Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву




Скачать 327.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву
страница1/2
Дата публикации13.10.2013
Размер327.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
urist-edu.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2


Утверждено:

Центральной методической

Комиссией Всероссийской олимпиады школьников по праву
« « ___________ 2008 г.


Методические рекомендации

по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву.
СОДЕРЖАНИЕ:

1. Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников
2. О подготовке заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады (Из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»).
3. Характер заданий олимпиады
4. Правовое образование в школе и предметная олимпиада
5. Общие методические рекомендации по подготовке заданий Олимпиады и критерии их оценивания

6. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного этапа олимпиады школьников по праву, для учащихся 9, 10 и 11 классов

6.1. методические рекомендации по подготовке задания для учащихся 9 (8) классов

6.2. методические рекомендации по подготовке задания для учащихся 11 классов

6.3 методические рекомендации по подготовке задания для учащихся 10 классов

7. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий муниципального этапа олимпиады школьников по праву для учащихся 9, 10 и 11 классов

7.1 методические рекомендации по подготовке задания для учащихся 9 (8) классов

7.2. методические рекомендации по подготовке задания для учащихся 11 классов

7.3. методические рекомендации по подготовке задания для учащихся 10 классов
8. Список литературы и ссылки на сайты Интернет
1. Основные нормативные документы, определяющие проведение

всероссийской олимпиады школьников
С 2008-09 уч. г. начинают действовать новые нормативные документы по проведению олимпиад школьников. Это:

- «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).

- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).

Содержание заданий олимпиады определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии разработки и обсуждения.

На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад.


Этапы

Участники

Сроки

Подготовка

заданий

Школьный

9 (8)-11 кл.

Октябрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(по рекомендации Центральной предметно-методической)

Муниципальный

9 (8)-11 кл.

Ноябрь-декабрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(по рекомендации Центральной предметно-методической)

Региональный

9 (8) -11 кл.

Январь-

февр.

Центральная предметно-методическая комиссия

Заключительный

9 (8) -11 кл.

Определяет Рособр.

Центральная предметно-методическая комиссия


2. О подготовке заданий школьного и муниципального этапов

Олимпиады
Из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»
«20. Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

21. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

22. Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».

<…> «29. Муниципальный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

30. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

31. Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».

При подготовке заданий олимпиады школьного и муниципального этапов необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:



Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Возможность проведения для параллелей учащихся

9 (8)-11 классы

9 (8)-11 классы

Оптимальное время для проведения.

Один учебный час для 9 (8) классов.

Два учебных часа для 10-11 классов.

Два учебных часа для 9(8) классов.

Два астрономических часа для 10-11 классов.

Использование заданий со значительным развернутым ответом (решение юридических казусов, задач).




Рекомендуются для учащихся 9 (8) классов.

Желательно обязательно провести для учащихся 10-11 классов.



3. Характер заданий олимпиады
Олимпиады являются предметными, о чем конкретно говорят названные выше нормативные документы:

- «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6);

- «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7).

Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от контрольной работы: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются:

- отражение нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- отражение творческого характера соревнований;

- отражение общей культуры участников, их эрудированности.
4. Правовое образование в школе и предметная олимпиада

Как уже отмечалось выше в основе олимпиадных заданий лежат действующие нормативные документы, определяющие содержание правового образования в школе.

Установками методологического характера для формирования заданий олимпиады являются важнейшие черты современного школьного правового образования.

1. Иерархия целей изучения права в школе:

1.1. выделение в качестве основной цели- воспитание и развитие личности, осуществляемые на основе овладения школьниками правовыми знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения права на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помощь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта современной жизни России.

1.2. Формирование у школьников правовой культуры, искоренение правового нигилизма.

1.3. деление целей правового образования не те из них, которые можно планировать и достаточно гарантировано достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных правовых знаний и умений их применять), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична.

1.4. направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для правомерного поведения во всех областях общественной жизни.

2. Акцент на личностный аспект правомерного поведения, внимание к роли права в жизни человека.

3. Ориентация на сущностные черты права как школьного предмета, который характеризуется:

3.1. ознакомлением учащихся с основными нормами права, отраслями права и правовыми актами;

3.2. направленностью на теоретическое обобщение учебного материал, его осмысление и применение;

3.3. особая в сравнении со многими школьными дисциплинами нацеленность на межпредметные связи;

3.4. практико-ориентированный характер;

3.5. нацеленность на создание условий для формирования у школьников осмысленной правовой культуры на базе которой создаются условия для самореализации личности учащихся.

Опираясь на такое понимание школьного правового образования, Центральная предметно-методическая комиссии Всероссийской олимпиады школьников по праву так формулирует основные подходы к ее проведению:

  1. Сочетание разнообразных целей

    • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

    • выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению права;

    • анализ уровня подготовленности, широты кругозора и мышления таких учащихся;

    • накопление научно-методического опыта по развитию правового образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

    • содействие обмену опытом учебной работы по праву между педагогами;

    • подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо значимая цель – отбор учащихся-победителей для создания ими портфолио успешности ученика и, в конечном счете, формирования льготных условий поступления в профильные вузы (факультеты).

  1. формирование вертикали олимпиад: школьный – муниципальный – региональный– заключительный этапа Всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

  2. поиск органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

  3. использование олимпиады для оценки успешности усвоения учащимися курса права. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.


5. Общие методические рекомендации по подготовке заданий и критерии их оценивания

Школьный и муниципальный этапы Олимпиады школьников по праву целесообразно проводить в один тур.

В качестве конкурсных заданий участникам могут быть предложены:

  1. Тестовые задания. Этот тип вопросов может составлять около 70-90 процентов от общего числа заданий. Например:

I. Отметьте один или несколько вариантов правильных ответов на вопрос

ответ

Критерии оценивания

1. Правовой обычай – это:

А) форма права;

Б) источник права;

В) обязательная для применения норма права.

Б


1

(за любой другой ответ – 0 баллов)





  1. Вопросы открытого типа. Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий. Например:

Дополните предложение

ответ

Критерии оценивания

37. Совокупность правовых норм, обладающих своеобразным предметом и методом регулирования, называется ________________


Отрасль права

1

(за любой другой ответ – 0 баллов)




  1. Вопросы на соотнесение понятий и определений, государственных органов и их компетенции (в дальнейшем вопросы на соотнесение). Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий. Например:




Установите соответствие

ответ

Критерии оценивания

31.
1.Суды общей юрисдикции

2. Арбитражные суды

3.Конституционные суды
А) рассматривают споры, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и других правоотношений, в которых хотя бы одним из лиц, участвующих в деле является гражданин;

Б) рассматривают обращения граждан о соответствии Конституции Р.Ф. иных источников права;

В) рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами.

1-

2 –

3 -


1-а

2-в

3-б

1

(за любой другой ответ – 0 баллов)




  1. Вопросы на объяснение содержания основных юридических понятий. Этот тип задний может составлять около 5-10 процентом от общего числа заданий. Например,

III. Раскройте содержание следующих понятий

Ответ

Критерии оценивания

15. Юридические факты это

Конкретные жизненные обстоятельства с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений

1

(за правильное точное по смыслу объяснение, 0 – за ошибку





  1. Задачи. Этот тип задний может составлять около 5-10 процентом от общего числа заданий. Например,

IY. Решите задачи


ответ

Критерии оценивания




  1. Николай, когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак со Светланой. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве Валентины Матвеевны. Остается ли Николай на попечительстве Валентины Матвеевны после вступления в брак? Ответ обоснуйте




Нет. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.


3 балла ( 1 – за краткий ответ - Нет, 2 – за верное обоснование


По содержанию конкурсные задания для участников окружного этапа должны быть ориентированы на Общеобразовательные стандарты по праву для участников соответственно 9, 10 и 11 классов.

Однако, учитывая цели олимпиады, к которым в том числе относится поиск и поддержка одарённых детей, для выявления уже на муниципальном этапе детей, которые помимо образования в школе придают особое значение самообразованию в избранной им области знаний – правоведение (юриспруденция), Центральная методическая предметная комиссия по праву рекомендует предложить на разрешение участников муниципального этапа около 10 процентов вопросов (от общего числа заданий) «повышенной сложности». По типу вопросы «повышенной сложности» могут быть тестовыми, открытыми вопросами, вопросами на соотнесение и объяснение понятий, а также задачами. По содержанию такие вопросы могут быть из областей права, которые являются обязательными для изучения на следующем уровне либо, вопросы, которые подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и вопросы из областей права, включая теорию, историю права, латинские юридические крылатые выражения, которые не входят в Общеобразовательный стандарт. Такие задания для поощрения детей, имеющих мотивацию к самообразованию и явно выраженный интерес к избранной области знаний, должны оцениваться выше, чем задания, соответствующие Общеобразовательным стандартам. Например:

Переведите латинские выражения

ответ

Критерии оценивания

lex posterior derogat priori

Последующий закон отменяет предыдущий

сложность

2 балла


Или

Раскройте содержание следующих понятий

ответ

Критерии оценивания

22. Сервитут это


Право ограниченного пользования чужим земельным участком

Сложность

3 балла


Тестовые задания и задания на соотнесение положительно оцениваются в 1 балл только в случае совершенно правильного ответа участника. Любая ошибка, допущенная участником при ответе на вопросы этого типа, оценивается в 0 баллов.

При оценивании вопросов открытого типа и вопросов на объяснение основных юридических понятий учитывается верно переданный участником смысл, а не юридически грамотно выстроенная фраза. Например, на вопрос о том, что такое Сервитут участник может ответить, что это право пользоваться имуществом, которое ограничено чужим правом, что так же должно оцениваться как правильный ответ.

Оценивание задач складывается из оценки за краткий ответ – Да, Нет, Имеет право, Не имеет право (1 балл) и оценки за обоснование (2 балла). При оценивании обоснования также должно учитываться не юридическая грамотность фразы, а правильность ответа по существу, которую участник может изложить своими словами. Если же обоснование, данное участником противоречит краткому ответу, то оценка за краткий ответ не ставится, поскольку задача признается решенной не верно.

В основе оценки заданий «повышенной сложности» лежат те же принципы, но с учетом сложности заданий баллы увеличиваются. Например, тестовые задания и задания на соотнесение при правильном ответа оцениваются в 1 балл (при ошибке – 0 баллов). При оценке аналогичных заданий «повышенной сложности» при правильном ответе участнику выставляется 2 – 3 балла (при ошибке – 0).

6. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного этапа олимпиады школьников по праву, для учащихся 9, 10 и 11 классов

  • 6.1. Участникам школьного этапа олимпиады школьников по праву, обучающимся в 9 (8) классах Центральная Методическая комиссия по праву считает целесообразным предложить тестовые задания общей численностью, не превышающие 20-30 вопросов.

Заданий этого типа могут быть посвящены:

- основам конституционного права,

- системе конституционных прав и свобод в Российской Федерации

- гражданству

- особенностям правового статуса несовершеннолетних, закрепленных нормами семейного, гражданского, уголовного права;

- элементарным понятиям теории права – право, источники права, правоотношение, юридическая ответственность, правомерное поведение, право и государство, формы государства

Например,

Задание

Ответы

Критерии оценки

I. Отметьте один или несколько правильных вариантов ответов







  1. Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего (в возрасте до 14 лет) потерпевшего или свидетеля?

А. обязательно;

Б. по усмотрению следователя.

В. только, если об этом ходатайствует несовершеннолетний потерпевший или свидетель

Г. только, если об этом ходатайствуют законные представители несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля


А

1

(за любой другой ответ – 0 баллов

2. При заключении несовершеннолетними договора, требующими согласия законного представителя, оно должно быть дано:

А. только до заключения договора;

Б.до заключения договора, в момент заключения договора, после заключения договора;

В. только в момент заключения договора;

Б

1

(за любой другой ответ – 0 баллов)

  1. Президент РФ получает свои полномочия непосредственно от:

А. Народа

Б. Центральной избирательной комиссии

В. Государственной думы


А

1

(за любой другой ответ – 0 баллов

  1. Конституция РФ была принята:


А. 12 ноября 1993г.

Б. 12 января 1993г.

В. 12 декабря 1991г.

Г. правильный ответ отсутствует.



Г


1

(за любой другой ответ – 0 баллов)




  • 6.2. Участникам школьного этапа олимпиады школьников по праву, обучающимся в 11 классах Центральная Методическая комиссия по праву считает целесообразным предложить тестовые задания и заданий на соотнесение общей численностью, не превышающие 30-40 вопросов. Задания этих двух типов могут быть посвящены:

- вопросам конституционного права,

- системе конституционных прав и свобод в Российской Федерации

- системе конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

- правоохранительным органам, их видам и компетенции

- судебной системе

- нормам трудового, семейного, гражданского, уголовного, административного права

- основным понятиям теории права – право в системе социальных норм, система российского права, происхождение права, механизм правового регулирования, нормы и основные отрасли права, правоотношении, правомерное поведение, правонарушения, юридическая ответственность, ее принципы

Например,

Задание

Ответы

Критерии оценки

I. Отметьте один или несколько правильных вариантов ответов







1. Обязанность лица претерпевать определенные лишения за совершение правонарушения – это
А. санкция правовой нормы

Б. метод правового регулирования

В. наказание

Г. юридическая ответственность

Д. функция права


Г

1

(за любой другой ответ – 0 баллов

2. Совокупность всех существующих в данном обществе правовых норм
А. система законодательства

Б. система права

В. правовая система

Г. объективное право

Д. субъективное право

Г

1

(за любой другой ответ – 0 баллов

  1. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 - летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за

А. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Б. побои

В. истязания

Г. грабеж

Д. мошенничество


А, Г. П.1 ст.20 УК РФ.


1

(за любой другой ответ – 0 баллов

4. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
А. денежной эмиссии

Б. таможенного регулирования

В. чрезвычайного положения

Г. статуса и защиты государственной границы

Д. ратификации и денонсации международных договоров



А, Б, Г, Д. Статья 106 Конституции РФ.


1

(за любой другой ответ – 0 баллов)

5.

А. Относится к ведению Государственной Думы РФ

Б. Относится к ведению Совета Федерации РФ

  1. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты

  2. утверждение изменения границ между субъектами РФ

  3. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ

  4. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

  5. принятие Федеральных Законов

  6. отрешение Президента РФ от должности


А -

Б-

А – 3, 5,

Б – 1, 2, 4, 6,
(ст. 102, 103, ч. 2 ст. 108 Конституции РФ)

1

(любая ошибка – 0 баллов




  • 6.3. Участникам школьного этапа олимпиады школьников по праву, обучающимся в 10 классах Центральная Методическая комиссия по праву считает целесообразным предложить тестовые задания и заданий на соотнесение общей численностью, не превышающие 30- 35 вопросов.

Задания этих двух типов могут быть посвящены:

- основам конституционного права,

- системе конституционных прав и свобод в Российской Федерации

- системе конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

- гражданству

- избирательной системе и избирательному процессу

- особенностям правового статуса несовершеннолетних, закрепленных нормами семейного, гражданского, уголовного права, трудового;

- основным понятиям теории права – право, источники права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность, правомерное поведение, право и государство, формы государства,

Задания для участников 10 классов могут содержать 60 процентов вопросов, которые были разработаны для учащихся 9 классов и 40 процентов заданий, которые были предложены участникам 11 классов.
7. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий муниципального этапа олимпиады школьников по праву для учащихся 9, 10 и 11 классов

  • 7.1. Участникам муниципального этапа олимпиады школьников по праву, обучающимся в 9 (8) классах Центральная Методическая комиссия по праву считает целесообразным предложить задания общей численностью, не превышающие 30- 35 вопросов. Из них:

- около 25 - тестовых заданий. Вопросы этого тип заданий могут быть посвящены:

- вопросам конституционного права, системе конституционных прав и свобод в РФ, системе конституционных обязанностей в РФ

- особенностям правового статуса несовершеннолетних, закрепленных нормами семейного, гражданского, уголовного права;

- основным понятиям семейного права – брак, права и обязанности членов семьи, брачный договор

- основным понятиям трудового права – трудовой договор, порядок заключения трудового договора, субъекты трудовых правоотношений.

- основным понятиям уголовного права - понятие преступления и наказания, цели наказания, особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних

- элементарным понятиям теории права.

Например,



I.Отметьте один или несколько вариантов правильных ответов на вопрос


ответ

Критерии оценивания

1. Согласие ребенка на изменение имени обязательно по достижении им возраста:

А.10 лет;

Б.14 лет;

В.16 лет.


А

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0

2. К числу федеральных органов исполнительной власти не относятся:

А. федеральные министерства;

Б. государственные комитеты;

В. федеральные службы;

Г. палаты Федерального собрания РФ.

Г

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0

3. Источником права в РФ не является:

А. правовой обычай;

Б. юридический прецедент;

В. закон;

Г.нормативно-правовой акт

Д. подзаконный акт.

Б

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0

4. Опека устанавливается:

А. над лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Б. над совершеннолетним лицом, признанным судом ограниченно дееспособным

В. над лицом в возрасте от 14 до 16 лет

Г. над лицом, признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства

Г

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0

5. Административная ответственность наступает:

А. с 12 лет

Б. с 14 лет

В. 16 лет

Г. с 18 лет

В

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0

6. Главой Российской Федерации является:

А.Председатель Государственной Думы.

Б.Президент.

В.Председатель Правительства.

Г.Председатель Совета Федерации.


Б

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0


Кроме того, вопросы для этой категории участников могут содержать:

Не более 5 открытых вопросов, которые могут быть посвящены также вопросам конституционного права, вопросам прав детей, семейного права, элементарным понятиям теории права, а также основам уголовного, трудового права. Например,

II. Продолжите фразу

ответ

Критерии оценивания

Важнейшим конституционным принципом, определяющим основы правового статуса человека и гражданина, нашедшим свое закрепление в гл.1 Конституции РФ, является_________________

Равноправие граждан

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0

Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право- это ____________ права

отрасль

1 балл за правильный ответ; за любой иной ответ - 0


И не более 5 вопросов на соотнесение, посвященных тем же вопросам.

Например

III. Установите соответствие

ответ

Критерии оценивания










43.

А.Республики

Б. Автономные области

В. Автономные округа

Г. Области, входящие в состав РФ как отдельные субъекты


  1. Башкортостан,

  2. Бурятия,

  3. Калмыкия,

  4. Еврейская,

  5. Чукотский,

  6. Амурская,

  7. Новосибирская,

  8. Пензенская,

  9. Архангельская,

  10. Воронежская,

  11. Удмуртская,

  12. Хакасия

А –

Б –

В –

Г -

А- 1.2.3.11.12.

Б - 4

В – 5.

Г-6.7.8.9.10


1 балла за правильный ответ; за любой иной ответ - 0
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры...

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМуниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву
...

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМуниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву
...

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМетодические материалы по организации и проведению школьного этапа...
О этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9-11 классы....

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМетодические рекомендации по составлению отчёта о работе контрольно-счётного...
Настоящие Методические рекомендации разработаны Научно-методической комиссией Союза муниципальных контрольно-счётных органов во исполнение...

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМетодические рекомендации по составлению отчета по лабораторным работам...
Отчет по лабораторным работам №1-3 представляет собой письменный анализ конкретных ситуаций с вынесением обоснованного решения, а...

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМуниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву 2012-2013 учебного года

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconМуниципальный этап всероссийской Олимпиады школьников по праву
Задание № II. Установление соответствия и правильной последовательности (8 баллов)

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 уч году
В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха является

Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву iconРегионального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву
В соответствии с Семейным кодексом РФ брак признается недействительным в случаях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Юриспруденция



При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
urist-edu.ru
..На главную