МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по НР и ИД _____________ В.Н.Кризский «____» __________ 20_____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ФД.А.03) ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
_________________________________________________________________________
наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта
модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)
по специальности научных работников
190007
|
| Педагогическая психология
| Шифр
|
| наименование научной специальности
| Программа одобрена на заседании
кафедры__________________________________________ Протокол № ______ от ____________20____ г.
Заведующий кафедрой
|
|
|
| Маджуга А.Г., доктор психологических наук, доцент
|
|
| Подпись
|
| Ф.И.О., ученая степень, звание
| Разработчик программы
|
|
|
| Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, доцент
|
|
| Подпись
|
| Ф.И.О., ученая степень, звание
|
Стерлитамак – 2011 г.
Оглавление 2.Цели изучения дисциплины 3
3.Результаты освоения дисциплины 4
4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 5
5. Содержание дисциплины 5
5.1Содержание лекционных занятий 5
5.2Практические занятия 5
5.3Самостоятельная работа аспиранта 6
6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету 6
7. Образовательные технологии 8
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8
1.Педагогика и психология высшей школы Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2004.- 134 с. http://www.iqlib.ru/book/preview/7B898ED0168F41269986080DE1A77C1C 12
2.М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы" Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г. http://www.detskiysad.ru/ped/vshk.html 12
3.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/ 12
4.Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/ 12
5.Российский общеобразовательный портал. www. school.edu 12
9. Материально-техническое обеспечение 12
Общие положения
Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины «Психология высшей школы» - модуль факультативных дисциплин образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.
Цели изучения дисциплины Целью изучения дисциплины «Психология высшей школы» является углубление знаний по ряду теоретических проблем психологии высшей школы и знакомство с проблемами организации эффективного образовательного процесса в вузе, обеспечивающего поступательное развитие познавательной и личностной сфер студентов, совершенствование профессиональной деятельности преподавателя, а также психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.
Задачи дисциплины заключаются в изучении:
психологии деятельности студента вуза;
психологии деятельности преподавателя высшей школы;
психологических основ формирования качеств, необходимых выпускнику вуза;
психологических условий успешного руководства учебно-воспитательного процесса в вузе.
Результаты освоения дисциплины Аспирант или соискатель должен:
- знать:
- важнейшие вопросы применения психологической теории и психологических концепций к совершенствованию образовательной деятельности вуза;
закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития студента в процессе обучения в вузе;
- предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования образовательного процесса вуза;
- психологические особенности основных видов деятельности студентов;
- психологии деятельности студенческого коллектива;
- психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза;
- психологическую характеристику педагогического мастерства и путей его формирования.
- уметь:
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития психологии высшей школы, ее взаимосвязей с другими науками;
анализировать образовательный процесс вуза с позиций достижений современной психологии и педагогики;
проектировать программы совершенствования образовательной среды вуза, использовать разнообразные средства и методы психологического воздействия на субъектов образовательного процесса;
осуществлять психологический анализ деятельности студентов;
психологический анализ деятельности преподавателя высшей школы.
- демонстрировать:
- способность и заинтересованность использования в преподавательской деятельности знаний психологических законов, закономерностей, категорий; разнообразных образовательных технологий;
- умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с психологическими проблемами образовательной деятельности и психологической службы образования;
- умения успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психология высшей школы»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.
4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов Вид учебной работы
| Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
| Аудиторные занятия
|
| Лекции (минимальный объем теоретических знаний)
| 0,5(18 ч.)
| Семинар
| -
| Практические занятия
| -
| Другие виды учебной работы
| -
| Внеаудиторные занятия:
|
| Самостоятельная работа аспиранта
| 0,5 (18 ч.)
| ИТОГО
| 1,0 (36 ч.)
| Вид итогового контроля
| зачет
| 5. Содержание дисциплины Содержание лекционных занятий
№ п/п
| Содержание
| Кол-во уч.часов
| 1
| Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
| 1
| 2
| Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студента
| 1
| 3
| Психологическая характеристика воспитания и обучения в высшей школе
| 1
| 4
| Профориентация и профессиональный отбор в высшую школу
| 1
| 5
| Единство личности и деятельности студентов
| 1
| 6
| Психологические особенности основных видов деятельности студентов
| 1
| 7
| Психология деятельности студенческого коллектива
| 1
| 8
| Психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза
| 1
| 9
| Психологическая характеристика педагогического мастерства и пути его формирования
| 1
| Всего:
| 9
| Практические занятия
№ п/п
| Содержание
| Кол-во уч.часов
| 1
| Психологические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов
| 2
| 2
| Психология деятельности коллектива кафедры
| 2
| 3
| Формирование профессиональной направленности личности студента, профессиональных знаний, навыков, умений
| 2
| 4
| Формирование у студентов высших чувств, волевых качеств и профессиональных особенностей познавательных процессов
| 2
| 5
| Психологические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе
| 1
| Всего:
| 9
|
Самостоятельная работа аспиранта
№ п/п
| Виды самостоятельной работы
| Кол-во уч.часов
| 1
| Повторение лекционного материала
| 2
| 2
| Подготовка докладов
| 4
| 3
| Написание реферата, научных статей
| 4
| 4
| Участие и выступление на семинарах
| 8
| Всего:
| 18
|
6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету Итоговая аттестация аспиранта по данной дисциплине включает сдачу зачета. Перечень вопросов к зачету:
Охарактеризуйте предмет, задачи и методы психологии высшей школы
Назовите основные требования к специалисту с высшим образованием
Охарактеризуйте особенности развития личности студента
Дайте психологическую характеристику воспитания и обучения в высшей школе
Каковы особенности профориентации и профессионального отбора в высшую школу
В чем заключается единство личности и деятельности студентов
Охарактеризуйте психологические особенности основных видов деятельности студентов
Каковы особенности психологии деятельности студенческого коллектива
Назовите психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза
Дайте психологическую характеристику педагогического мастерства и путей его формирования
Каковы психологические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов
Каковы особенности психологии деятельности коллектива кафедры
Каковы психологические особенности формирования системы духовных ценностей у студентов
Каковы особенности формирования профессиональной направленности личности студента
Каковы особенности формирования высших чувств и волевых качеств у студентов
Каковы особенности формирования у студентов профессиональных особенностей познавательных процессов
Каковы особенности формирования у студентов профессиональных знаний, навыков, умений
Охарактеризуйте психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза
Охарактеризуйте психологические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе
7. Образовательные технологии В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»)
2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.
3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.
4. Использование учебно-методического программного комплекса.
5. Решение психолого-педагогических задач в лабораторных условиях.
6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научно-методическую литературу по психологическому сопровождению образовательного процесса, научные журналы и труды конференций.
8.1 Основная литература:
№ п/п
| Наименование учебной литературы
| Автор, место издания, издательство год
| Количество экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой
| Число обучающихся, воспитанников, одновременно изучающих дисциплину
|
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
|
|
| 30
| 7
|
| Педагогика и психология высшей школы
| Пинигина Г.В.
– Кемерово: КузГТУ, 2004.
| 5
| 7
|
| Педагогическая психология
| Бархаев Б.П. – СПб.: Питер, 2009.
| 2
| 7
|
| Методология и методы психолого-педагогического исследования
| Загвязинский В.И. – М.: Академия, 2009.
| 5
| 7
|
| Основы педагогической психологии высшей школы
| Митин А.Н. – М.: Проспект, 2010.
| 2
| 7
|
| Психологическая диагностика в образовательном процессе
| Дубовицкая Т.Д. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011.
| 2
| 7
|
| Педагогическая психология
| Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.А. и др. / Под ред.Н.В.Клюевой.-М.:Владос-Пресс,2006.
| 1
| 7
|
| Педагогика и психология высшей школы
| Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д, Феникс, 2006.
| 1
| 7
|
| Психология и педагогика для преподавателей высшей школы
| Смирнов С.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008
| 2
| 7
|
| Педагогическая психология
| Габай Т.В. -М.: Академия., 2009.
| 2
| 7
|
8.2 Дополнительная литература
№ п/п
| Наименование учебной литературы
| Автор, место издания, издательство год
| Количество экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой
| Число обучающихся, воспитанников, одновременно изучающих дисциплину
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Психология высшей школы
| М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978
| 5
| 7
|
| Искусство преподавания
| Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. М., 1999.
| 1
| 7
|
| Психология : в 3-х кн. : учеб. для студ. вузов.: Психология образования
| Немов, Р.С. - М.: ВЛАДОС, 2004.
| 6
| 7
|
| Формирование мотивации учения.
| Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. – М., 1990.
| 5
| 7
|
| Основы педагогики и психологии высшей школы
| Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.
| 1
| 7
|
| Проблемное поле научной школы "Психология" профессионального развития"
| Зеер Э.Ф. // Образование и наука. - 2010. - №11. - С.118-128
| 1
| 7
|
| Использование контроля для управления учебной мотивацией студентов
| Каменева И. О. // Интеграция образования. - 2008. - №1.-С.14-19
| 1
| 7
|
| Психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров для новой школы
| Рубцов В.В. / Педагогика. - 2010. - №5. - С. 55-59.
| 1
| 7
|
| Психология педагогической оценки
| Ананьев Б.Г. // Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т. 2. – С. 133 – 268.
| 2
| 7
|
| Проблемы развивающего обучения
| Давыдов В.В. – М., 1986.
| 3
| 7
|
| Виды обобщения в обучении
| Давыдов ВВ. – М., 1972. – С. 273 – 293.
| 2
| 7
|
| Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики
| Калмыкова З.И./ Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975. – С. 10 – 38.
| 2
| 7
|
| Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения
| Стоунс Э. – М.: Педагогика, 1984.
| 2
| 7
|
| Проблемные ситуации в мышлении и обучении
| Матюшкин А.М. – М.: Педагогика, 1972.
| 2
| 7
|
| Психология учебной деятельности студентов
| Якунин В.А. – М., 1994.
| 2
| 7
|
| Некоторые теоретические вопросы психологии учения
| Богоявленский Д.Н. // Вопросы психологии. – 1976. – № 2. – С. 33-34
| 2
| 7
|
| Учебная деятельность и развивающее обучение .
| Кабанова-Меллер Е.Н. – М.: Знание, 1981. – С. 231 – 252.
| 3
| 7
|
| Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе
| / Под ред. А. Коссановски [и др.]; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – С. 15 – 16, 48 – 53, 66 – 91, 102 – 105.
| 2
| 7
|
| Возрастная психология
| Фельдштейн Д.И. – М., 1997.
| 2
| 7
|
| Конфликтная ситуация и ее возможные последствия
| Жутикова Н.В. // Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
| 1
| 7
|
| Психология профессионального развития учителя
| Митина Л.М. – М., 1998.
| 2
| 7
|
| Социальная педагогическая психология
| Реан А.А., Коломинский Я.Л. – СПб.: Питер Ком., 2010.
| 1
| 7
|
| Психология общения
| Леонтьев А.А. – М., 1997.
| 3
| 7
|
| Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: сб. науч. тр.
| / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.
| 2
| 7
|
| Личностный подход в образовании: концепция и технологии
| Сериков В.В. – Волгоград: Перемена, 1994.
| 1
| 7
|
8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Педагогика и психология высшей школы Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2004.- 134 с. http://www.iqlib.ru/book/preview/7B898ED0168F41269986080DE1A77C1C М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы" Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г. http://www.detskiysad.ru/ped/vshk.html Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/ Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
9. Материально-техническое обеспечение Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; учебники, учебные пособия и рекомендации.
N п/п
| Название дисциплины
| Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
| Фактический адрес учебных кабинетов и объектов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Психология высшей школы
| Методический кабинет (ауд. №224) главного корпуса. Компьютеры (1), ноутбук (1), принтер (1).
| Проспект Ленина, 49
| 2
| Компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. № 319), оснащенный 16 компьютерами.
| Проспект Ленина, 49
| 3
| Каб. № 308 интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук (3).
| Проспект Ленина, 49
| 4
| Мультимедиа-сопровождение всех разделов курса «Педагогическая психология».
| Проспект Ленина, 49
| |