Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9




Скачать 254.26 Kb.
НазваниеКонституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9
Дата публикации26.03.2014
Размер254.26 Kb.
ТипДокументы
urist-edu.ru > Право > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ___________________________________
по дисциплине Право
Тема: Конституция РФ: понятие, структура, сущность.
Вариант 9


Выполнил: студент группы _________

ВЗБ3ЭК

Патралова Ирина Валериевна

(подпись студента)

22サ апреля___2012 г.

Преподаватель: Глазков А.Н.

_________________________________

(должность, ученая степень)

_________________________________

(подпись руководителя)

ォ___サ ________ 200__ г.

Оценка___________________________

Вологда 2012

План



1.Конституционное развитие России 4

2.Сущность Конституции Российской Федерации 13

3.Структура Конституции Российской Федерации 16

Библиографический список 21


Введение
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти. Конституция является важнейшим нормативно-правовым документом, определяющим основы конституционного строя государства, провозглашающим основные права и свободы человека и гражданина, закрепляющим порядок формирования и функции основных органов государственной власти.

С понятием конституции связана ее сущность, которая заключается в том, что основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом. Конституция является результатом длительного развития государства и общества. Современные конституции отражают не только политическое, правовое, экономическое, социальное развитие отдельного государства, но провозглашает также основные достижения цивилизации, выражающиеся в признании человека высшей ценностью, защите прав граждан, разделении властей на законодательную, исполнительную, судебную, с учетом принципа «сдержек и противовесов».

Конституция – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Конституция является источником не только конституционного права, но и всех иных отраслей права, так как в ней содержатся основные принципы и положения, используемые иными отраслями права.

В работе мы дадим понятие конституции, определим основные этапы конституционного развития в России, рассмотрим сущность и структуру Конституции Российской Федерации.

  1. Конституционное развитие России


Термин «конституция» (от лат. constitution- установ­ление) был известен еще в Древнем Риме и использовал­ся для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором бы закреплялось его устройство1.

Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии.

Первая такая конституция была принята в США в 1787 г. (действует с 1789 г.). Ее составной частью явился «Билль о правах», включающий десять поправок к Конституции, устанавливающий права и свободы (начал действовать с 1791 г.). В Европе в 1791 г. были приняты конституции Франции и Польши.

Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы обществен­ного строя и государственного устройства, взаимоотноше­ний государства и личности, организации и деятельности системы государственных органов и органов местного са­моуправления.

Любая конституция отражает соотношение политиче­ских сил в обществе, существующее на момент ее принятия.

Принятие новой конституции либо внесение в нее измене­ний осуществляется классом, пришедшим к власти эко­номической и политической. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, право­вое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.

Вместе с тем конституция, как основной закон государ­ства, призвана служить интересам всего общества. Именно поэтому многие государства закрепляют в конституции то положение, что она принимается всем народом и служит интересам всего народа. Так, Конституция США использу­ет формулу: «Мы, народ Соединенных Штатов Америки...»; Конституция ФРГ — «Немецкий народ... принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной Закон»; Конституция Франции — «Французский народ одобрил... Конституционный закон». Преамбула Конституции 1993 г. начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Рос­сийской Федерации...». Такие формулировки подчеркива­ют идею о том, что главным источником учредительной конституционной власти является народ2.

В России первая конституция была принята после Октябрь­ской социалистической революции. Вместе с тем нельзя утвер­ждать, что конституционное развитие страны связано только с началом советского периода. Идеи создания конституции и первые проекты российской конституции были подготовлены в первой четверти XIX в. декабристами П. Н. Пестелем и Н. М. Муравьевым. Однако первые ростки конституционализма появились только в начале XX в., в период Первой русской ре­волюции. 17 октября 1905 г. императором Николаем II был из­дан Манифест «Об усовершенствовании государственного по­рядка», в котором признавались важнейшие политические и личные свободы россиян, и в соответствии с которым была сформирована Государственная Дума — общенациональный за­конодательный и представительный орган. Первые выборы в Государственную Думу в 1906 г. воспринимались современника­ми как живительный глоток свободы. Они дали россиянам мощный импульс в обретении политического самосознания. Политические дебаты, проводившиеся в Думе, открыли для России эпоху публичной политики. Однако Манифест 17 ок­тября 1905 г., хотя и вводил в российскую государственность некоторые элементы конституционализма, как акт конституци­онного значения являлся достаточно ограниченным, компро­миссным документом. В нем провозглашалось сохранение за императором верховной власти. И практика функционирования государственного механизма России до ликвидации института монархии в ходе Февральской революции 1917 г. в полной мере подтвердила, что в соответствии с Манифестом в России так и не сформировались устойчивые основы конституционализма.

После Февральской революции предполагалось, что Консти­туция республиканской России будет принята Учредительным Собранием. Однако этого не произошло, поскольку оно было распущено большевистским правительством, возглавляемым В. И. Лениным. В 1918 г. была принята первая советская Кон­ституция — Конституция РСФСР. В ней была закреплена новая система власти, основу которой составляли Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, фактически руководимые партией большевиков. Советы избирались на основе прямого избирательного права только на самом нижнем уровне. Все иные Советы, включая и Всероссийский съезд Советов, фор­мально являвшийся высшим органом власти, формировались из представителей нижестоящих Советов. Однако власть Советов как коллегиальных, представительных органов была в значи­тельной мере номинальной. Реальная власть принадлежала Со­вету народных комиссаров и исполнительным комитетам Сове­тов, действовавшим под жестким партийным руководством.

В Конституции 1918 г. провозглашалось федеративное уст­ройство государства: в составе России помимо территориальных единиц было предусмотрено образование автономных респуб­лик. Конституция 1918 г. содержала сильный идеологический заряд и носила четко выраженный классовый характер: в ней провозглашалась диктатура пролетариата, при этом права пред­ставителей «класса эксплуататоров» ограничивались. Вместе с тем нельзя не отметить, что в Конституции наряду с нормами классовой направленности содержался и целый ряд прогрессив­ных для того времени положений, расчищавших пережитки са­модержавия, а также положений в области правового статуса личности (например, норма о равноправии женщины и мужчи­ны). В 1925 г. (после того как в 1922 г. был образован Союз ССР и в 1924 г. была принята Конституция СССР) была при­нята вторая Конституция РСФСР как конституция союзной республики в составе СССР. Эта Конституция в целом сохра­нила общие принципы конституционного устройства и систему органов власти, заложенную Конституцией 1918 г.

Новый этап развития советского конституционализма был связан с принятием в 1936 г. Конституции СССР, характеризо­вавшейся как «Конституция победившего социализма». Все основные положения этой Конституции получили отражение в принятой позднее Конституции РСФСР 1937 г. В Конститу­ции РСФСР получила отражение формальная демократизация всего государственного механизма. Вводилось всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании на выборах в Советы депутатов всех уровней. Высшим органом власти провозглашался Верховный Совет РСФСР. Однако Вер­ховный Совет собирался на короткие сессии два раза в год и единогласно утверждал заранее подготовленные решения. Большинство текущих функций законодательной власти осу­ществлялось Президиумом Верховного Совета3.

Конституция гарантировала гражданам широкий круг по­литических и социально-экономических прав, при этом из нее были изъяты ранее действовавшие ограничения в правах для представителей эксплуататорских классов. Однако все это в условиях жесткой однопартийной системы не смогло сдержать массовые нарушения законности, политические репрессии, последовавшие непосредственно после принятия Конституции.

Вопрос о подготовке новой Конституции СССР и соответ­ственно новых конституций союзных республик был постав­лен еще в начале 60-х годов, когда во главе СССР стоял Н. С. Хрущев. Однако в связи с его смещением с должности процесс подготовки новой Конституции страны приостановил­ся. Конституционный процесс возобновился в середине 70-х годов, и в 1977 г. была принята новая Конституция (Основной закон) СССР, в которой декларировалось построение развито­го социализма, а Советское государство характеризовалось в качестве общенародного. В ст. 6 Конституции устанавлива­лось, что Коммунистическая партия является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его полити­ческой системы. Тем самым закреплялась монополия КПСС на власть. Большое внимание в Конституции было уделено правам и свободам граждан, их гарантиям. Однако в условиях авторитарного политического режима реализация многих по­литических и личных прав и свобод являлась в значительной мере фиктивной. В 1978 г. на основе Конституции СССР 1977 г. была принята Конституция (Основной закон) РСФСР, в которой целиком воспроизводилось основное содержание союзной Конституции. Следует отметить, что Конституция РСФСР 1978 г. практически не изменила сложившуюся ранее систему органов государственной власти.

Демократические реформы, начатые в 1988 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым, затронули и сферу ор­ганизации государственной власти. В Конституции СССР и РСФСР были внесены поправки, которые скорректировали систе­му организации власти в стране, отменили монополию компартии на власть. В России высшим органом власти стал Съезд народ­ных депутатов РСФСР, в период между его заседаниями функции высшего органа власти выполнял Верховный Совет РСФСР, кото­рый стал действовать на постоянной основе. В 1990 г. впервые на альтернативной основе прошли выборы народных депутатов РСФСР. Так в стране впервые возник реальный парламентаризм. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федера­тивной Социалистической Республики», в которой провозглаша­лись новые принципы организации государственной власти, в том числе принципы взаимодействия с органами государственной вла­сти СССР, и в то же время были обозначены контуры нового конституционного строя России. На этом же съезде для подготов­ки нового проекта Конституции России была образована Консти­туционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

В 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», а только затем в Конституцию РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения. Президент являлся главой исполнительной власти. Высшая власть в стране согласно Конституции продолжала принадлежать Съезду народных депута­тов. После провала путча ГКЧП в августе 1991 г. избранный в июне 1991 г. первым Президентом РСФСР Б. Н. Ельцин полу­чил от Съезда народных депутатов дополнительные полномочия на период экономических реформ. С помощью этих полномочий были осуществлены многие радикальные меры по реформирова­нию экономики и в целом по управлению страной. Часто это делалось в обход ранее принятых законов (именно так была проведена «ваучерная приватизация») и без учета позиции Вер­ховного Совета РСФСР или вопреки ей. Это вызвало острый конфликт между законодательной и исполнительной властью. Часто его отождествляли с конфликтом между коммунистами и демократами, но это не совсем точно. Большинство депутатов Съезда и членов Верховного Совета зачастую просто консолиди­ровались на почве критики реальных ошибок исполнительной власти, ее недемократизма, пренебрежения требованиями зако­нов. На стороне Президента и возглавляемой им исполнитель­ной власти были радикально настроенные политики, заинтересо­ванные в более серьезном и необратимом переделе власти и собственности в стране. В конечном счете в 1993 г. возник так называемый «конституционный кризис», суть которого состояла в том, что Президент Российской Федерации утратил возмож­ность согласовывать свои действия с законодательной властью на основе действовавшей тогда Конституции, что делало невоз­можным принятие неотложных законов, своевременное утвер­ждение бюджета, формирование эффективного правительства. Встал вопрос о необходимости скорейшего принятия новой Конституции, в которой будут закреплены новые принципы взаимодействия органов государственной власти4.

Проект Конституции Российской Федерации, подготовлен­ный в недрах Конституционной комиссии, являлся достаточно проработанным, хотя и в определенной мере эклектичным до­кументом, вобравшим в себя либеральные идеи, выработанные мировой практикой конституционного развития. Однако в от­ношении данного проекта Конституции длительное время не было согласия в самом Верховном Совете, в отношении его отсутствовала поддержка со стороны Президента Российской Федерации, который самоустранился от руководства Конститу­ционной комиссией. Практически одновременно с опублико­ванием в мае 1993 г. окончательного проекта, подготовленного Конституционной комиссией и одобренного Верховным Сове­том, в июне 1993 г. был опубликован проект Конституции, внесенный Президентом Б. Н. Ельциным на обсуждение сформированного им Конституционного совещания. В резуль­тате работы Конституционного совещания в текст проекта Конституции был внесен ряд изменений и дополнений.

В «президентском» и «парламентском» проектах Конституции имелись сходные положения. Это было связано с тем, что реше­ние вопросов федеративного устройства государства с неизбеж­ностью должно было учитывать положения подписанного в 1992 г. Федеративного договора, в котором устанавливалось раз­граничение предметов ведения между Российской Федерацией и республиками, краями, областями, городами федерального значе­ния, автономной областью и автономными округами, решались иные важные вопросы федеративного устройства. В части регла­ментации прав и свобод человека проекты в равной мере были сориентированы на общепризнанные нормы международного права и положения Декларации прав и свобод человека и граж­данина, утвержденной Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Оба проекта Конституции объединяло отрицание ключе­вых принципов советской Конституции, и прежде всего особой роли Советов как основы всей государственности. Однако имен­но в вопросах организации государственной власти и состояло наиболее существенное различие проектов Конституций. Если «парламентский» проект исходил из достаточно сбалансирован­ной системы разделения властей, включавшей, в частности, ин­ституты парламентского контроля за деятельностью исполни­тельной власти, то в «президентском» проекте Конституции воз­можности воздействия законодательной власти на деятельность Президента и Правительства были сведены до минимума.

В соответствии с действовавшей Конституцией (Основным законом) РСФСР принять новую Конституцию мог только Съезд народных депутатов РСФСР самостоятельно либо пере­дав решение этого вопроса на общероссийский референдум. Поэтому, оставаясь в рамках действовавшей Конституции, Б. Н. Ельцин в условиях конфронтации с законодательной властью не имел каких-либо возможностей для утверждения своего варианта новой Конституции. В этих условиях было принято решение разрушить действовавший конституционный правопорядок, и противоречащими Конституции указами Пре­зидента Российской Федерации оформить переход к новому конституционному строю. Начало данным действиям было по­ложено Указом Президента Российской Федерации № 1400 от 21 сентября 1993 г., которым провозглашалось проведение по­этапной конституционной реформы, при этом приостанавли­валось действие ряда статей Конституции (Основного закона) РСФСР, прекращалась деятельность Съезда народных депута­тов и Верховного Совета Российской Федерации, приостанав­ливалась деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Было предусмотрено проведение выборов депута­тов Государственной Думы, а затем и членов Совета Федера­ции. На 12 декабря 1993 г. было назначено и состоялось голо­сование по проекту Конституции Российской Федерации, вне­сенному Президентом Российской Федерации. Отметим, что это «всенародное голосование» проходило не в соответствии с Законом РСФСР «О референдуме РСФСР», на основании ко­торого для внесения изменений в Конституцию требовалось более половины голосов от общего числа граждан, включен­ных в списки для голосования, а в особом порядке, установ­ленном Указом Президента Российской Федерации. Согласно правилам данного голосования Конституция считается приня­той, если за ее принятие проголосовало свыше половины от общего числа граждан, принявших участие в голосовании. За принятие Конституции проголосовало около 33 млн. граждан, что составляло 58 процентов от принявших участие в голосо­вании. Таким образом была принята действующая в настоящее время Конституция Российской Федерации5.

Обстоятельства принятия Конституции Российской Феде­рации позволяют утверждать, что она фиксировала победу од­ной группировки в рамках правящего класса над другой. Од­нако это не дает основания, следуя марксистской методоло­гии, признать, что она лишь выражает волю господствующего класса. Содержание Конституции более многогранно и неод­нозначно. С одной стороны, в организации государственной власти четко представлены интересы политических сил, сгруп­пировавшихся вокруг института Президента. С другой сторо­ны, эта Конституция стала точкой опоры для развития кон­ституционализма в России в интересах всего общества, а не только правящего класса. Конституция дала существенные им­пульсы для развития гражданского общества, федерализма, ме­стного самоуправления, создала принципиально новые условия для регулирования и защиты прав граждан.


  1. Сущность Конституции Российской Федерации


Сущность Конституции, то есть ее наиболее важные свойства, определяющие ее роль в жизни общества, следует рассматри­вать в двух измерениях: в юридическом и социально-полити­ческом. Образно говоря, в отличие от большинства других за­конов Конституция в наибольшей степени является продуктом и достоянием всего общества, а не только законодателей и юристов. Это связано с тем, что значение Конституции для общества значительно выходит за рамки юридического доку­мента. Конституция активно влияет на все стороны жизни об­щества: политику, экономику, социальное развитие, на форми­рование сферы прав и свобод личности.

Содержание Конституции в момент ее принятия и после­дующего толкования ее положений являлось предметом ост­рых общественных конфликтов, дискуссий и компромиссов, в которые был вовлечен весь спектр политических сил страны. Ссылки на Конституцию являются основанием для принятия важнейших политических решений. Толкование положений Конституции способно в значительной мере повлиять и даже изменить политическую обстановку в стране. В этом плане весьма показателен пример с конституционным обоснованием отмены прямых выборов глав исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. В связи с особым политическим значением Конституции ее нередко характеризуют как важ­нейший политико-правовой документ страны.

Сказанное, однако, не означает, что особый социально-по­литический вес Конституции каким-то образом искажает юри­дические свойства Конституции, позволяя органам власти влиять на ее содержание и применение по правилам полити­ческой, а не юридической логики. Конституция Российской Федерации — это, прежде всего, полноценный правовой акт наивысшей юридической силы. Именно Конституция изна­чально определяет правила политической деятельности, а не наоборот. Конституция не является и не может являться по­датливым инструментом в руках политиков. Напротив, значе­ние Конституции и заключается в том, что она стабилизирует социально-политические процессы в стране. Нормы Конститу­ции должны применяться судами, иными органами власти, должностными лицами, исходя из того смысла, который зало­жен в ее нормах, а не в угоду каким-либо текущим политиче­ским интересам. Иной подход приводит к кризису конститу­ционного строя и в целом правопорядка в стране. Для того чтобы убедиться, в чем это может проявляться, достаточно обратиться к урокам вооруженного противостояния сторонников Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г6.

Рассмотрим основные свойства Конституции как нормативно­го правового акта. Конституция Рос­сийской Федерации является основным источником конституцион­ного права России. Она определяет систему источников конститу­ционного права, задает их содержание, определяет характер и направления их применения. В чем это проявляется? Во-первых, все федеральные конституционные и федеральные законы, иные источники конституционного права принимаются в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, по содержанию эти источники должны исходить из принципиальных положений, содержащихся в Конституции. В-третьих, если в процессе применения данных источников кон­ституционного права обнаруживается их несоответствие Конститу­ции, действуют предусмотренные самой Конституцией механизмы ее защиты, обеспечивающие приоритетность ее положений по сравнению с положениями иных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации является основным ис­точником не только конституционного права, но и иных отрас­лей российского права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормы для всей правовой системы России. В этом проявляется универсальность Конституции для право­вой системы.

Важнейшим свойством Конституции является ее верховен­ство над другими нормативными актами, принимаемыми в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конститу­ции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противо­речить Конституции Российской Федерации. В случае проти­воречия законов и этих актов Конституции Российской Феде­рации действуют нормы Конституции.

Уникальное место Конституции РФ в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами:

  • характером регулируемых им общественных отноше­ний, которые по своему содержанию являются конституци­онными и по большей части изначальными, первичными;

  • целенаправленным воздействием на развитие законода­тельства всех источников права;

  • наивысшей юридической силой;

  • высокой степенью нормативного обобщения;

  • прямым действием;

  • особым порядком принятия и изменения.

Высшая юридическая сила Конституции РФ заключает­ся в том, что ее нормы всегда имеют приоритет над поло­жениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции РФ органами и по уста­новленной ею процедуре; в случае противоречия конститу­ционными положениями закон либо отменяется, либо при­водится в соответствие с ними.

Конституция является высшим актом государства, но именно правовым актом, которому присуща нормативность.

Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представля­ющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их реализацию.

Суд и иные органы при решении тех или иных казусов могут прямо ссылаться на конкретные конституционные нормы7.

В последние годы практика деятельности судов утверж­дает прямое действие фундаментальных норм. Суд, разре­шая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные основной нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит соответствующим конституционным положениям;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, от­сутствует8.

В случае сомнений по поводу соответствия Конституции РФ какого-либо нормативного акта суд вправе обращаться с запросом о его конституционности в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

  1. Структура Конституции Российской Федерации


Структура Конституции РФ: краткая преамбула, два раздела; первый охватывает 9 глав и объединяет 137 ста­тей, второй содержит заключительные и переходные поло­жения.

В Конституции РФ отражены некоторые исходные на­чала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соответствии с между­народно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического федеративного правового и соци­ального государства.

Структура Конституции представляет собой подразделение ее текста на отдельные элементы, обусловленное содержанием и значением конституционных норм. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 9 глав, входящих в раздел первый, а также второго раздела, содержащего заключительные и переходные положения. Каждая из глав Конституции посвя­щена отдельным институтам конституционного права:

  • основам конституционного строя;

  • правам и свободам человека и гражданина;

  • федеративному устройству;

  • Президенту Российской Федерации;

  • Федеральному Собранию;

  • Правительству Российской Федерации;

  • судебной власти;

  • местному самоуправлению;

  • конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

В отличие от ранее действовавшей Конституции (Основно­го закона) РСФСР, в которой содержалась весьма развернутая преамбула (т. е. введение), преамбула Конституции Россий­ской Федерации отличается достаточной краткостью. В ней определяется, что субъектом принятия Конституции является народ Российской Федерации: «Мы, многонациональный на­род Российской Федерации... принимаем Конституцию Рос­сийской Федерации». Аналогичная формула имеется и в ранее принятых конституциях других государств, в частности в Кон­ституции США. Ее значение состоит в утверждении идеи на­родного суверенитета, означающей признание народа в каче­стве единственного источника государственной власти.

В преамбуле также излагаются мотивация и цели принятия Конституции. К этим целям относятся:

  • утверждение прав и свобод человека, гражданского ми­ра и согласия;

  • сохранение исторически сложившегося государственно­го единства России;

  • возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы;

— обеспечение благополучия и процветания России. Хотя положения преамбулы не являются правовыми нормами, их значение нельзя недооценивать. Помимо того, что они задают общую направленность всего текста Конституции, данные поло­жения используются при толковании норм Конституции9.

Сама последовательность расположения глав в Конститу­ции, их состав не являются случайными. То обстоятельство, что непосредственно за изложением основ конституционного строя следует глава о правах и свободах человека и граждани­на, выражает приоритетное значение, которое придается в Конституции утверждению прав и свобод человека. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Глава 3 «Федеративное устройство» расположена до изло­жения вопросов статуса и организации деятельности федераль­ных органов государственной власти. Это связано с тем, что вопросы территории Российской Федерации, состава Россий­ской Федерации, разграничения предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечения государственного единства являются более общими по отно­шению к вопросам структурирования федеральной власти. Ус­ловно говоря, федеративное устройство пространственно зада­ет систему координат для деятельности федеральных и регио­нальных органов государственной власти.

Особенностью Конституции Российской Федерации является отсутствие в ней специальной главы, посвященной организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. В самой общей форме эти вопросы решаются в ст. 77 Конститу­ции, помещенной в главу «Федеративное устройство». В данной статье содержится отсылочная норма, предусматривающая, что общие принципы организации представительных и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации устанавливаются федеральным законом. Эту лаконич­ность Конституции в определении системы организации госу­дарственной власти в субъектах Российской Федерации можно объяснить отсутствием в «президентском лагере» определенности по данному вопросу на момент принятия Конституции. В даль­нейшем недостаток четких конституционных ориентиров в час­ти организации представительных и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации неодно­кратно вызывал существенные проблемы: до принятия в 1999 г. названного в Конституции Федерального закона его отсутствие восполнялось правовыми позициями Конституционного Суда, который рассматривал отдельные положения конституций, уста­вов ряда субъектов Российской Федерации на предмет их соот­ветствия Конституции Российской Федерации. Уже после того как Федеральный закон «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был принят, в зависимости от политической обстановки в него неод­нократно вносились изменения, причем весьма существенные, что оказывало дестабилизирующее воздействие на систему вла­сти в субъектах Российской Федерации, превращая ее в объект перманентного реформирования. Отмеченные проблемы могли бы решаться более эффективно, если бы Конституция давала более четкие ориентиры для федерального законодателя10.

Непосредственно организации государственной власти на федеральном уровне посвящены четыре главы Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и гл. 7 «Судебная власть». Логика изложения системы организа­ции государственной власти, в соответствии с которой перво­начально раскрывается статус Президента Российской Федера­ции, обоснована тем, что Президент является главой государ­ства и ему принадлежит особая роль в системе органов государственной власти. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти; в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции может использовать согласительные проце­дуры для разрешения разногласий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации, а также ме­жду органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целом Президент наделен Конституцией наибо­лее серьезными властными полномочиями по воздействию на все ветви государственной власти: законодательную, исполни­тельную и судебную. Таким образом, весомость института Президента Российской Федерации обусловливает то, что гла­ва, посвященная Президенту, предшествует главам, регламен­тирующим статус иных органов государственной власти.

Второй раздел Конституции Российской Федерации «За­ключительные и переходные положения» посвящен вопросам вступления в силу Конституции Российской Федерации, дей­ствия Федеративного договора и иных договоров между феде­ральными и региональными органами государственной власти, преемственности в деятельности Президента и Правительства, соответственно избранного и сформированного до принятия Конституции, а также особенностям действия положений Конституции в переходный период. Сам термин «переходный период» означал период времени до того момента, как будет принят и вступит в силу соответствующий федеральный закон, предусмотренный в Конституции. При этом соответственно утрачивает силу временное регулирование, содержавшееся в указах Президента Российской Федерации, принятых после приостановления действия прежней Конституции11.

Знание структуры Конституции не только помогает ориентироваться в тексте Основного закона. К структуре Конституции «привязаны» система отрасли конституционного права России.

Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие, сущность, структуру Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ имеет первостепенное значение для государства, она закладывает основные принципы и понятия, определяющие основы государственности нашей страны. Россия прошла длительный путь конституционного развития, прежде чем стала правовым, социальным государством. Конституции, имевшие место в Советском Союзе, отличались ограниченностью в защите прав и свобод человека и гражданина, отсутствием понятия плюрализма политических партий, признавая лишь КПСС, отводя ей главенствующую роль в политической жизни страны. Прежние конституции не знали принципа разделения властей, определяя, что вся власть находится в руках одного органа. Конституция Российской Федерации отразила становление нового государства, поэтому от того, какие основные положения конституционного строя сформулированы в ней, зависело признание Российской Федерации ее гражданами и членами мирового сообщества.

Конституция является референдарной, то есть принятой всенародным голосование, «жесткой», имеющей сложный порядок изменений. Конституция РФ консолидированная, то есть она представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

Стабильность Конституции проявляется в том, что установлен особый порядок ее изменения, ее нельзя изменить без соблюдения норм, закрепленных в Конституции РФ, что позволяет говорить о стабильности государственного строя.

Библиографический список





  1. Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2010. – 585 с.

  2. Колесников Е.В., Колекова Г.Н. Конституционное право. – М.: Высшее образование, 2008. – 365 с.

  3. Конституционное право России / Под ред. Малько А.В. – М.: Юрист, 2008. – 302 с.

  4. Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2009. – 504 с.

  5. Конституция Российской Федерации. – Спб.: Регата, 2012. – 48 с.

  6. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2010.- 167 с.

  7. Смоленский М.Б. Конституционное развитие Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 352 с.

  8. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. – М.: Юрайт, 2011. –

327 с.


1 Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2010. С. 26.

2 Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2009. С. 34-35

3 Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2009. С. 37

4 Конституционное право России / Под ред. Малько А.В. – М.: Юрист, 2008. С. 38-40

5Стрекозов В.Г. Конституционное право России. – М.: Юрайт, 2011. С. 35

6 Колесников Е.В., Колекова Г.Н. Конституционное право. – М.: Высшее образование, 2008. С. 35-36

7 Колесников Е.В., Колекова Г.Н. Конституционное право. – М.: Высшее образование, 2008. С. 45

8 Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2009. С. 46

9 Конституционное право России / Под ред. Малько А.В. – М.: Юрист, 2008. С. 40

10Стрекозов В.Г. Конституционное право России. – М.: Юрайт, 2011. С. 39

11 Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2010. С. 32


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconКонтрольная работа по дисциплине «Правоведение» на тему: «Конституция...
Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 icon2. Понятие конституции, ее сущность. Виды конституций 2 часа
Действующая Конституция 1993 г., ее структура, социальные и юридические свойства

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconИнтернет-коммерция как часть национальной экономики
Электронная коммерция: понятие, сущность, структура

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconМетодические указания при выполнении контрольных работ
Контрольная работа выполняется по вариантам. Выбор варианта зависит от № зачетной книжки: Вариант 1 – № зачеток, оканчивающихся на...

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconОбществознания
Оборудование: на доске – понятие Конституция Дата – 12 декабря 1993 года. Структура Конституции РФ

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 icon2. Законодательство Сахалинской области
Конституция Российской Федерации: понятие, структура, порядок пересмотра, внесения изменений и поправок

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconКонтрольная работа №1 Методические указания при выполнении контрольных работ
Контрольная работа выполняется по вариантам. Выбор варианта зависит от № зачетной книжки: Вариант 1 – № зачеток, оканчивающихся на...

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconРеферат на тему: «Банковская система Российской Федерации»
Банковская система Российской Федерации. Понятие, сущность, признаки, структура, роль в современном мире

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconПлан Сущность и функции цены. Понятие системы цен. Дифференциация...
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов

Конституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9 iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Тема происхождение и сущность конституции. Конституция и конституционализм. Конституция РФ (4 ч.) 11

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную