Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю




Скачать 193.12 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю
Дата публикации28.07.2014
Размер193.12 Kb.
ТипПрограмма
urist-edu.ru > Психология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по НР и ИД
_____________ В.Н.Кризский
«____» __________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ФД.А.03)
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

_________________________________________________________________________

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

190007




Педагогическая психология

Шифр




наименование научной специальности

Программа одобрена на заседании

кафедры__________________________________________
Протокол № ______ от ____________20____ г.



Заведующий кафедрой










Маджуга А.Г., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Разработчик программы










Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание


Стерлитамак – 2011 г.

Оглавление


2.Цели изучения дисциплины 3

3.Результаты освоения дисциплины 4

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 5

5. Содержание дисциплины 5

5.1Содержание лекционных занятий 5

5.2Практические занятия 5

5.3Самостоятельная работа аспиранта 6

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету 6

7. Образовательные технологии 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8

1.Педагогика и психология высшей школы Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2004.- 134 с. http://www.iqlib.ru/book/preview/7B898ED0168F41269986080DE1A77C1C 12

2.М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы" Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г. http://www.detskiysad.ru/ped/vshk.html 12

3.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/ 12

4.Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/ 12

5.Российский общеобразовательный портал. www. school.edu 12

9. Материально-техническое обеспечение 12


Общие положения

    1. Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины «Психология высшей школы» - модуль факультативных дисциплин образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.



  1. Цели изучения дисциплины


Целью изучения дисциплины «Психология высшей школы» является углубление знаний по ряду теоретических проблем психологии высшей школы и знакомство с проблемами организации эффективного образовательного процесса в вузе, обеспечивающего поступательное развитие познавательной и личностной сфер студентов, совершенствование профессиональной деятельности преподавателя, а также психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

  • психологии деятельности студента вуза;

  • психологии деятельности преподавателя высшей школы;

  • психологических основ формирования качеств, необходимых выпускнику вуза;

  • психологических условий успешного руководства учебно-воспитательного процесса в вузе.



  1. Результаты освоения дисциплины


Аспирант или соискатель должен:

- знать:

- важнейшие вопросы применения психологической теории и психологических концепций к совершенствованию образовательной деятельности вуза;

  • закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития студента в процессе обучения в вузе;

- предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования образовательного процесса вуза;

- психологические особенности основных видов деятельности студентов;

- психологии деятельности студенческого коллектива;

- психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза;

- психологическую характеристику педагогического мастерства и путей его формирования.

- уметь:

- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития психологии высшей школы, ее взаимосвязей с другими науками;

  • анализировать образовательный процесс вуза с позиций достижений современной психологии и педагогики;

  • проектировать программы совершенствования образовательной среды вуза, использовать разнообразные средства и методы психологического воздействия на субъектов образовательного процесса;

  • осуществлять психологический анализ деятельности студентов;

  • психологический анализ деятельности преподавателя высшей школы.

- демонстрировать:

- способность и заинтересованность использования в преподавательской деятельности знаний психологических законов, закономерностей, категорий; разнообразных образовательных технологий;

- умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с психологическими проблемами образовательной деятельности и психологической службы образования;

- умения успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психология высшей школы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов


Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия




Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

0,5(18 ч.)

Семинар

-

Практические занятия

-

Другие виды учебной работы

-

Внеаудиторные занятия:




Самостоятельная работа аспиранта

0,5 (18 ч.)

ИТОГО

1,0 (36 ч.)

Вид итогового контроля

зачет

5. Содержание дисциплины


  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    Предмет, задачи и методы психологии высшей школы

    1

    2

    Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студента

    1

    3

    Психологическая характеристика воспитания и обучения в высшей школе

    1

    4

    Профориентация и профессиональный отбор в высшую школу

    1

    5

    Единство личности и деятельности студентов

    1

    6

    Психологические особенности основных видов деятельности студентов

    1

    7

    Психология деятельности студенческого коллектива

    1

    8

    Психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза

    1

    9

    Психологическая характеристика педагогического мастерства и пути его формирования

    1

    Всего:

    9

  2. Практические занятия

№ п/п

Содержание

Кол-во уч.часов

1

Психологические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов

2

2

Психология деятельности коллектива кафедры

2

3

Формирование профессиональной направленности личности студента, профессиональных знаний, навыков, умений

2

4

Формирование у студентов высших чувств, волевых качеств и профессиональных особенностей познавательных процессов

2

5

Психологические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе

1

Всего:

9




  1. Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Повторение лекционного материала

2

2

Подготовка докладов

4

3

Написание реферата, научных статей

4

4

Участие и выступление на семинарах

8

Всего:

18



6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету


Итоговая аттестация аспиранта по данной дисциплине включает сдачу зачета.
Перечень вопросов к зачету:

    1. Охарактеризуйте предмет, задачи и методы психологии высшей школы

    2. Назовите основные требования к специалисту с высшим образованием

    3. Охарактеризуйте особенности развития личности студента

    4. Дайте психологическую характеристику воспитания и обучения в высшей школе

    5. Каковы особенности профориентации и профессионального отбора в высшую школу

    6. В чем заключается единство личности и деятельности студентов

    7. Охарактеризуйте психологические особенности основных видов деятельности студентов

    8. Каковы особенности психологии деятельности студенческого коллектива

    9. Назовите психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза

    10. Дайте психологическую характеристику педагогического мастерства и путей его формирования

    11. Каковы психологические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов

    12. Каковы особенности психологии деятельности коллектива кафедры

    13. Каковы психологические особенности формирования системы духовных ценностей у студентов

    14. Каковы особенности формирования профессиональной направленности личности студента

    15. Каковы особенности формирования высших чувств и волевых качеств у студентов

    16. Каковы особенности формирования у студентов профессиональных особенностей познавательных процессов

    17. Каковы особенности формирования у студентов профессиональных знаний, навыков, умений

    18. Охарактеризуйте психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза

    19. Охарактеризуйте психологические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе

7. Образовательные технологии


В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»)

2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.

3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.

4. Использование учебно-методического программного комплекса.

5. Решение психолого-педагогических задач в лабораторных условиях.

6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научно-методическую литературу по психологическому сопровождению образовательного процесса, научные журналы и труды конференций.

8.1 Основная литература:


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину



2

3

4

5

1.







30

7



Педагогика и психология высшей школы

Пинигина Г.В.

– Кемерово: КузГТУ, 2004.

5

7



Педагогическая психология

Бархаев Б.П. – СПб.: Питер, 2009.

2

7



Методология и методы психолого-педагогического исследования

Загвязинский В.И. – М.: Академия, 2009.


5

7



Основы педагогической психологии высшей школы


Митин А.Н. – М.: Проспект, 2010.

2

7



Психологическая диагностика в образовательном процессе

Дубовицкая Т.Д. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011.

2

7



Педагогическая психология


Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.А. и др. / Под ред.Н.В.Клюевой.-М.:Владос-Пресс,2006.

1

7



Педагогика и психология высшей школы

Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д, Феникс, 2006.

1

7



Психология и педагогика для преподавателей высшей школы

Смирнов С.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008

2

7



Педагогическая психология

Габай Т.В. -М.: Академия., 2009.

2

7


8.2 Дополнительная литература


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5



Психология высшей школы

М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978

5

7



Искусство преподавания

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. М., 1999.

1

7



Психология : в 3-х кн. : учеб. для студ. вузов.: Психология образования

Немов, Р.С.    - М.: ВЛАДОС, 2004.

6

7



  1. Формирование мотивации учения.




Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. – М., 1990.

5

7



  1. Основы педагогики и психологии высшей школы

Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.

1

7



Проблемное поле научной школы "Психология" профессионального развития"

Зеер Э.Ф.    // Образование и наука. - 2010. - №11. - С.118-128

1

7



Использование контроля для управления учебной мотивацией студентов

Каменева И. О.    // Интеграция образования. - 2008. - №1.-С.14-19

1

7



  Психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров для новой школы

Рубцов В.В.   / Педагогика. - 2010. - №5. - С. 55-59.


1

7



Психология педагогической оценки

Ананьев Б.Г. // Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т. 2. – С. 133 – 268.

2

7



Проблемы развивающего обучения 

Давыдов В.В. – М., 1986.

3

7



Виды обобщения в обучении 

Давыдов ВВ. – М., 1972. – С. 273 – 293.

2

7



Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики

Калмыкова З.И./ Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975. – С. 10 – 38.

2

7



Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения

Стоунс Э. – М.: Педагогика, 1984.

2

7



Проблемные ситуации в мышлении и обучении

Матюшкин А.М. – М.: Педагогика, 1972.

2

7



Психология учебной деятельности студентов 

Якунин В.А. – М., 1994.

2

7



Некоторые теоретические вопросы психологии учения 

Богоявленский Д.Н. // Вопросы психологии. – 1976. – № 2. – С. 33-34

2

7



Учебная деятельность и развивающее обучение . 

Кабанова-Меллер Е.Н. – М.: Знание, 1981. – С. 231 – 252.

3

7



Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе 


/ Под ред. А. Коссановски [и др.]; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – С. 15 – 16, 48 – 53, 66 – 91, 102 – 105.

2

7



Возрастная психология 

Фельдштейн Д.И. – М., 1997.

2

7



Конфликтная ситуация и ее возможные последствия

Жутикова Н.В. // Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

1

7



Психология профессионального развития учителя  

Митина Л.М. – М., 1998.

2

7



Социальная педагогическая психология

Реан А.А., Коломинский Я.Л. – СПб.: Питер Ком., 2010.

1

7



Психология общения 

Леонтьев А.А. – М., 1997.

3

7



Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: сб. науч. тр. 

/ Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.

2

7



Личностный подход в образовании: концепция и технологии  

Сериков В.В. – Волгоград: Перемена, 1994.

1

7


8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
  1. Педагогика и психология высшей школы Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2004.- 134 с. http://www.iqlib.ru/book/preview/7B898ED0168F41269986080DE1A77C1C

  2. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы" Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г. http://www.detskiysad.ru/ped/vshk.html

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

  4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

  5. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu


9. Материально-техническое обеспечение


Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; учебники, учебные пособия и рекомендации.


N п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов

1

2

3

4

1

Психология высшей школы

Методический кабинет (ауд. №224) главного корпуса. Компьютеры (1), ноутбук (1), принтер (1).

Проспект Ленина, 49

2

Компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. № 319), оснащенный 16 компьютерами.

Проспект Ленина, 49

3

Каб. № 308 интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук (3).

Проспект Ленина, 49

4

Мультимедиа-сопровождение всех разделов курса «Педагогическая психология».

Проспект Ленина, 49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «стерлитамакская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю icon«саратовская государственная юридическая академия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю icon1 Назначение и область применения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курская государственная сельскохозяйственная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную