Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород




Скачать 354.36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород
страница1/2
Дата публикации29.09.2013
Размер354.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
urist-edu.ru > Законы > Методические рекомендации
  1   2



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

БЕЛГОРОД - 2011
Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..….3-4

1.Устав муниципального образования: понятие, содержание и значение государственной регистрации…………………………………………………………4-8

2. Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований….9-13

3. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований…………………………………………………………………………..14-18

Приложения – формы документов………………………………….………..19-26


Введение
Уважаемые коллеги! Перед Вами находятся методические рекомендации для органов местного самоуправления Белгородской области по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – методические рекомендации), подготовленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (далее – Управление).

Данные методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи по порядку проведения организационной работы по принятию устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, их последующей государственной регистрации и опубликования (обнародования).

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы правового регулирования процедуры принятия и представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Раскрываются требования, предъявляемые к уставам муниципальных образований и муниципальным правовым актам о внесении изменений в уставы муниципальных образований для осуществления государственной регистрации. Освещаются проблемные вопросы, возникающие при государственной регистрации. Приводятся формы документов, представляемых для государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Обращаем Ваше внимание, что методические рекомендации носят рекомендательный характер и не направлены на выполнение каких-либо административно-распорядительных функций.

Надеемся, что методические рекомендации помогут Вам в практической деятельности.

По всем интересующим Вас вопросам, касающимся государственной регистрации устава или муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, обращайтесь в отдел законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области, адрес: 308009, г. Белгород, ул. Победы, д. 16, каб. № 19, тел. 33-45-53, 33-45-56.

Начальник отдела: Мятленко Алексей Викторович

Специалисты:

Пегашова Марина Ивановна

Пшеничных Елена Николаевна

часы приема:

09.00 – 13.00

14.00 – 18.00

пятница: 09.00 – 16.45
1. Устав муниципального образования: понятие, содержание и значение государственной регистрации

Каждому человеку нашей страны дано ценнейшее конституционное право на местное самоуправление. Являясь публичной властью, местное самоуправление – весомая гарантия развития правового демократического государства и наиболее значимая конституционная основа российского государства.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации (статья 130) местное самоуправление в Российской Федерации призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Принятие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ознаменовало начало нового периода в развитии и организации местного самоуправления как одного из важнейших институтов демократического государства и, соответственно, способствовало дальнейшему реформированию данного института.

Устав муниципального образования – акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории муниципального образования.

В соответствии с уставом принимаются другие муниципальные правовые акты и осуществляется деятельность органов местного самоуправления.

Устав муниципального образования является результатом совместной работы представительных органов муниципальных образований и населения муниципального образования, поскольку принятию устава представительным органом муниципального образования предшествует большая подготовительная работа, одной из составляющей которой является проведение публичных слушаний по проекту устава. При проведении публичных слушаний по проекту устава выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии, вносятся предложения по его доработке. Публичные слушания являются одной из форм непосредственного осуществления населением муниципального образования местного самоуправления.

Именно устав муниципального образования выступает связующим звеном, через которое конституционные установления и нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации трансформируются в положения нормативных актов муниципальных образований, что является важным условием единства правовой системы страны. Устав муниципального образования вместе с уставом субъекта Российской Федерации играют системообразующую роль в отношении системы уставного регулирования в целом.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Так, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» называет широкий перечень вопросов, которые должны быть отражены в уставе.

Уставом муниципального образования определяется:

- наименование муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 44);

- перечень вопросов местного значения (пункт 2 части 1 статьи 44);

- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 44);

- структура и порядок формирования органов местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 44);

- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (пункт 5 части 1 статьи 44);

- виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов (пункт 6 части 1 статьи 44);

- срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (пункт 7 части 1 статьи 44);

- виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (пункт 8 части 1 статьи 44);

- порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 44);

- порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования (пункт 10 части 1 статьи 44).

Федеральный закон № 131-ФЗ не запрещает включение в устав иных вопросов, но ставит условие – если это вытекает из других законов. Часть 2 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ говорит о том, что уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такая возможность может толковаться двояко. С одной стороны, в законодательных актах может содержаться требование о необходимости закрепления в уставе муниципального образования дополнительных вопросов. С другой стороны, иные, не предусмотренные положениями указанной статьи, вопросы, закрепляемые в уставе местным сообществом самостоятельно, не должны противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

Анализ положений Федерального закона № 131-ФЗ показывает, что в уставе муниципального образования также закрепляется:

- правомочность заседания представительного органа муниципального образования (часть 1.1 статьи 35);

- срок, в течение которого вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание (часть 1.2 статьи 35);

- численность депутатов представительного органа муниципального образования (части 6, 7 статьи 35);

- порядок принятия представительным органом муниципального образования решения о самороспуске (пункт 1 части 16 статьи 35);

- порядок определения должностного лица местного самоуправления, временно исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий (часть 7 статьи 36);

- срок полномочий, на который назначается лицо на должность главы местной администрации по контракту (часть 2 статьи 37);

- порядок формирования контрольного органа муниципального образования, если его наличие предусмотрено в структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования (часть 2 статьи 38);

- порядок формирования, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований (часть 3 статьи 39);

- гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (часть 5.1 статьи 40);

- перечень субъектов правотворческой инициативы (часть 1 статьи 46);

- вопросы управления муниципальным долгом исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) (пункт 3 статьи 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- вопросы осуществления муниципальных заимствований (пункт 7 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- порядок определения органами местного самоуправления целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждения их уставов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивания отчетов об их деятельности (абзац 2 части 4 статьи 51);

- порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа (часть 3 статьи 54);

- т.д.

Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации организует работу по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2005 № 147 (далее – Рекомендации), государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы осуществляют территориальные органы Министерства – Управления Минюста России по субъектам Российской Федерации.

Согласно Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области относится осуществление государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку именно она влечет правовые последствия для устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав вступает в силу только после его государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).
Устанавливая обязательность государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них на федеральном уровне, государство в целях защиты единства правового пространства на всей территории Российской Федерации обеспечивает соответствие уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.

2. Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований определен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В порядке принятия, как устава, так и муниципального правового акта о внесении изменений в устав можно выделить 4 этапа.

1. Разработка проекта устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Согласно части 2 названной статьи порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Право инициативных групп граждан вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов предусмотрено и регламентировано положениями статьи 26 Федерального закона № 131-ФЗ в рамках регулирования правотворческой инициативы граждан. Согласно части 1 указанной статьи с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Уставы муниципальных образований Белгородской области также, за редким исключением, включают прокуроров районов в перечень субъектов правотворческой инициативы.

Наделение прокурора правом правотворческой инициативы в значительной степени способствует укреплению законности в отдельных сферах общественных отношений.

Внося проект, прокурор мог бы не только отражать свою правовую позицию, изложенную в акте прокурорского реагирования, письме или акте сверки, но и предлагать конкретный способ устранения выявленных нарушений, что облегчает работу представительного органа, в некоторых случаях позволит сократить время работы по приведению муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством.
Именно на первом этапе настоятельно рекомендуем органам местного самоуправления Белгородской области направлять в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области разработанный проект устава либо муниципального правового акта о внесении изменений в устав для проведения предварительной правовой экспертизы, с одновременным направлением указанных проектов в прокуратуру соответствующего района или города.

Данная мера позволит выявить и устранить нарушения действующего законодательства, а также правил юридической техники в муниципальном правовом акте еще на стадии его проекта и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в его государственной регистрации.

При разработке проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства на момент возникновения необходимости внесения изменений в устав.

2. Опубликование (обнародование) проекта устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Таким образом, между датой официального опубликования (обнародования) проекта устава, муниципального правового акта и датой заседания представительного органа муниципального образования, на котором планируется рассмотреть вопрос о его принятии, должно пройти не менее 30 дней.

Одновременно с проектом устава, муниципального правового акта, должны быть опубликованы (обнародованы) порядок учета предложений по данному проекту и порядок участия граждан в его обсуждении.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ часть 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена вторым предложением, исключающим обязательность опубликования (обнародования) порядка учета предложений и порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования при опубликовании этого проекта, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Однако исключение обязательности опубликования (обнародования) порядка учета предложений и порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования при опубликовании (обнародовании) этого проекта в соответствии с первым предложением части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ не означает запрета на опубликование (обнародование) указанного порядка.

Представительный орган муниципального образования вправе утвердить общее положение о порядке учета предложений и порядка участия граждан в обсуждении проектов муниципальных правовых актов и при опубликовании проектов муниципальных правовых актов давать отсылку к этому положению.

3. Проведение публичных слушаний.

При решении вопроса о форме публичных слушаний необходимо исходить из целей введения в правотворческий процесс этой стадии. Подлинная задача публичных слушаний – получить указания доверителя (избирательного корпуса) по вопросу о решении, которое предстоит принять представительному органу в дальнейшем правотворческом процессе. Следовательно, публичные слушания представляют собой стадию правотворческого процесса, форма которой позволяет получить достоверный, вызывающий доверие корректный и легитимный результат о мнении населения по проекту правового акта, вынесенного на публичные слушания.

Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ) на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Вопросы местного значения определены статьями 14, 15, 16, а полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения – в статье 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения также определяются в иных нормативных правовых актах в соответствии с положениями части 1 статьи 5, части 1 статьи 6 и части 11 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Следовательно, на публичные слушания могут не выноситься только те проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования связанные с приведением устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в части, определяющей вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления) и в связи с приведением в соответствие с положениями статей 14, 15, 16 и 17 Федерального закона № 131-ФЗ, а также в связи с приведением в соответствие с положениями федеральных законов в части, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Во всех иных случаях проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав с целью его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации  должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке.

Публичные слушания проводятся в соответствии с порядком организации и проведения публичных слушаний, определенным уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и предусматривающим заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний фиксируется в протоколе публичных слушаний, а их результаты, как правило, в заключении о результатах публичных слушаний.

Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию) до проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в сроки, установленные порядком проведения публичных слушаний.

4. Принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Принятие устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Лишь в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав может приниматься на сходе граждан (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования.

В этой связи устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав принимаются большинством в две трети голосов от численности депутатов представительного органа муниципального образования установленной уставом муниципального образования, а не от числа избранных депутатов и не от числа депутатов присутствующих на заседании.

В ходе заседания представительного органа муниципального образования обязательно ведется протокол, в котором необходимо четко отразить общее количество депутатов, количество присутствовавших на заседании депутатов, из них: проголосовавших за принятие муниципального правового акта, против принятия, а также количество воздержавшихся.

После принятия представительным органом муниципального образования решения о принятии устава либо решения о внесении изменений в устав муниципального образования оно подлежит подписанию главой муниципального образования, за исключением тех случаев, когда глава муниципального образования обладает правом вето и решит им воспользоваться.

Если глава муниципального образования отклонит устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный муниципальный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней.

Принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав заканчивается формированием и надлежащим оформлением пакета документов, предусмотренного статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» который необходимо представить на государственную регистрацию.

3. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
Порядок государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы урегулирован Федеральным законом от 21.07.2005  № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Федеральным законом от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 24.08.2005 № 139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него» и от 26.08.2005  № 147 «Об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», а также иными правовыми актами Минюста России.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ документы, необходимые для государственной регистрации, представляются главой муниципального образования в течение 15 дней со дня принятия.

Тексты документов для государственной регистрации устава и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе.

Документы, представляемые в Управление на государственную регистрацию, направляются главой муниципального образования вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается данный перечень.

Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования о принятии устава, а также протокол заседания, на котором был принят устав;

3) протокол публичных слушаний;

4) заключение о результатах публичных слушаний;

5) справка об обнародовании проекта устава муниципального образования или газета с публикацией проекта устава муниципального образования;

6) справка об обнародовании заключения о результатах публичных слушаний по проекту устава или газета с публикацией заключения о результатах публичных слушаний по проекту устава.

Для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в Управление представляется следующий пакет документов:

1) новая редакция положений устава (извлечения из устава) муниципального образования с внесенными в них изменениями и дополнениями;

2) решение представительного органа муниципального образования о принятии указанных изменений и дополнений, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором было принято решение;

3) протокол публичных слушаний;

4) заключение о результатах публичных слушаний;

5) справка об обнародовании проекта решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования или газета с публикацией проекта решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

6) справка об обнародовании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в устав или газета с публикацией заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в устав.

Кроме того, необходимо представлять оригинал устава, находящийся у органов местного самоуправления для проставления отметки о государственной регистрации внесенных изменений.

В том случае, если муниципальный правовой акт принят без проведения публичных слушаний (в случаях установленных частью 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ), сокращается и соответственно пакет документов представляемых на государственную регистрацию муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Для регистрации с сопроводительным письмом, подписанным главой муниципального образования, а также на магнитном носителе представляется следующий пакет документов:

1) новая редакция положений устава (извлечения из устава) муниципального образования с внесенными в них изменениями и дополнениями;

2) решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором было принято решение;

3) справка об обнародовании проекта решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования или газета с публикацией проекта решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Документы, содержащие два и более листа, направляются с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования и подписью главы муниципального образования. Протокол проведения публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, подписываются председательствующим на публичных слушаниях, в случае прошивания скрепляются только подписью председательствующего.

В том случае, если документы представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным должностным лицом, необходимо наличие доверенности на совершение действий по государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

В соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимается в 30-дневный срок со дня представления документов на государственную регистрацию.

Пунктом 13 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований предусмотрена возможность оставления без рассмотрения устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав регистрирующим органом в случае, если:

- к ним не приложены документы, указанные в статье 3 Федерального закона № 97-ФЗ, то есть, представлен неполный пакет документов или отсутствует электронная версия документов;

- представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

В 15-дневный срок со дня представления документов в регистрирующий орган заявителю в письменной форме сообщается об оставлении устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав без рассмотрения с указанием причин, а также возвращается один экземпляр представленных документов.

Процедура оставления без рассмотрения устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав регистрирующим органом дает возможность исправления недостатков по оформлению документов и последующего их направления на государственную регистрацию.

При рассмотрении пакета документов, поступивших для регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, проверяется процедура их принятия.

Согласно пункту 34 Рекомендаций по проведению государственной регистрации под нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, понимается:

  • принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;

  • принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;

  • принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;

  • нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.

Следующая составляющая процедуры принятия решения о государственной регистрации, это проверка соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.

Все требования к содержанию устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав сводятся к обеспечению его соответствия актам большей юридической силы – Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

При проверке норм устава по их содержанию дается оценка тексту устава с юридико-технической точки зрения, оценка обеспечения взаимосвязи нормативных предписаний и их логической последовательности, отсутствия противоречий внутри акта и в системе законодательства, ясность и доступность языка, недвусмысленность предписаний, использование формулировок и терминов, принятых в законодательстве.

В соответствии с пунктом 33 Рекомендаций устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав считаются противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству в следующих случаях:

- если они содержат положения, которые прямо противоречат Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству;

- если они регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав;

- если они не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

- если они содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на этапе государственной регистрации, также проводится антикоррупционная экспертиза уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований с целью выявления в них коррупциогенных факторов.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования коррупциогенных факторов не является основанием для отказа в их государственной регистрации, однако информация об их обнаружении направляется главе муниципального образования и прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования считаются зарегистрированными с момента принятия решения о государственной регистрации, присвоения государственного регистрационного номера и занесения в государственный реестр уставов муниципальных образований

Государственная регистрация устава удостоверяется свидетельством.

В случае государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования на первой странице (титульном листе) муниципального правового акта ставится штамп государственной регистрации и печать, так же, как и на оригинале устава.

Датой государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования считается день внесения сведений о них в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В течение 5 дней после окончания процедуры государственной регистрации главе муниципального образования направляется зарегистрированный устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, а также возвращается один экземпляр документов, представленных на государственную регистрацию.

В случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации или о нарушении установленного порядка их принятия, Управлением принимается мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

В заключении об отказе в государственной регистрации указываются конкретные положения норм устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, противоречащие федеральному и региональному законодательству.

Заключение об отказе в государственной регистрации в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

В соответствии с приказом Минюста России от 14.02.2008 № 31 «Об утверждении положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде» Управлением ведется государственный реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований, в которые включаются прошедшие государственную регистрацию уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы, а также включаются все муниципальные образования Белгородской области.

Реестр ведется в электронном виде с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России. Государственные реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде представляют собой государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде тексты уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, дополнительные сведения, а также сведения о муниципальных образованиях.

Данный информационный ресурс обеспечивает предоставление оперативного доступа к полной и достоверной информации всем заинтересованным лицам в соответствии с их правами – адрес в сети Интернет http://zakon.scli.ru/.

Приложение 1



Угловой штамп представительного органа муниципального образования
Обязательно указание даты и исходящего номера письма



Начальнику

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области
Е.Е. Лазаревой

Уважаемая Елена Евгеньевна!

Просим Вас провести правовую экспертизу проекта решения земского собрания …. сельского поселения «О внесении изменений и дополнений в Устав …. сельского поселения муниципального района «…. района» Белгородской области».

Приложение: на …. листах.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconМуниципальных образований
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconМуниципальных образований
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconОбзор причин отказов в государственной регистрации уставов муниципальных...
Обзор причин отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconМетодические рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов...
Методические рекомендации по юридико–техническому оформлению уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconАнализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных...
Местное самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconОбзор практики государственной регистрации уставов муниципальных...
Альных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconО государственной регистрации уставов муниципальных образований
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconОбзор типичных нарушений и проблемные вопросы, возникающие при регистрации...
Ере регистрации уставов муниципальных образований является тот факт, что уставы муниципальных образований длительное время не приводятся...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconОпыт взаимодействия органов государственной власти саратовской области...
Щербинина И. А., заместитель начальника отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации...

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований белгород iconАнализ практики рассмотрения судами дел по вопросам признания несоответствующими...
Российской Федерации и недействующими уставов муниципальных образований (отдельных положений уставов), а также заявлений об оспаривании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную