Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и




НазваниеЦентральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и
страница1/4
Дата публикации30.03.2014
Размер0.49 Mb.
ТипЗакон
urist-edu.ru > Кодексы > Закон
  1   2   3   4

Введение



Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

«Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны»1.
1.Бюджетная система Российской Федерации.
1.1 Централизация регулирующих функций государства и государственный бюджет.
В России становление государственных финансов и их основного звена- государственного бюджета связано с развитием в начале ХIХ в. Министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем- со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете, представляющем собой финансовый план государства с четким определением доходов и расходов.

Для управления процессом формирования доходов государства и финансирования его расходов сложились современные институты ( казначейства, министерства финансов и т.д.) Существующая сегодня бюджетная система России стала центральным звеном государственных финансов. Она основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской федерации, регулируется нормами права и представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства, в котором, с одной стороны, отражается поступление доходов. С другой- использование эти доходов для финансирования бюджетной сферы (расходы) и в чем-то схож с бухгалтерским балансом.

Формирование доходов обеспечивается на основе налогов и других обязательных платежей, плательщиками которых являются граждане и юридические лица. Расходы бюджетов, как правило, связаны с выполнением функций государства (обеспечение функционирования всех государственных структур, содержание законодательной и исполнительной власти, финансирование науки, культуры, здравоохранения, образования, национальной экономики и обороны).

1.2 Уровни бюджетной системы.

В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 года и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Бюджет муниципальных образований (районов, поселений и городских округов)
Бюджетная система

Консолидированный бюджет РФ (свод бюджетов всех уровней).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды МС

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов Федерации

Бюджет субъектов Федерации

Рис. 1. Бюджетная система России.
Первый уровень - федеральный бюджет российской федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов образуют второй уровень бюджетной системы. На сегодняшний день это 88 бюджетов: из них 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга.

Третий уровень бюджетной системы- бюджеты муниципальных образований. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.


Консолидированный бюджет РФ
Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов (ст.6.) Федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ)

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов)

Региональные бюджеты

Местные бюджеты
Рис. 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации.


Консолидированный бюджет области



Областной бюджет

Бюджеты городов областного подчинения в т.ч. областного центра

Бюджеты районов области

Городские бюджеты

Бюджеты городских районов

Районные бюджеты

Бюджеты городов районного подчинения

Бюджеты сел, поселений и др. населенных пунктов
Рис.3. Консолидированный бюджет области

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы. На 2006-2007 гг. прогноз консолидированного бюджета представлен ниже и дает достаточно полное представление о структуре расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (таб.1)

Таблица 1.

Основные показатели прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на 2006-2007 гг., млрд. руб.

Показатели

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Консолидированный бюджет




2006

2007

2006

2007

2006

2007

Всего доходов

4525,6

6188,1

3172,2

4335,5

7697,8

10523,5

Налоговые доходы

3167,8

4242,9

2432,4

3289.2

5600,5

7532,1

Неналоговые доходы

1878,2

2721,8

219,3

269,1

2097,5

2990,9

Всего расходов

3749,6

4686,2

3102,6

4257,4

6852,2

8943,6

В том числе по разделам:



















Общегосударственные вопросы

647,04

821,3

271,0

337,1

918,0

1158,4

Национальная оборона


667,25

821,2

0,64

0.89

667,9

822,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

540,24


664,8

142,3

186,5

682,55

851,3

Национальная экономика

338,6

495,9

560,5

786,5

899,1

1282,4

ЖКХ

316,27

49,8

474,1

615,5

505,7

665,3

Охрана окружающей среды

6,3

7,85

12,3

21,98

18,7

29,8

Образование

206,02

278,5

678,6

951,7

884,6

1230,2

Культура, кинематография, СМИ

50,45

65,1

103,9

150,2

154,4

215,3

Здравоохранение и спорт

145,8

206,1

461,6

655,9

607,4

872,0

Социальная политика

209,6

210,9

397,6

541,0

607,2

752,0

Межбюджетные трансферты

906,6

1064,0

-

-

906.6

1064,0

Профицит

776,0

1501,8

69,6

78,0

845,6

1579,8

По материалам приложений к проектам законов о федеральном бюджете на 2006-2007 гг.
В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов не его территории.

Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов дает представление о ресурсах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Такой свод получил название бюджета расширенного правительства – «расширенного» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется правительством.

1.3 Принципы бюджетной системы.

Становление бюджетной системы характеризуется также и становлением принципов ее функционирования, которые отражены в БК РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

Принцип единства бюджетной системы означает, что:

- в основе разработки и исполнения бюджетов всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;

- бюджеты всех уровней исполняются на основе единого измерителя (национальная денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология разработки и исполнения бюджета всех уровней;

- используется единая классификация доходов и расходов бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.

Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

1.Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.

2.Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.

3.Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России – профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб.

Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

- принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

- принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

- принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

- принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в бюджетной системе субъектов РФ.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconЭто основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный...
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconЗакон государства план
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, выражающий интересы народа или отдельных социальных групп...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconПрограмма для поступающих в магистратуру
Конституция занимает главенствующее место в иерархии законодательных актов государства, определяя основные ориентиры построения демократического...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconПамятка Перевоз 2013
В законе "Об охране окружающей среды"( от 10. 01. 2002 г. №7 –ФЗ), который занимает центральное место в системе экологического законодательства...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconТематика курсовых работ Предмет теории государства и права. Методология...
Функции теории государства и права, их значение для формирования современного юриста

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconЛекция 2 Согласно Конституции рф, Президент РФ
Согласно Конституции рф, Президент РФ является главой государства, т е занимает место в системе государственных органов. Он не входит...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconАдвокат в гражданском процессе
Механизм реализации указанного положения Конституции РФ включает в себя создание институтов, посредством которых любое лицо сможет...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconВопросы для поступающих в аспирантуру по специальности
Теория государства и права как наука, ее объект, предмет и метод. Место и роль теории государства и права в системе юридических и...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconКонституция как основной закон государства. Понятие, юридические свойства
Конституция является нормативным правовым актом, занимающим самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического...

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и iconВопросы для подготовки к государственному экзамену
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную