План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ




Скачать 146.55 Kb.
НазваниеПлан: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ
Дата публикации28.09.2013
Размер146.55 Kb.
ТипЗакон
urist-edu.ru > Право > Закон
ТЕМА: «КОНСТИТУЦИЯ РФ»
План:

  1. Конституция как основной закон государства.

  2. Основы конституционного строя РФ.

  3. Конституционно-правовой статус личности в России.

  4. Гражданство РФ.

  5. Государственное устройство РФ.


1. Конституция как основной закон государства.
Конституция — основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соот­ветствующей страны.

По форме Конституция — юридический документ. Наиболее распространенные способы принятия:

• парламентом;

• специальной конституционной ассамблеей;

• народом на референдуме;

• даруется монархом.

Конституция имеет высшую юридическую силу и является ос­новой всего законодательства страны.

Конституции классифицируются по наиболее важным основа­ниям:

по форме:

- писаные — составленные и принятые в виде единого доку­мента (большинство действующих конституций);

- неписаные — состоят из нескольких законов, содержащих кон­ституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Велико­британии, Швеции, Израиле;

способу изменения:

- обычные — принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.);

- жесткие — предусматривают очень сложный порядок изме­нения и внесения поправок, влекущий фактическую невоз­можность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.);

по степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям:

- действительные — реально отражают существующие обще­ственные отношения (обычно конституции демократических государств);

- фиктивные — не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в ре­альной жизни не соблюдается (как правило, конституции ав­торитарных и тоталитарных государств).

Функции Конституции — различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями Конституции являются следующие:

• учредительная;

• организаторская;

• внешнеполитическая;

• идеологическая;

• юридическая.

Основные черты Конституции:

• основополагающий характер;

• народность;

• реальность;

• стабильность.

Основные юридические свойства Конституции:

• Основной закон государства;

• юридическое верховенство;

• база текущего законодательства;

• особый порядок принятия и изменения.

Конституция РФ была принята большинст­вом избирателей 12 декабря 1993 г.

По своей структуре Конституция Российской Федерации состоит:

• из преамбулы;

• раздела первого - собственно текста Конституции, включаю­щего 137 статей;

• раздела второго — заключительных и переходных положений.

Преамбула — торжественная вводная часть Конституции, име­ющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа Российской Федерации провоз­глашает следующие основополагающие принципы и программные

• ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим

поколениями;

• осознание России частью мирового сообщества;

• гражданский мир и согласие;

• государственное единство;

• равноправие и самоопределение народов;

• незыблемость прав и свобод человека;

• демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Кон­ституции, сгруппированных в девяти главах:

• "Основы конституционного строя";

• "Права и свободы человека и гражданина";

• "Федеративное устройство";

• "Президент Российской Федерации";

• "Федеральное Собрание";

• "Правительство Российской Федерации";

• "Судебная власть";

• "Местное самоуправление";

• "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

2. Основы конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя - фундаментальные положения конституции, определяющие основные харак­теристики формы государства и правового статуса лич­ности.

Основы конституционного строя в РФ определяются в гл. 1 Конституции РФ (ст. 1—16), состоящей в основном из норм-принципов и норм-целей. В эти статьи нельзя вносить поправки без пересмотра Конституции РФ в це­лом, что делает их незыблемой основой всей Конститу­ции РФ («конституцией в конституции»). Никакие другие положения Конституции РФ (как и все иные норматив­но-правовые акты) не могут противоречить основам кон­ституционного строя.

Выделяют 4 группы основ конституционного строя, определяющих отношения личности и государства, об­щества и государства, государства и права, внутреннее устройство государства.

I. Правовые основы взаимоотношений личности и госу­дарства содержатся, прежде всего, в ст. 2, 6 и 7 Конститу­ции РФ. Статья 2 Конституции РФ провозглашает челове­ка, его права и свободы высшей ценностью. Одновременно на государство возлагается основная обязанность — при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Более того, в ст. 18 Конституции РФ указано, что права и свободы человека и гражданина являются не­посредственно действующими, определяют смысл, содер­жание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Статья 6 Конституции РФ посвящена институту граж­данства — устойчивой политико-правовой связи государства с личностью. Гражданство свободно, т.е. каждый по своей воле решает вопрос о своем гражданстве, никто не может быть понужден к приобретению либо измене­нию гражданства, лишение российского гражданства не допускается, выход из российского гражданства является свободным выбором гражданина. Гражданство едино, т.е. одинаково для всех российских граждан независимо от места их проживания. Гражданство равно, т.е. одина­ково независимо от основания его приобретения.

Статья 7 Конституции РФ декларирует принцип соци­ального государства, закрепляется право человека на со­циальное обеспечение. Осуществляя социальную полити­ку, государство тратит часть средств на социальное обес­печение населения, что вытекает из права каждого человека на достойное существование в соответствии с минимальными стандартами. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнс­тва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Провозглашается курс на развитие системы социальных служб, гарантируются государственные пенсии, пособия и иные средства социальной защиты.

II. В качестве одной из основ конституционного строя РФ закрепляются принципы взаимодействия Российского государства и общества. В ст. 1 Конституции РФ опреде­ляется демократическая характеристика Российского госу­дарства, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть как непосредственно (свобод­ные выборы и референдум), так и через органы государ­ственной власти и местного самоуправления. Статья 8 Конституции РФ определяет деятельность государства в экономической сфере. Устанавливается, что российская рыночная экономика основана на различных формах соб­ственности (частная, государственная, муниципальная), единстве экономического пространства, свободном пере­мещении товаров, услуг и финансовых средств, конкурен­ции, свободе экономической деятельности.

Государство осуществляет налоговую политику, конт­ролирует правомерность деятельности хозяйствующих субъектов, одновременно выступая в качестве такового. Отдельно устанавливается, что земля и другие природные объекты могут находиться в собственности, в том числе частной (ст. 9 Конституции РФ). Государство регулирует экономические процессы лишь опосредованно, остается широкое пространство для рыночных механизмов само­регулирования.

Государство признает множественность конкуриру­ющих друг с другом идей, т.е. идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ), идеологический и полити­ческий плюрализм (ч. 2-4 ст. 13 Конституции РФ). Хотя государство не вправе запрещать какие-либо идеи, запре­щается создание и деятельность общественных объеди­нений, цели или действия которых направлены на на­сильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности го­сударства, создание вооруженных формирований, разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). В развитие указан­ных идей приняты федеральные законы «Об обществен­ных объединениях» (1995 г.) и «О политических партиях» (2001 г.). В ст. 14 Конституции РФ устанавливается, что Россия является светским государством, никакая религия не может признаваться государственной или обязатель­ной, религиозные объединения в России отделены от го­сударства и равны перед законом.

III. Среди принципов отношения государства и права следует назвать принцип правового государства (ст. 1 Конституции РФ), принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), принцип высшей юридической силы, общеобязательности, прямого действия Конститу­ции РФ на всей территории России (ч. 1,2 ст. 15 Консти­туции РФ), принцип обязательного официального опуб­ликования законов и иных нормативно-правовых актов,

затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), принцип при­оритета норм международных договоров РФ перед внут­ренним законодательством, а также включенности обще­признанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), верховенство основ конституционного строя РФ (ст. 16 Конституции РФ).

IV. Среди конституционных принципов внутренней ор­ганизации и осуществления государственной власти следует назвать республиканскую форму правления (ст. 1 Кон­ституции РФ), федеративную форму государственного устройства (ст. 1 Конституции РФ), принцип государ­ственного суверенитета (ст. 4 Конституции РФ), принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), принцип самостоятельности местного самоуправления (ст. 12 Кон­ституции РФ).
3. Конституционно-правовой статус личности в России.
Права и свободы человека — мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям. Важнейшая задача любой Кон­ституции — нахождение баланса между властью и правами и свободами человека.

Международно-правовой базис прав и свобод составляют документы:

• Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

• Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах;

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Римская конвенция);

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:

• Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);

• Европейский суд по правам человека;

• иные учреждения.

В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:

• конституционно-судебными органами (Конституционным Су­дом РФ);

• судебными органами (судами общей юрисдикции);

• органами исполнительной власти (в административном порядке);

• дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за ру­бежом;

• путем законной самозащиты человеком своих прав.

Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в шести случаях:

• защиты основ конституционного строя;

• нравственности;

• здоровья;

• прав и законных интересов других лиц;

• обеспечения обороны страны;

• государственной безопасности.

Основные права человека делят­ся на три большие группы:

• личные права;

• политические права;

• экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся.

• право на жизнь;

• право на достоинство;

• право на свободу;

• право на личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на выбор места жительства и свободное передвижение;

• право на пользование родным языком и определение нацио­нальности;

• право на информацию и защиту информации;

• право на свободу совести;

• право на свободу мысли и слова;

• право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства.

Основные политические права человека и гражданина в России:

• право на объединение;

право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

• право участвовать в управлении государством;

• право избирать и быть избранным в органы госвласти и уп­равления;

• иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Осново­полагающие экономические, социальные и культурные права — это:

• право частной собственности;

• право на свободное предпринимательство; право на труд;

• право на отдых;

• право на образование;

• право на забастовку;

• право на жилище;

• право на медицинское обслуживание;

• право на социальное обеспечение; право на поддержку в старости;

• право на участие в культурной жизни;

• право на свободу творчества.

Основные принципы правового статуса человека и гражданина:

• равноправие;

• гарантированность прав и свобод государством;

• неотъемлемость и неограничение прав и свобод;

• наличие наряду с правами обязанностей.

Основные обязанности человека и гражданина в РФ.

• воинская обязанность;

• обязанность платить налоги;

• обязанность беречь природу;

• обязанность соблюдать Конституцию и законы;

• иные обязанности.
4. Гражданство РФ.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, характеризуемая взаимными правами и обязанностями, взаимной ответственностью.

Правовые основы гражданства РФ определяются ст. 6, 61—63 Конституции, нормами международных договоров РФ (например, международных договоров РФ о двойном гражданстве), Федеральным законом «О гражданстве РФ» (2002 г.), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным указом Президента РФ.

Некоторые республики в составе РФ имеют свое граж­данство, что не ограничивает прав единого российского гражданства.

Принципы российского гражданства.

1. Свободное, равное и единое гражданство, независимо от оснований и времени его приобретения.

2. Признание права человека на приобретение, измене­ние и выход из гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства, выслан за пре­делы РФ или выдан иностранному государству.

3. Принцип независимости гражданства от брака — из­менение гражданства одним из супругов, расторжение брака по общему правилу не влекут изменения граж­данства у другого супруга или детей от данного брака.

4. Принцип независимости гражданства от места нахож­дения лица (на территории РФ или вне ее).

5. Принцип покровительства и защиты российского гражданина за рубежом со стороны России (осуще­ствляется Министерством иностранных дел РФ, дип­ломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом).

6. Принцип сокращения безгражданства (уменьшения количества лиц без гражданства (апатридов) путем предоставления им российского гражданства).

7. Принцип двойного гражданства (возможность приоб­ретения двойного гражданства была предусмотрена с 1991 г.) в соответствии с международным договором РФ и федеральным законом. Двойное гражданство рассматривается как исключение, предоставляется указом Президента РФ на основании личного хода­тайства заявителя. Наличие двойного гражданства не освобождает гражданина от исполнения конституци­онных обязанностей.

Полномочными органами, ведающими делами о граж­данстве РФ, являются Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Ми­нистерство иностранных дел РФ, дипломатические пред­ставительства и консульские учреждения РФ, находящи­еся за пределами РФ.

Решение о приобретении или прекращении граждан­ства РФ подлежит отмене, если судом будет установлено, что данное решение принималось на основании пред­ставленных заявителем подложных документов или заве­домо ложных сведений.

Закон "О гражданстве РФ" предусматривает четыре основания приобретения граж­данства:

• по рождению;

• в результате приема в гражданство;

• в результате восстановления в гражданстве;

• по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами РФ.

Основания прекращения гражданства РФ.

• выход из гражданства;

• отмена решения о приеме в гражданство;

• оптация (выбор) гражданства при изменении государственного

• статуса территории;

• иные основания.
5. Государственное устройство РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, террито­рия РФ включает в себя территории всех субъектов РФ, а также внутренние воды (реки, озера, иные водоемы, все берега которых занимает территория РФ) и территори­альное море (в пределах 12-мильной зоны, если иное не установлено международным договором РФ, например, о делимитации Государственной границы РФ на море, в частности, с Норвегией, Украиной, США и Японией). Помимо этого, к территории РФ относится воздушный столб (воздушное пространство) над наземной и водной территорией РФ. Причем верхняя граница этого столба четко не определена (космическое пространство не отно­сится к территории ни одного из государств).

Хотя континентальный шельф и морская исключи­тельная экономическая зона РФ и не являются в собс­твенном смысле этого слова территорией РФ, наша стра­на, в соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает там суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законодательством и международно-правовыми нормами.

Суверенитет России распространяется на всю ее целост­ную и неприкосновенную территорию (ст. 4 Конституции РФ). Гарантом государственной целостности РФ являет­ся глава государства — Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Консти­туции РФ).

Федерализм — способ организации системы органов государственной власти, соответствующий федеративной форме государственного устройства.

Цель федерации — оптимальное сочетание большого и малого в едином. Принципы федерализма, закрепленные в ст. 5 и гл. 3 Конституции РФ, Федеративном договоре и некоторых других актах, можно структурировать следу­ющим образом.

1. Россия — сложная федерация, субъекты РФ сформиро­ваны как по территориальному (края, области, города федерального значения), так и по национальному (рес­публики, автономные округа, автономная область) признакам, более того, некоторые субъекты РФ входят в состав других субъектов РФ (автономные округа в со­ставе краев и областей).

2. Россия — открытая и динамичная федерация, сущест­вуют возможности изменения границ и конституци­онно-правового статуса субъектов РФ, образования новых субъектов РФ в составе РФ, принятия в состав РФ новых субъектов РФ.

3. Равноправие субъектов РФ в отношениях с федераль­ными органами государственной власти и между собой.

4. Государственная целостность РФ.

5. Единство системы государственной власти (по вопро­сам исключительного ведения РФ и совместного веде­ния РФ и субъектов РФ).

6. Равноправие и самоопределение субъектов РФ.

7. Разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду РФ и субъектами РФ.

Конституционный статус субъектов РФ определяется ст. 5 и 66 Конституции РФ, конституцией (уставом) соот­ветствующего субъекта РФ. Все субъекты РФ поименова­ны в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автоном­ная область — равноправны. Республики вправе устанав­ливать для граждан РФ, постоянно проживающих на тер­ритории соответствующей республики, дополнительно гражданство данной республики. Республики вправе в дополнение к государственному языку РФ вводить свой государственный язык (на нем, в частности, может, наря­ду с государственным языком РФ, осуществляться судо­производство в некоторых судах, расположенных на тер­ритории соответствующей республики).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему, основывающуюся на конституционном принци­пе разграничения предметов ведения и полномочий меж­ду ними (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ производится на основании федерального конститу­ционного закона, по взаимному согласию РФ и соответ­ствующего субъекта РФ.

Каждый субъект РФ имеет свою территорию, границы которой могут изменяться Советом Федерации с согласия соответствующего субъекта РФ.

Субъекты РФ участвуют в решении общефедеральных вопросов — органы государственной власти субъектов РФ направляют своих представителей в Совет Федера­ции, обладают правом законодательной инициативы и правом запроса в Конституционный Суд РФ, одобряют конституционные поправки и пр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconРеферат На тему: Конституция основной закон государства Основы конституционного строя
Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную...

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconОсновы Конституционного строя России
Ведущий 1: Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconКонституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства
Конституция – это наивысшая правовая форма, закон (группа законов), обладающих высшей юридической силой. Конституция Российской Федерации...

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ icon«Конституция РФ 20 лет»
Конституция – основной закон государства. Конституция определяет: Основы государственного и общественного строя; Систему органов...

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconМетодическая разработка урок учителя обществознания О. Н. Зенченко...
Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу и основ Конституционного строя РФ

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconТема Экономические и политические основы конституционного строя в РФ.
Основы конституционного строя фундаментальные положения конституции, определяющие основные харак­теристики формы государства и правового...

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconКонституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя // Библиотека Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области....

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconЗакон государства план
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, выражающий интересы народа или отдельных социальных групп...

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconМетодические рекомендации по проведению Всероссийского открытого...
...

План: Конституция как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ iconКонституция Российской Федерации основной закон
Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления основных положений Конституции Р. Ф.; рассмотреть основы конституционного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную