Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам




НазваниеМетодические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам
страница1/10
Дата публикации01.11.2014
Размер1.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
urist-edu.ru > Законы > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Областное государственное бюджетное образовательное


учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г. Димитровграда

Технологический подход к организации процесса гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы: методические рекомендации

Автор

Федотова Екатерина Викторовна


Научные консультанты

Скворцова Ирина Викторовна,

зав. Центром гражданского образования Ульяновского ИПК ПРО, к.п.н.;

Табарданова Татьяна Борисовна, зав. НИЛ РИП УИПК ПРО, к.п.н.



Димитровград 2014 г.





Аннотация


Сборник методических рекомендаций предназначен для учителей и классных руководителей, работающих в области гражданского образования и патриотического воспитания.

В данной работе представлены теоретические и практические материалы, помогающие учителю эффективно организовывать урочную и внеклассную работу с обучающимися. В пособии представлены авторские технологии: технология формирования гражданской идентичности, технология моделирования институтов гражданского общества в школьной среде.

В сборнике рекомендаций представлен опыт педагогов МБОУ СОШ № 23 г. Димитровграда.

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам.


Содержание:

Стр.

1. Понятие гражданско-правового образования

4-6

2. Гражданское образование и патриотическое воспитание на разных этапах развития Российского образования.

6-8

3. Современные тенденции гражданско-правового образования в глобализирующемся мире.

8-11

4. Проблемы и противоречия в развитии гражданского образования и патриотического воспитания.

11

5. Что такое технологический подход в учебно-воспитательном процессе?

11-13

6. Технология формирования гражданской идентичности личности.

13-18

7. Технология моделирования институтов гражданского общества в школьной среде.

18-20

8. Уроки, разработанные по технологии формирования гражданской идентичности личности.

20-26

9. Внеклассные мероприятия по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию.

26-44

10. Программы дополнительного образования ФГОС.

45-82

11. Список используемой литературы.

83-84


Содержание:

1. Понятие гражданско-правового образования

2. Гражданское образование и патриотическое воспитание на разных этапах развития Российского образования.

3. Современные тенденции гражданско-правового образования в глобализирующемся мире.

4. Проблемы и противоречия в развитии гражданского образования и патриотического воспитания.

5. Что такое технологический подход в учебно-воспитательном процессе?

6. Технология формирования гражданской идентичности личности.

7. Технология моделирования институтов гражданского общества в школьной среде.

8. Уроки, разработанные по технологии формирования гражданской идентичности личности.

9. Внеклассные мероприятия по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию.

10. Программы дополнительного образования ФГОС.

11. Список используемой литературы.

Актуальная общественная проблема формирования гражданской культуры и патриотизма у подрастающего поколения приобрела в последние годы особую остроту. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру, и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Цель современного образования – формирование и развитие таких ценностных ориентаций, мотивов, отношений личности, которые обеспечивали бы поведение в соответствии с нормами морали, принятыми в данной социокультурной среде, а также позволяли личности изменять и совершенствовать окружающий мир.


  1. Понятие гражданско-правового образования.

Под гражданско-правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.

Главная цель гражданско-правового образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважение прав человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.).

Важная задача гражданско-правового образования - социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Гражданско-правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

В основу гражданско-правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач гражданско-правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданско-правового образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

В гражданско-правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.

Одной из наиболее важных задач гражданско-правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание гражданско-правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Гражданско-правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий "справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека", "демократии" и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Такое понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Гражданско-правовое образование позволяет ребенку действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения.

Это обеспечивает формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты, в свою очередь, составляют основу коммуникативных навыков.

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.

В процессе гражданско-правового образования учащиеся получают представление о следующих гражданских ценностях:

самоопределение личности,

уважение прав и свобод человека,

уважение человеческого достоинства,

уважение к институтам гражданского общества,

уважение к нормам и правилам современной демократии,

справедливость,

равенство людей перед законом,

общественное благо,

уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям,

ценность политического многообразия,

патриотизм,

готовность к разумному компромиссу,

толерантность.

Особенно важным в процессе формирования гражданско-правовых ценностей является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации и народов других стран и континентов. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации гражданского образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывать значимость их взаимодействия и взаимовлияния.

Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.


  1. Гражданское образование и патриотическое воспитание на разных этапах развития Российского образования


Опыт работы по гражданско-патриотическому, правовому направлениям описан в большом количестве трудов на разных временных этапах развития российского образования.

Вопросы гражданственности и патриотизма России рассматривали представители прогрессивной философской и общественной мысли: Д. Веневитинов, В. Кюхельбекер, Ф.М. Достоевский, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, B.C. Соловьев, А.И. Стронин, А.И. Ильин, Н.А. Бердяев, Н.И. Ульянов. Они считали основой российской гражданственности и патриотизма православие, любовь к земле, привычку к труду, склонность к соборности, т.е. привычке «держать внутри себя собор со всеми», душевность народа.1

К началу XIX века были сформированы основные направления воспитания гражданственности и патриотизма: укрепление молодых людей в правилах веры, т.е. воспитание нравственности, образование ума и сердца - познание героической истории своей страны, изучение прав и обязанностей. Церковь всегда оказывала огромное влияние на сознание россиян, основное содержание прав и обязанностей доносилось до россиян через проповеди.

В начале XIX века в России начинает формироваться революционная педагогика, представители которой рассматривали гражданственность как необходимость бороться за изменение существующего порядка в стране через насильственное свержение самодержавия (А.Н. Радищев, декабристы, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов).

Позиция просветителей гуманистов была более мягкой, направленной на самосовершенствование человека, повышение уровня его образованности, укрепление в правилах веры, формирование осознанной необходимости трудиться на благо общества и приносить государству пользу на той ступени социальной лестницы, на которой он находится (Н.И. Новиков, И.П. Пнин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.И. Мартынов, И.Ф. Богданович, И.И. Куницын, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков,  А.А. Мусин-Пушкин, И.М. Ястребцов, В.Н. Сорока-Россинский, П.Ф. Каптерев, Н.Л. Ярош).

Представителями обоих направлений признавалась приоритетной опора в воспитании на присущие именно российскому народу черты характера, родной язык, литературу, религию. В XIX веке в связи со стремительным развитием высшего образования в России внимание было обращено и на воспитание в стенах университетов (К.П. Яновский, А.П. Нечаев, В П. Вахтеров, В.М. Бехтерев).

Внимание к вопросам воспитания гражданственности и патриотизма было обострено в начале XX века, особенно с началом Первой мировой войны. Победы немецкой армии объяснялись тем, что у Германии есть национальная школа, а в России её нет. Безусловным признавалось стремление развить в молодых людях любовь и уважение к стране, к которой он принадлежит, в то же время педагогами осознавалась опасность чрезмерным увлечением формирования понятия исключительности свой нации. Предлагался средний путь - культивируя положительное отношение к своему государству, истории, культуре, религиозной основе, не игнорировать достижения других наций.

Развитие российской педагогической мысли было прервано социальным переворотом 1917 года, в течение 70 лет педагогика рассматривала воспитание гражданственности и патриотизма только через призму революционной целесообразности: готовность отречься от всего, что связывало народ с дореволюционным прошлым, отрицание православной морали, понятия частной собственности, уважения к памяти предков. Истинные гражданственность и патриотизм могли быть только советскими (В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.В. Метелица, Р.И, Хмелюк, МЛ. Рогачев, М.А. Свердлин). Но, несмотря на беспрецедентное гонение на церковь и широкомасштабную антирелигиозную пропаганду в течение всего советского периода, правительству не удалось полностью выдавить из сознания россиян понятия веры (М.В. Шкаровский, Д.В. Поспеловский).

Вся система гражданско-патриотического воспитания в советской стране была основана на единой марксистско-ленинской идеологии. Ведущими гражданскими и патриотическими качествами личности были прияты готовность к борьбе за коммунистические идеалы, проявляющиеся в политической, общественной трудовой деятельности. Но советская система гражданско-патриотического воспитания имела свои положительные стороны - она охватывала молодежь на всех уровнях образования, имела разветвленную сеть молодежных общественных организаций, активно внедряла в сознание молодежи такие гражданские качества, которые ценны в любом обществе - уважение к законности, трудолюбие, любовь к своей стране, но акцент с интересов личности был смещен на интересы государства, самостоятельность и активность гражданина жестко лимитировались однопартийной диктатурой, культивируя постепенно у молодежи иждивенческое отношение по отношению к государству.

Пробуждению гражданского, национального самосознания, духовному раскрепощению человека способствовала Великая Отечественная война 1941–1945 гг., которая вызвала прилив патриотических сил.

Одним из наиболее ярких примеров пробуждения гражданской совести, выражения потребности общества в демократизации образования в педагогической теории и практике 60–70-х гг. XX в. стало творчество В.А. Сухомлинского, через которое проходит идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах. Он сумел посредством тончайшего инструментария философско-этического анализа проникнуть до самых глубин педагогических явлений. Результатом такой интеграции явилось формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, практическая разработка содержания, форм и средств воспитания такой личности.

Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности его последователей — Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, А.А. Дубровского, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, которые убеждены, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности — ее гуманистическая сущность.

Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В.А. Сухомлинского и его последователей явились теми факторами, которые наряду с другими способствовали пробуждению гражданского сознания в передовой части общества, подготовили почву для последующего поиска новых основ гражданского воспитания и образования.

В конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. было начато коллективное исследование «Воспитание гражданина» с участием ученых нескольких научно-исследовательских институтов под руководством Г. Н. Филонова. В педагогике 80-х гг. накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода к нравственному воспитанию.

В настоящее время воспитание гражданина и патриота определяется задачами подготовки молодежи к жизни в демократическом обществе и правовом государстве. При этом интересы общества должны включать совокупность интересов отдельных личностей и групп населения.

Одновременно интересы личности должны быть интегрированы в интересы общества и государства и способствовать их развитию и укреплению. В последнее десятилетие государство обратило самое пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 г.), «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», «Концепция модернизации российского образования» - основными направлениями провозглашают: воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине, семье.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconКонкурс состоится 14 ноября 2013
Директорам оу, заместителям директоров, учителям русского языка и литературы, классным руководителям, учителям начальной школы

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconС детьми группы риска в условиях школы
Учебно-методическое пособие предназначено социальным педагогам, психологам, классным руководителям, специалистам системы профилактики...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconЗакон "О противодействии экстремистской деятельности" был принят...
Информационно-методические материалы в помощь классным руководителям, педагогам-лекторам городской профилактической программы «Школа...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconЗакон РФ «Об образовании»
В целях оказания практической помощи профсоюзным организациям и руководителям, осуществляющим работу по установлению учебной нагрузки...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconН. В. Юргель Руководителям органов исполнитель­ной власти субъектов...
Руководителям фармацевтических предприятий, производящих жизненно необходимые и важнейшие лекарст­венные средства

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconГлавным архитекторам муниципальных образований Кемеровской области...
Кроме этого, Н. Н. Марков обратил внимание архитекторов на то, что в 2015 году будет праздноваться 70-я годовщина Победы в Великой...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconВоспитательная и культурно – просветительская работа
Библиотека принимает активное участие в подготовке всех мероприятий, проводимых в техникуме по общему плану воспитательной работы,...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconУчебники выдаются заведующей библиотекой в начале учебного года классным...
Настоящие правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки (далее – Правила) разработаны в соответствии с нормативно-правовыми...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconПриказ 09. 09. 2013 г. №133 Приказ о запрете курения в маоу «сош №10»
Классным руководителям 5-11 классов провести классные часы о вреде курения и разъяснительную работу о запрете курения. Ознакомить...

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям, классным руководителям, методистам, педагогам-организаторам iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную