С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации




Скачать 73.13 Kb.
НазваниеС. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации
Дата публикации26.09.2013
Размер73.13 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Законы > Документы


С.Н. Каргинов
Послания Президента Российской Федерации

(конституционно-правовой статус)

В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента РФ – одна из форм реализации предусмотренного ст. 80 Конституции РФ полномочия Президента РФ по определению стратегии развития Российского государства.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию представляет собой одну из разновидностей официальных политико-правовых документов Президента. Однако Конституция РФ детально не определяет природу и содержание этого акта. Послания Президента РФ не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы1. Выступление Президента РФ с посланием Федеральному Собранию определяется как полномочие Президента. Однако, исходя из смысла ст. 84 Конституции РФ, представляется, что это, скорее, обязанность Президента.

Хотя Президент обращается с посланием к Федеральному Собранию, послание не является обязательным для исполнения Федеральным Собранием актом, а носит рекомендательный характер. Тем не менее, послание учитывается Парламентом при определении направлений его законодательной деятельности. Так, Совет Федерации Федерального Собрания представляет ежегодные доклады «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Основной целью докладов по традиции является оценка законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с точки зрения полноты и качества правового обеспечения реализации основных направлений государственной политики, определенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

На сегодняшний день законодательная деятельность в Российской Федерации корреспондирует с содержанием ежегодных посланий Президента Российской Федерации, прежде всего с точки зрения состояния и динамики законодательного обеспечения основных приоритетов, которые глава государства определяет, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации. Послание, по сути, представляет собой форму сотрудничества главы государства с парламентом России через документ, устанавливающий направления, цели и задачи деятельности всей системы государственной власти в стране.

Конституция Российской Федерации в п. «е» ст. 84 наделяет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию статусом документа, определяющего государственную политику России, в связи с чем Послание является актом особого стратегического масштаба, определяющим важнейшие политические и социально-экономические общенациональные задачи.

Для исполнительной власти, федерального правительства указания, содержащиеся в посланиях Президента, являются обязательными. Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2 Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, а именно ее и определяет Президент в своих ежегодных посланиях. В п. 2.1 типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 года № 452, говорится, что «планирование работы федерального органа исполнительной власти по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации»3.

Традиционно основную нагрузку по реализации посланий несет Правительство РФ. Взаимодействие законодательного и высшего исполнительного органа власти в выработке мер по исполнению этого стратегического документа является важным аспектом конституционного партнерства в деле обеспечения поручений Президента РФ. Одним из механизмов такого взаимодействия служат поручения Президента Правительству по подготовке и внесению в Государственную Думу законопроектов, реализующих основные положения очередного послания. Так, в мае 2005 года сразу после апрельского Послания Президент опубликовал перечень поручений Правительству, содержащих установки по проведению конкретных мероприятий с указанием исполнителей и даты исполнения. Премьер-министр, в свою очередь, назначил персонально ответственных министров за исполнение каждого поручения4.

Более оперативный и системный характер носили поручения после оглашения Послания Президента в 2006 году (были обозначены на следующий после оглашения день). Показательно, что поручения членам Правительства исходили уже не от главы государства, а непосредственно от Председателя Правительства. Следует заметить, что контроль за исполнением Правительством всех положений Послания осуществляет Главное контрольное управление администрации Президента.

Следовательно, ежегодное послание Президента Федеральному Собранию служит не только стратегическим документом, определяющим план законотворческой деятельности российского Парламента, но и источником для разработки плана работы на год и ближайшую перспективу Правительства РФ и его реализации всей системой исполнительной власти.

Помимо ежегодных посланий, Президент РФ с той же периодичностью направляет парламенту бюджетные послания, в которых говорится об основных направлениях бюджетной политики, «призванной способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач»5; «повышению благосостояния населения и обеспечению устойчивого роста экономики страны»6. Цель таких посланий состоит в обосновании бюджета, представляемого Правительством для принятия в Государственную Думу, в основу которого положены «долгосрочные приоритеты развития страны»7.

Конституция РФ не упоминает бюджетное послание, однако согласно ст. 170, 184 Бюджетного кодекса в нем определяется бюджетная политика государства на очередной финансовый год, оно является основой составления бюджета, наряду с иными показателями. Как правило, такие послания делаются за полгода до введения в действие нового бюджета. Следовательно, в механизме взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания послания играют интегрирующую роль между главой государства, устанавливающим цели и задачи государственной политики, и парламентом, реализующим их в законотворческой деятельности. Начиная с 2005 года, перед очередным ежегодным посланием, Президент приглашает в Кремль руководителей фракций и палат Парламента для обсуждения основных направлений внутренней и внешней политики с целью выявления предложений парламентариев и включения их в послание8. Например, в 2006 году такие встречи проводились не только с парламентариями, но и с представителями бизнес-сообщества, а также с руководителями органов исполнительной власти по ключевым и актуальным вопросам экономического развития страны.

Интегрирующий характер ежегодного послания проявляется также в том, что на его оглашение, помимо парламентариев, приглашаются представители высших властных структур: члены Правительства РФ, председатели высших судов РФ, Генеральный прокурор РФ, председатели ЦИК РФ и Счетной палаты РФ, члены Государственного совета, главы основных конфессий9.

Таким образом, изучение сложившейся практики показывает, что Послание Президента РФ, с которым он ежегодно выступает перед Федеральным Собранием, является государственно-политическим документом, определяющим стратегию развития страны, основные направления внутренней и внешней политики государства, программу деятельности органов государственной власти всех уровней.

Послание должно содержать три основных момента: установление стратегических целей на долгосрочную перспективу, подведение итогов выполнения предыдущего послания и с учетом этого – определение тактических задач на следующий год. Для их эффективной реализации представляется необходимым придать на законодательном уровне официальный статус документу «Ежегодное послание Президента Российской Федерации органам государственной власти» как общеобязательному для органов исполнительной власти, обеспечить системой контроля, а также установить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его установок. В отношении законодательных и судебных органов государственной власти этот документ должен носить рекомендательный характер по планированию работы на краткосрочную перспективу10.

С этой целью необходимо внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», а также поддержать принятие Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации», определяющего статус главы государства (права, обязанности, ответственность, гарантии деятельности)11.

Необходимо четко определить статус документов, а также иных решений и действий Президента, их обязательность для исполнения субъектами государственной стратегии, а также широкое информирование граждан через официальные средства массовой информации, в том числе Интернет. Документам, издаваемым Президентом РФ и имеющим важное значение в определении политики государства, следует придать статус официальных политических документов государственной стратегии.



1ССЫЛКИ и ПРИМЕЧАНИЯ:
 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)//Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.2007 г.

2 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3 СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.

4 Лакшина Е. Министры ответят за рождаемость//Российская газета. 2005. 18 мая.

5 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» от 12 июля 2004 года»//http://www.kremlin.ru/

6 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2004 году» от 30 мая 2003 года»//http://www.kremlin.ru/

7 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» от 12 июля 2004 года»//http://www.kremlin.ru/

8 Кузьмин В. Владимир Путин попросил думского совета//Российская газета. 2006. 12 апреля.

9 Тихон Е.А. Послания Президеньа РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека//Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.

10 Голощапов А.М. Конституционные основы становления государственно-правовой стратегии: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 21.

11 Скуратов Д.Ю. Проблемы участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 21.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconЗа последний год существенно преобразовывалось и изменялось избирательное...
Были реализованы положения послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconУтверждаю Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев...
Федеральным конституционным законом "о правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconОсновные направления
Тамбовской области на период до 2020 года, положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. «О бюджетной...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconИнформация о проделанной уфссп россии по Тюменской области работе...
Уфссп россии по Тюменской области работе по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О третейских...
Пунктом 11 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconМероприятия по совершенствованию закон
«О совершенствовании законодательного обеспечения развития биотехнологий в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconОбразования и науки российской федерации
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года по разработке мер поддержки молодых...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconПисьмо
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года по разработке мер поддержки молодых...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconВыдержки из Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных...
Рограмма составлена во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации...

С. Н. Каргинов Послания Президента Российской Федерации iconПрограмма «Сотрудничество»
Департаментом экономического развития автономного округа на основе положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную