактивные встречи школьников с компетентными специалистами.

2.                  Использовать интерактивные формы, которые позволили бы участникам занять активную и исследовательскую позицию в процессе усвоения данного материала. Такими формами могут быть – диспуты и дискуссии, круглые столы, ток-шоу, открытые семинары, посвященные совместному обсуждению актуальных вопросов реализации основных положений Конституции РФ в современном обществе. Организовывать специальные тренинги, способствующих развитию у школьников умений решать различные проблемные ситуации, связанные с нарушением прав человека, заложенных Конституцией РФ.

Мероприятия, посвященные Дню Конституции Российской Федерации, могут быть различны по времени и охвату учащихся: от кратковременного события с отдельным классом, до Недели правовых знаний, предполагающей цикл мероприятий для всех учащихся образовательного учреждения, открывающийся торжественной линейкой.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconРекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике и символике Вологодского края

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconПрограмма вступительного испытания по направлению 081100. 62 «Государственное...
Конституция Российской Федерации: основные черты и общая характеристика. Конституция как основный закон государства. История и порядок...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconТеоретические вопросы курса. Источники и историография. Основное содержание курса
Возникновение ранних форм государственности. Становление государства и права Древней Руси

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconКонституции РФ. На классных часах были рассмотрены следующие вопросы: Что такое права человека?
В рамках акции «Права человека» прошли классные часы во всех классных коллективах, где педагоги рассказывали о правах человека и...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconВопросы к экзамену по курсу "Право" Система права: понятие и содержание
...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconМетодические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции...
Уроки 3 Правовой практикум «Каково правовое содержание Конституции России?» с. 23 25

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconПраво на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
С начальной школы – необходимость знаний о международных и российских документах о правах ребёнка, их основное содержание

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconЦиклов
Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, нир,...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconПищевых производств
Методические указания определяют основное содержание и объем организационно-экономической части дипломного проекта ”Инвестиционный...

Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ iconКто должен покупать учебники: школа или родители?
Ответ. В силу Конституции РФ дети должны получать бесплатно основное образование

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную