Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А




Скачать 284.02 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А
страница1/2
Дата публикации06.04.2014
Размер284.02 Kb.
ТипМетодическое письмо
urist-edu.ru > История > Методическое письмо
  1   2
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «История»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2013/2014 уч.г.

Составитель: Харитонова Л.А.,

старший преподаватель кафедры

гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные учреждения РФ переходят на обучение по новым образовательным программам, соответствующим ФГОС ООО. Общеобразовательные учреждения по мере готовности могут осуществить переход на ФГОС ранее указанного срока, поэтому в 2013/2014 уч.г. в Ярославской области часть общеобразовательных учреждений продолжает обучение по ГОС 2004 г., часть переходит на обучение по ФГОС 2010 г.
I. Преподавание истории по ГОС 2004 г.
1. Выбор УМК по истории на 2013-2014 уч.г. общеобразовательное учреждение осуществляет на основании федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2013-2014 уч. г. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год").

2. В тематическом и поурочном планировании рабочей программы учителя, преподающего историю Древнего мира в 5 классе по ГОС 2004 г., сохраняется выделение 10 учебных часов на изучение темы «Что изучает история». При изучении темы возможно использование учебника «История. Введение в историю». Автор А.Н. Майков, издательский центр «Вентана-Граф». Номер в перечне рекомендованных учебников 2013-2014 уч.года - 1027. Это единственный учебник, содержание и методический аппарат которого, разработаны специально для данной темы. Для учителя он является основой содержательного и организационного обеспечения учебного процесса, для ученика – это систематизированная информация и руководство познавательной деятельностью. Поэтому учитель может использовать данный учебник даже в том случае, когда в общеобразовательном учреждении в основной школе в преподавании истории используется другая издательская линия. По окончании обучения по учебнику А.Н. Майкова, учитель начинает работать по той издательской линии, которую определила школа для 5-9 классов. Необходимо помнить, что десятичасовая тема «Что изучает история» обязательна в 5 классе только для преподавания по ГОС 2004 г.

II. Преподавание истории в соответствии с ФГОС ООО.
1. Нормативно-методическое обеспечение

Для осуществления в основной школе обучения в соответствии с требованиями ФГОС, учитель должен быть знаком с положениями следующих документов и материалов:

- Конституция РФ;

- Закон об образовании в РФ;

- ФГОС ООО;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Фундаментальное ядро содержания общего образования;

- Примерная образовательная программа образовательного учреждения;

- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год;

- Примерные программы по учебным предметам. История;

- Региональный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования (Утвержден Приказом ДО ЯО №437/01-03 от 13.09.2012 г.)
2. Место учебного предмета «История» учебном плане

В примерной основной образовательной программе основного общего образования в базисном учебном плане учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и указывается как обязательный для изучения. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «История», определяется учебным планом ОУ, для освоения содержания и достижения планируемых результатов на изучение истории в 5-8-х классах рекомендуется выделить 2 учебных часа в неделю, в 9-х классах 3 учебных часа в неделю. Учитель может проектировать обучение исходя из того, на сколько учебных недель определена продолжительность учебного года в общеобразовательном учреждении, ссылаясь на типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 С изменениями и дополнениями от: 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.), в котором сказано, что продолжительность учебного года в основной школе должна быть «не менее 34 недель».

Учебный предмет «История» в основной школе изучается двумя курсами: «Всеобщая история», «История России». В 5 классе изучается курс всеобщей истории – «История Древнего мира».

В тематическом и поурочном планировании в 5 классе не присутствует тема «Что изучает история» на 10 учебных часов.


3. Учебники истории для 5 класса

В перечне рекомендованных Минобрнауки на 2013-2014 гг. 8 учебников по истории для 5 класса нескольких издательств. Необходимо помнить, что выбирая учебник, учитель определяет издательскую линию на всю ступень обучения (5-9 классы) не только по всеобщей истории, но и по истории России на пять лет обучения. Поэтому после краткой характеристики учебника представлена линия, которую этот учебник открывает.

1. Издательство «Просвещение»

В перечне рекомендованных для основной школы три линии по всеобщей истории и три линии по истории России, всего 26 учебников.

Одна из линий по всеобщей истории открывается известным учебником «История Древнего мира» (Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.). Учителя работают с этим учебником более 20 лет. По сравнению с вариантом 1993 года он серьезно модифицирован. Появилось обращение к пятиклассникам «Как работать с учебником», навигационные обозначения, новые рубрики, более четкими стали рисунки и карты. Методический аппарат представляет широкие возможности для организации работы на уроке. К учебнику разработана примерная рабочая программа.

Таблица 1

Издательство «Просвещение». Линия учебников по истории
для основной школы





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1

Вигасин А.А., Годер Г.И.,
Свенцицкая И.С.

Всеобщая история. История Древнего мира

5

-

2

Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Всеобщая история. История Средних веков

6

Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России

3

Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800

7

Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России

4

Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900

8

Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России

5

Сороко-Цюпа О.С.,
Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история

9

Данилов А.А., Косулина Л.Г.,
Брандт М.Ю.

История России


Другая линия издательства «Просвещения» по всеобщей истории открывается учебником Уколовой В.И., Маринович Л.П. «Всеобщая история. История Древнего мира». Линия издается под ред. А.О. Чубарьяна. Автор учебника В.И. Уколова – доктор исторических наук, профессор, преподаватель МГИМО считает, что учебник должен не только давать знания об исторических событиях, но формировать представления о жизни людей в изучаемый период. Особенность учебника в том, что добротность академического содержания подкрепляется замечательным иллюстративным сопровождением. Многоуровневые задания позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении. К учебнику разработана примерная рабочая программа.

Таблица 2

Издательство «Просвещение». Линия учебников по истории
для основной школы





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1

Уколова В.И., Маринович Л.П. /
под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Древнего мира

5




2

Ведюшкин В.А. /
под ред. Чубарьяна А.О.

Всеобщая история. История средних веков

6

Сахаров А.Н. История России

3

Ревякин А.В. /

под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800

7

Сахаров А.Н. История России

4

Ревякин А.В. /

под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900

8

Левандовский А.А. /

под ред. Сахарова А.Н.

История России

5

Сергеев Е.Ю. /

под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. Новейшая история

9

Шестаков В.А., Горинов М.М.,

Вяземский Е.Е. /
под ред. Сахарова А.Н. История России


Следующая линия издательства «Просвещение» – «Сферы». Учебники целенаправленно разрабатывались авторским коллективом под новые государственные образовательные стандарты в рамках единого комплекта УМК, который включает в себя:

- рабочие программы;

- учебник;

- электронное приложение к учебнику (вложено в учебник);

- тетрадь тренажер;

- тетрадь-экзаменатор;

- рассказы по истории;

- иллюстрированный учебный атлас;

- поурочное тематическое планирование;

- методические рекомендации.

Над всеобщей историей трудились В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин, А.С. Медяков, Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов. Автор содержания и методического аппарата учебников по истории России А.А. Данилов. Среди многих достоинств УМК, на которые указывают разработчики, можно выделить следующее:

1. Впервые авторским коллективом разработана единая линия учебников по Истории России и Всеобщей истории, в которой показывается взаимное влияние России и зарубежных стран;

 2. Впервые предпринята попытка оценки роли и места России в мире в разные исторические периоды.

 3. Достигнута сбалансированность фактического материала и теоретических положений.

4. Разработана «навигационная» система, жестко фиксированный в развороте объем параграфа, иллюстративный ряд, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.

5. Информационное пространство каждого урока организовано в рамках одного (или двух содержательно замкнутых) разворота и основано на взаимосвязи элементов основного текста и фиксированного набора структурных элементов (рубрик):

- вводные рубрики параграфа – «Вы узнаете» и «Вспомните»;

- формулировка главной идеи параграфа – «Преамбула».

- итоговый контроль по изученной теме – «Вопросы».

Основной текст сопровождают рубрики:

- «В фокусе истории/исторический фокус» – материал, конкретизирующий основной текст примерами или его главная идея в тезисной форме;

- «Исторический блокнот» – интересный дополнительный материал;

- «Мои исторические исследования» – инструмент для выполнения практической работы по теме.

Таблица 3

Издательство «Просвещение». Линия учебников по истории
для основной школы «Сферы»





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1.

Уколова В.И. История

5




2.

Ведюшкин В.А., Уколова В.И.
История. Средние века

6

Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI века

3.

Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю.
История. Новое время. Конец XV – конец XVIII века

7

Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках

4.

Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.
История. Новое время. Конец XVIII – XIX век

8

Данилов А.А. История. Россия в XIX веке

5.

Белоусов Л.С., Смирнов В.П.
История. Новейшее время. XX – начало XXI века

9

Данилов А.А. История. Россия в XX – начале XXI века


Необходимо помнить, что учитель, преподающий по издательской линии «Сферы» должен иметь полный УМК.

Параграф учебников представлен как конструкция, в которой его модули: мотивирующий, содержательный, иллюстративный, контролирующий могут использоваться в варианте учебника, а могут учителем компоноваться самостоятельно, в зависимости от поставленных целей обучения. Каждый дидактический модуль имеет продолжение в УМК к учебнику, что обеспечивает обучение, как на базовом, так и на углубленном уровнях.
2. Издательство «Русское слово»

В перечне одна линия учебников, представленная под общим названием «Инновационная школа», разработанная для общеобразовательных школ, работающих в инновационном пространстве введения ФГОС. Система «Инновационная школа» - это сочетание достижений системы развивающего обучения и достоинств традиционной школы. Хотелось бы обратить внимание общеобразовательных учреждений, вступающих в эпоху ФГОС, на учебник для 5 класса «Всеобщая история. История Древнего мира» Ф.А. Михайловского, в котором методический аппарат разработан в соавторстве с доктором педагогических наук О.Ю. Стреловой. Авторы ответили на самый актуальный на сегодняшний день вопрос: как требования ФГОС к предметным и метапредметным результатам реализовать через содержание и методический аппарат учебника. В руки учителю дали современное, научно-методическое средство обучения. К учебнику разработана примерная рабочая программа.

Таблица 4

Издательство «Русское слово». Линия учебников по истории
для основной школы «Инновационная школа»





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1.

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира

5




2.

Бойцов М.А., Шукуров P.M. Всеобщая история. История Средних веков

6

Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века

3.

Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени

7

Пчелов Е.В. История России. XVII – XVIII века

4.

Загладин Н.В. Всеобщая история.
История Нового времени

8

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX век

5.

Загладин Н.В. Всеобщая история.
Новейшая история

9

Загладин Н.В., Петров Ю.А.,
Минаков С.Т. и др. История России. ХХ – начало XXI века


3. Издательство «Баласс»

Представило учебники, разработанные под образовательную систему «Школа 2100». Во главе всех авторских коллективов Д.Д. Данилов, за исключением одного учебника для 6 класса, написанного авторским коллективом под руководством А.А. Данилова. К учебникам этой линии разработаны методические рекомендации, рабочие тетради, проверочные и контрольные работы, книги для чтения, электронные приложения, примерные рабочие программы. В рабочих программах отражены предметные и метапредметные результаты.

Таблица 5

Издательство «Баласс». Линия учебников по истории
для основной школы «Школа 2100»





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,
Кузнецов А.В. и др. Всеобщая
история. История Древнего мира

5

-

2.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,
Кузнецов А.В. и др. Всеобщая
история. История Средних веков

6

Данилов А.А., Данилов Д.Д.,
Клоков В.А. и др. История России. Российская история с древнейших времен до начала XVI века

3.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,
Кузнецов А.В. и др. Всеобщая
история. История Нового времени

7

Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В.,
Павлова Н.С. и др. История России. XVI – XVIII века

4.

Данилов Д.Д., Кузнецов А.В.,
Кузнецова С.С. и др. Всеобщая
история. История Нового времени

8

Данилов Д.Д., Клоков В.А.,
Кузнецова С.С. и др. История России. XIX – начало XX века

5.

Данилов Д.Д., Кузнецов А.В.,
Кузнецова С.С. и др. Всеобщая
история. История Новейшего времени

9

Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В.,
Клоков В.А. и др. История России. XX – начало XXI века


4. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»

В рамках системы «Алгоритм успеха» представило линию учебников по всеобщей истории, разработанную коллективом авторов под общей редакцией Р.Ш. Ганелина. Учитель должен обратить внимание на то, что в учебнике «История Древнего мира (Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В. /Под ред. Мясникова B.C. 2012 г.) 57 параграфов на 68 учебных часов. К учебникам представлены методические рекомендации по проектированию учебных курсов, хрестоматии, методические пособия, рабочие тетради, тетради тестовых заданий. Разработана примерная рабочая программа.

Таблица 6

Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ». Линия учебников по истории
для основной школы «Алгоритм успеха»





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1.

Майков А.Н. История

5

-

2.

Андреевская Т.П., Белкин М.В.,
Ванина Э.В. / под ред. Мясникова B.C. История Древнего мира

5

-

3.

Искровская Л.В., Фёдоров С.Е.,
Гурьянова Ю.В. /под ред. Мясникова B.C. История Средних веков

6

Баранов П.А., Ермолаева Л.К.,
Лебедева И.М. и др. / под ред.
Ганелина Р.Ш. История России

4.

Носков В.В., Андреевская Т.П.
Всеобщая история

7

Баранов П.А., Бовина В.Г., Лебедева И.М. и др. /Под ред. Ганелина Р.Ш. История России

5.

Носков В.В., Андреевская Т.П.
Всеобщая история

8

Лазукова Н.Н., Журавлёва О.Н. /
под ред. Ганелина Р.Ш. История России




Хейфец В.Л., Хейфец Л.С.,
Северинов К.М. /под ред. Мясникова B.C. Всеобщая история

9

Измозик B.C., Рудник С.Н., Журавлёва О.Н. / под ред. Ганелина Р.Ш. История России

5. Издательство «Дрофа»

В перечне рекомендованных одна линия по всеобщей истории и две линии по истории России. Учебники написаны известными авторами. К учебникам разработаны электронные приложения. В Ярославской области мало учителей работает по учебникам этого издательства, но многие с удовольствием используют материалы учебников при подготовке к урокам: карты, иллюстрации, документы, задания. Разработана примерная рабочая программа.

Таблица 7

Издательство «Дрофа». Линия учебников по истории
для основной школы «Вертикаль»





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1

Колпаков С.В., Селунская Н.А.
Всеобщая история. История Древнего мира

5

-

2

Пономарев М.В., Абрамов А.В.,
Тырин С.В. Всеобщая история.
История Средних веков

6

Киселев А.Ф., Попов В.П.
История России

3

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.
Всеобщая история. История
Нового времени

7

Киселев А.Ф., Попов В.П.
История России

4

Бурин С.Н., Митрофанов А.А.,
Пономарев М.В. Всеобщая история. История Нового времени

8

Киселев А.Ф., Попов В.П.
История России

5

Шубин А.В. Всеобщая история.
Новейшая история

9

Киселев А.Ф., Попов В.П.
История России

6

-

6

Черникова Т.В. / под ред. Сахарова А.Н. История России

7

-

7

Черникова Т.В. / Под ред. Сахарова А.Н. История России

8

-

8

Ляшенко Л.М. История России

9

-

9

Волобуев О.В. и др. История России


6. Издательство «Мнемозина»

Представило одну линия по всеобщей истории и две линии по истории России. Авторы указывают на то, что в учебниках прослеживается:

  • внимание к личностно-психологическим аспектам истории: в учебники линии включены биографические сведения известных исторических личностей и другие интересные детали из их жизни;

  • акцент на сравнение процессов, происходивших в истории изучаемой страны с аналогичными явлениями в других государствах, показ общеисторических тенденций в развитии и выявление уникальной специфики истории страны;

  • ориентация обучающихся на активную познавательную деятельность, самостоятельный поиск ответов на важнейшие вопросы всемирной истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем;

  • системность в развитии понятийно-категориального аппарата с 5-го по 9-ый класс, преемственность и последовательность в формировании личностных, предметных и метапредметных умений и навыков.

Учебник для 5 класса Всеобщая история. История Древнего мира авторского коллектива Головина В.А., Кошеленко Г.А., Уколова В.И. и др. предоставляет широкие возможности для организации работы на уроке. Разработана примерная рабочая программа.

Таблица 8

Издательство «Мнемозина». Линия учебников по истории
для основной школы





Учебник/авторы

Класс

Учебник/авторы

1.

Головина В.А., Кошеленко Г.А.,
Уколова В.И. и др. Всеобщая
история. История Древнего мира

5

-

2.

Алексашкина Л.Н. Всеобщая
история. История Средних веков

6

Данилевский И.Н., Андреев И.Л.
История России

3.

Сухов В.В., Морозов А.Ю.,
Абдулаев Э.Н. Всеобщая история. История Средних веков

6

Андреев И.Л., Данилевский И.Н.
История России

4.

Намазова А.С, Захарова Е.Н.
Всеобщая история. История
Нового времени

7

Ионов И.Н., Гогиберидзе Г.М.,
Захарова Е.Н. История России

5.

Намазова А.С, Захарова Е.Н.
Всеобщая история. История Нового времени

8

Ляшенко Л.М. История России

6.

Алексашкина Л.Н. Всеобщая
история. Новейшая история

9

Сухов В.В., Морозов А.Ю.,
Абдулаев Э.Н. / под ред.
Данилевского И.Н., Волобуева О.В. История России

7.

-

6

Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В.
История России

8.

-

7

Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В.
История России

9.

-

8

Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В.
История России

10.

-

9

Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В.
История России
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные...
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе...
Гоу яо иро «О преподавании учебного предмета Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012 — 2013...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Изучение истории в учреждениях общего среднего образования ориентировано на выполнение следующих задач

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа по курсу «Права человека»
Инструктивно-методическое письмо о преподавании истории и обществознания в 2012- 2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология»...
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих...
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура»
В соответствии с фгос предмет «Физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2013/2014 учебном году
...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г. Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа по истории 11 класс составлена в соответствии с...
М.: «Русское слово». 2006. Инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области Белиро «О преподавании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную